Цель: cоздание образно-тематической композиции с использованием техники бумажной пластики.
Задачи.
- Обучить новым технологическим приемам моделирования и бумажной пластики.
- Развить ассоциативно-образное мышление, творческую и конструкторскую фантазию путем создания разных композиций на основе одинаковых по форме заготовок.
- Воспитание аккуратности в работе и умения организовать свое рабочее место.
Вид деятельности: моделирование из бумаги.
Ожидаемый результат:
- ученики должны освоить технологию изготовления модели летательного аппарата;
- научиться моделировать форму путем соединения простейших геометрических элементов;
- закрепить навыки пользования инструментами для работы с бумагой.
- применять полученные навыки работы для выполнения самостоятельных дизайнерских проектов
Структура учебной деятельности
Текущее время (мин.) |
Действия педагога | Действия учеников | Используемые средства |
3 | Организационный момент. | Подготовка инструментов. | |
2 | Правила ТБ. | Ответы учеников. | |
10 | Объяснение нового материала. | Презентация по теме “Красота и целостность”, репродукции, готов. изделия. | |
60 | Наглядный показ всех действий по
выполнению композиции с использованием техники
бумажной пластики . Во время самостоятельной
работы учеников рассказать об истории развития
авиации и космонавтики. Наблюдение за работой и корректировка деятельности учеников. |
Самостоятельная практическая
деятельность: - работа над эскизом; - поэтапное изготовление композиции “Звездный путь”; - моделирование самолета, современных домов. |
Материалы и инструменты: белая и цветная бумага, бумага формата АЗ, ножницы, канцелярский ножик, линейка, циркуль, треугольник, клей ПВА, скрепки |
15 | Оценивание работ с комментариями. Итоги урока. Рефлексия. | Сдают работы с пояснениями. Уборка рабочих мест. |
Ход урока
I
1. Проверка готовности к уроку: перед учениками должен находиться определенный набор инструментов и оборудования.
2. Актуализация правил техники безопасности:
- Какие действия недопустимы в момент работы с ножницами, канцелярским ножиком, циркулем, линейками?
Итак, в процессе работы:
- нельзя размахивать ножницами, канцелярским ножиком, циркулем, линейками;
- аккуратно работать с клеем;
- следить за порядком на рабочем месте.
3. Тема нашего занятия: “Красота и целесообразность”.
Демонстрация презентации по теме урока.
- Заглянем на страницы учебного пособия “Архитектура и дизайн”, ст. 70–71. Как много вещей нас окружает. Чем эти вещи похожи на здания?
- Любая вещь родственница зданиям и сооружениям своей конструкцией. В любой вещи можно видеть структуру, конструкцию, состоящую из сочетания объемов.
- Форма вещи не случайна – она выражает ее функцию. А будет ли чайник красив без носика?
- Конечно, нет. Чайник без этой части не будет удовлетворять основной функции вещи – выливания жидкости.
Красота не существует сама по себе отдельно от предмета, как “оформительская добавка”, а выражает функцию самого предмета. Задача конструктора, дизайнера – создать модель красивую, удобную, полезную. Сегодня мы будем говорить о самолете.
- Почему эта тема сегодня актуальна?
Эта тема связана с Годом Космонавтики. Нашей стране нужны смелые, опытные конструкторы, дизайнеры, которые смогли бы поднять авиацию и космонавтику и отойти от уровня, который был, достигнут 15-20 лет тому назад. Заглянем на страницы истории развития самолетостроения. Форма самолета изменялась в соответствии со стремлением достичь наибольшей скорости. Красота явилось художественным воплощением сути полета. “Некрасивый самолет не полетит” - так сказал известный конструктор летательных аппаратов А.Н. Туполев. Мечта о полёте встречается в мифах разных народов мира (например, о Дедале и Икаре в греческой мифологии. Первые попытки полёта также часто связаны с идеей подражать птицам, как в мифе о Дедале: его крылья были выполнены из перьев и воска. Попытки строить крылья и спрыгивать из высоких башен продолжались даже в семнадцатом веке. Около 400 до н. э. Архит Таренский, древнегреческий философ, математик, астроном, государственный деятель и стратег, возможно, разработал первый летательный аппарат, представляющий собой модель птицы.
