Открытый урок по искусству "Красота и целесообразность". 8-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 8


Цель: cоздание образно-тематической композиции с использованием техники бумажной пластики.

Задачи.

  1. Обучить новым технологическим приемам моделирования и бумажной пластики.
  2. Развить ассоциативно-образное мышление, творческую и конструкторскую фантазию путем создания разных композиций на основе одинаковых по форме заготовок.
  3. Воспитание аккуратности в работе и умения организовать свое рабочее место.

Вид деятельности: моделирование из бумаги.

Ожидаемый результат:

  • ученики должны освоить технологию изготовления модели летательного аппарата;
  • научиться моделировать форму путем соединения простейших геометрических элементов;
  • закрепить навыки пользования инструментами для работы с бумагой.
  • применять полученные навыки работы для выполнения самостоятельных дизайнерских проектов

Структура учебной деятельности

Текущее время
(мин.)
Действия педагога Действия учеников Используемые средства
3 Организационный момент. Подготовка инструментов.  
2 Правила ТБ. Ответы учеников.  
10 Объяснение нового материала.   Презентация по теме “Красота и целостность”, репродукции, готов. изделия.
60 Наглядный показ всех действий по выполнению композиции с использованием техники бумажной пластики . Во время самостоятельной работы учеников рассказать об истории развития авиации и космонавтики.

Наблюдение за работой и корректировка деятельности учеников.

Самостоятельная практическая деятельность:

- работа над эскизом;

- поэтапное изготовление композиции “Звездный путь”;

- моделирование самолета, современных домов.

Материалы и инструменты: белая и цветная бумага, бумага формата АЗ, ножницы, канцелярский ножик, линейка, циркуль, треугольник, клей ПВА, скрепки
15 Оценивание работ с комментариями. Итоги урока. Рефлексия. Сдают работы с пояснениями.
Уборка рабочих мест.
 

Ход урока

I

1. Проверка готовности к уроку: перед учениками должен находиться определенный набор инструментов и оборудования.

2. Актуализация правил техники безопасности:

  • Какие действия недопустимы в момент работы с ножницами, канцелярским ножиком, циркулем, линейками?

Итак, в процессе работы:

  • нельзя размахивать ножницами, канцелярским ножиком, циркулем, линейками;
  • аккуратно работать с клеем;
  • следить за порядком на рабочем месте.

3. Тема нашего занятия: “Красота и целесообразность”.

Демонстрация презентации по теме урока.

  • Заглянем на страницы учебного пособия “Архитектура и дизайн”, ст. 70–71. Как много вещей нас окружает. Чем эти вещи похожи на здания?
  • Любая вещь родственница зданиям и сооружениям своей конструкцией. В любой вещи можно видеть структуру, конструкцию, состоящую из сочетания объемов.
  • Форма вещи не случайна – она выражает ее функцию. А будет ли чайник красив без носика?
  • Конечно, нет. Чайник без этой части не будет удовлетворять основной функции вещи – выливания жидкости.

Красота не существует сама по себе отдельно от предмета, как “оформительская добавка”, а выражает функцию самого предмета. Задача конструктора, дизайнера – создать модель красивую, удобную, полезную. Сегодня мы будем говорить о самолете.

  • Почему эта тема сегодня актуальна?

Эта тема связана с Годом Космонавтики. Нашей стране нужны смелые, опытные конструкторы, дизайнеры, которые смогли бы поднять авиацию и космонавтику и отойти от уровня, который был, достигнут 15-20 лет тому назад. Заглянем на страницы истории развития самолетостроения. Форма самолета изменялась в соответствии со стремлением достичь наибольшей скорости. Красота явилось художественным воплощением сути полета. “Некрасивый самолет не полетит” - так сказал известный конструктор летательных аппаратов А.Н. Туполев. Мечта о полёте встречается в мифах разных народов мира (например, о Дедале и Икаре  в греческой мифологии. Первые попытки полёта также часто связаны с идеей подражать птицам, как в мифе о Дедале: его крылья были выполнены из перьев и воска. Попытки строить крылья и спрыгивать из высоких башен продолжались даже в семнадцатом веке. Около 400 до н. э. Архит Таренский, древнегреческий  философ, математик, астроном, государственный деятель и стратег, возможно, разработал первый летательный аппарат, представляющий собой модель птицы.