Летающий фонарик (прототип аэростатов с оболочкой, наполненной горячим воздухом) был известен в Китае с древнейших времён.
В эпоху Возрожденья Леонардо да Винчи нарисовал чертёж дельтаплана, в котором внутренние части крыльев были зафиксированы, а некоторые поверхности управления смещены к концам (также как при планировании у птиц)
В последние годы XVIII века сэр Джордж Кэйли провёл первое серьёзное изучение физики полёта.. Позднее Кэйли использовал данные для постройки полномасштабного аппарата. В 1868 француз Жан-Мари Ле Бри совершил первый полёт, при котором поднялся выше точки старта, на своём планёре с помощью конной тяги на берегу. Ле Бри по сообщениям достиг высоты 100 метров, преодолев расстояние 200 метров. В 1874 Фелих дю Темпл в Бресте (Франция) построил большой самолёт из алюминия, с размахом крыла 13 метров и весом 80 кг (без пилота). Было произведено несколько испытаний, стартовал планёр с трамплина, полёт продолжался короткое время и благополучно возвратился.
Немец Отто Лилиенталь сконструировал ряд лучших по своему времени планеров, и в 1891 уже мог совершать полёты на 25 метров или более. Следуя принципу Лилиенталя прыжка перед полётом, братья Райт построили и испытали ряд бумажных змеев и планёров с 1900 по 1902 до того, как построить аппарат с двигателем. Планёры успешно летали, однако не так, как Райт ожидали, исходя из экспериментов и писем их предшественников XIX века.. После этого Райт построили собственную аэродинамическую трубу и создали большое количество сложных устройств для измерения подъёмной силы и испытали около 200 проектов крыла. Райт не только построили действующий самолёт, но также внесли вклад в современный подход к авиастроению.
II
1. Приступаем к практической работе.
Сегодня нам предстоит выполнить композицию, используя возможности бумажной пластики и импровизации. Одно из особых свойств бумаги, заключается в том, что обыкновенный плоский лист может превратиться в самолет с помощью особых приемов. Каждая ровная поверхность, ограниченная складками и изгибами становится гранью (крыло, киль, стабилизатор). Объемную форму можно получить из простого листа следующими способами: сминанием и скручиванием, изгибанием и сгибанием, гофрированием. Для выполнения фюзеляжа и носовой части используем скручивание бумаги в цилиндр или конус. Сгибая лист бумаги с обеих сторон в разных направлениях можно получить самые разнообразные простые и сложные объемные предметы – современные здания, небесную сферу, пространство, которое нас окружает.. Сегодня перед вами стоит задача: создать образно-тематическую композицию (инсталляцию) “Звездный путь”. Очень важно придумать свое название инсталляции. Оно расширяет смысл композиции, задает определенный ракурс восприятия. В инсталляции действует художественно-образный язык монтажа.
Сделаем схематичную зарисовку композиции самолета. Для выполнения композиции будем использовать белую плотную бумагу, сделаем выкройки элементов самолета – фюзеляж (цилиндр), носовая часть (конус), крылья (треугольники, треугольная призма), киль (прямоугольный треугольник), стабилизатор (треугольники), кабина (треугольная призма). Посмотрим, как происходит процесс сборки самолета в цехах завода КАПО им. Горбунова (показ презентации).
2. Прошу заканчивать работу.
III
Ученики сдают работы с объяснениями идеи своего произведения. Ведется проверка работ с оцениванием и комментарием.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что для вас означает красота и целесообразность вещи?
- В чем особенность работы в технике бумажной пластики?
- С какими трудностями столкнулись в процессе работы?
Подвести итог урока, обобщить наиболее часто встречающиеся ошибки в работе учащихся с целью не повторения их в будущем.
Урок окончен. Убираем рабочие места.
До свидания.
***
Материал этого занятия может быть использован для проведения уроков с детьми среднего и старшего возраста. А историческая справка расскажет об истории возникновения и становления самолетостроения и ракетостроения в мире, и будет занимательна и интересна не только для детей, но и взрослых.