Летающий фонарик (прототип аэростатов с оболочкой, наполненной горячим воздухом) был известен в Китае с древнейших времён.

В эпоху Возрожденья Леонардо да Винчи нарисовал чертёж дельтаплана, в котором внутренние части крыльев были зафиксированы, а некоторые поверхности управления смещены к концам (также как при планировании у птиц)

В последние годы XVIII века сэр Джордж Кэйли провёл первое серьёзное изучение физики полёта.. Позднее Кэйли использовал данные для постройки полномасштабного аппарата. В 1868 француз Жан-Мари Ле Бри совершил первый полёт, при котором поднялся выше точки старта, на своём планёре  с помощью конной тяги на берегу. Ле Бри по сообщениям достиг высоты 100 метров, преодолев расстояние 200 метров. В 1874 Фелих дю Темпл в Бресте (Франция) построил  большой самолёт из алюминия, с размахом крыла 13 метров и весом 80 кг (без пилота). Было произведено несколько испытаний, стартовал планёр с трамплина, полёт продолжался короткое время и благополучно возвратился.

Немец Отто Лилиенталь  сконструировал ряд лучших по своему времени планеров, и в 1891 уже мог совершать полёты на 25 метров или более. Следуя принципу Лилиенталя прыжка перед полётом, братья Райт построили и испытали ряд бумажных змеев и планёров с 1900 по 1902 до того, как построить аппарат с двигателем. Планёры успешно летали, однако не так, как Райт ожидали, исходя из экспериментов и писем их предшественников XIX века.. После этого Райт построили собственную аэродинамическую трубу и создали большое количество сложных устройств для измерения подъёмной силы и испытали около 200 проектов крыла. Райт не только построили действующий самолёт, но также внесли вклад в современный подход к авиастроению.

II

1. Приступаем к практической работе.

Сегодня нам предстоит выполнить композицию, используя возможности бумажной пластики и импровизации. Одно из особых свойств бумаги, заключается в том, что обыкновенный плоский лист может превратиться в самолет с помощью особых приемов. Каждая ровная поверхность, ограниченная складками и изгибами становится гранью (крыло, киль, стабилизатор). Объемную форму можно получить из простого листа следующими способами: сминанием и скручиванием, изгибанием и сгибанием, гофрированием. Для выполнения фюзеляжа и носовой части используем скручивание бумаги в цилиндр или конус. Сгибая лист бумаги с обеих сторон в разных направлениях можно получить самые разнообразные простые и сложные объемные предметы – современные здания, небесную сферу, пространство, которое нас окружает.. Сегодня перед вами стоит задача: создать образно-тематическую композицию (инсталляцию) “Звездный путь”. Очень важно придумать свое название инсталляции. Оно расширяет смысл композиции, задает определенный ракурс восприятия. В инсталляции действует художественно-образный язык монтажа.

Сделаем схематичную зарисовку композиции самолета. Для выполнения композиции будем использовать белую плотную бумагу, сделаем выкройки элементов самолета – фюзеляж (цилиндр), носовая часть (конус), крылья (треугольники, треугольная призма), киль (прямоугольный треугольник), стабилизатор (треугольники), кабина (треугольная призма). Посмотрим, как происходит процесс сборки самолета в цехах завода КАПО им. Горбунова (показ презентации).

2. Прошу заканчивать работу.

III

Ученики сдают работы с объяснениями идеи своего произведения. Ведется проверка работ с оцениванием и комментарием.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что для вас означает красота и целесообразность вещи?
  • В чем особенность работы в технике бумажной пластики?
  • С какими трудностями столкнулись в процессе работы?

Подвести итог урока, обобщить наиболее часто встречающиеся ошибки в работе учащихся с целью не повторения их в будущем.

Урок окончен. Убираем рабочие места.

До свидания.

***

Материал этого занятия может быть использован для проведения уроков с детьми среднего и старшего возраста. А историческая справка расскажет об истории возникновения и становления самолетостроения и ракетостроения в мире, и будет занимательна и интересна не только для детей, но и взрослых.

Презентация