Цели урока:
образовательные:
- проверка основных умений и навыков учащихся по темам курса математики 5 класса;
- решение практических задач;
воспитательные:
- привить интерес к предмету;
- воспитывать у учащихся патриотические качества, любовь к своей стране на примере подвигов во время Великой Отечественной войны;
развивающие:
- развивать математическую речь;
- развивать творческие способности учащихся при решении задач;
- развитие логического мышления.
Тип урока: обобщающий урок.
УМК: Виленкин В.Я.
Начало урока: игра “Поле чудес”. Каждый ребенок получает карточку устного счета, решает устно, ищет ответ и букву, вписывает ее под номером карточки (слайд № 3). Презентация
№ карточки | Задание | Ответ | Буква |
1, 19 | 6,1+0,12 | 6,22 | в |
13 | 5,2*0,1 | 0,52 | г |
16,20 | 8,1:9 | 0,9 | о |
12 | 9-7,1 | 1,9 | ь |
21 | 9-5,2 | 3,8 | й |
11 | 60,1:10 | 6,01 | т |
6, 10, 17 | 45,4+0,6 | 46 | я |
9, 18 | 4,84:0,4 | 12,1 | м |
15 | 8*0,8 | 6,4 | р |
3 | 0,87 * 100 | 87 | ч |
7 | 0,1*0,1 | 0,01 | п |
5, 8 | 0,25:5 | 0,05 | а |
2, 14 | 0,2*8,5 | 1,7 | е |
4, 22 | 0,9*0+2 | 2 | н |
23 | 12-2,6 | 9,4 | ы |
На доске появляется фраза:
(Cлайд № 3)
Учитель: как тема урока может быть объединена с данным высказыванием? Зачем мы сегодня вспоминаем о войне? А как мы это сделаем на уроке математики вы мне ответите в конце урока. Завтра мы будем отмечать важный день – День Победы. Посчитайте, сколько лет назад началась Великая Отечественная война? (2011-1941=70 лет). Посчитайте, сколько лет назад закончилась Великая Отечественная война? (2011-1945=66 лет).
Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны, и, кажется, все позабылось, раны должны зарасти. Но чем дальше уходят времена, тем ярче высвечиваются подвиги российского народа.
22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны германские войска вероломно напали на нашу страну. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.
Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет удивительный квадрат. В каждой строке квадрата необходимо выбрать наибольшее число, остальные числа по вертикали и горизонтали зачеркнуть. (Слайд №4).
Найдем сумму этих наибольших чисел. Получим число дней продолжительности войны. (Cлайд №5)
4 года войны, 1418 дней беспрерывного народного подвига, 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России. Конечно, о войне можно говорить много, но мы сегодня затронем только малую часть этой боли и горя, а именно…
Решить следующие примеры (слайд №6) и полученные ответы расшифровать с помощью таблицы ответов (слайд №7).
С чем связано слово “блокада”? Вы на уроках литературы уже многое узнали об этом. Выскажитесь о своем впечатлении об этом этапе войны. В феврале отмечалась очередная годовщина снятия блокады. Блокада длилась почти 900 дней. Самым трудным периодом была зима 1941-1942 года, когда основные городские запасы уже закончились или были уничтожены немецкими самолетами. В городе оставалось много детей, стариков, раненных и больных людей. Увезти их из города не было возможным, так как город был окружен фашистами. Только зимой 1942 года лед стал на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная “дорогой жизни”. Но Ленинград не сдавался. Люди от мала до велика работали на заводах и фабриках, помогая фронту. Декабрь 1941 года. Выдавался хлебный паек: 500 грамм рабочим, 400 грамм служащим, 300 грамм иждивенцам и детям. Давали также немного мяса, крупы, сухих овощей. Но запасы продуктов ограничивались, и паек все уменьшался и уменьшался (слайд 8-12).
Ребята, решив следующую задачу, вы узнаете, сколько граммов хлеба получали жители Ленинграда в ноябре 1941 года (слайд 13).
В осужденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Девочка руки протянула. Уснула,
А оказалось – умерла…
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон…
Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые – это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке 9 страниц, на шести из них – даты. Шесть страниц – шесть смертей.
28 декабря 1941 года Женя умерла…
Бабушка умерла 25 января 1942 года.
17 марта – Лека умер.
Дядя Вася умер 13 апреля.
10 мая – дядя Леша, мама – 15 мая.
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня. (Слайд №14)
Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище.
Опять война, опять блокада, -
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”
А может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда не права.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Мы посмотрели только маленькую толику бед, которые выпали на плечи жителей Ленинграда. А если говорить вообще о стране, то давайте поработаем с текстом. (Каждому раздается текст с пропущенными фактами и задания к нему)
Наша страна понесла огромные потери в той войне.
____дней длилась Великая Отечественная война. Было разрушено и сожжено ____ городов и посёлков, свыше _____тысяч сёл и деревень нашей Родины, оставлено без крова 25 миллионов человек. Около ______миллионов жизней советских людей унесла война…
Было разрушено 84 тыс. школ, 334 высших учебных заведений, _______фабрик и заводов, 98 000 колхозов, музеев, клубов, институтов, школ и других организаций культуры около _______ тысяч.
Дороги, пройденные солдатом измеряются тысячами километров… От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – _________км. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы _____________ лет (слайд № 23).
Задания:
- Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны 19 см, 12 см и 7,5 см (слайд №15).
- Решите уравнение 0,5х + 0,2х = 88,9 (слайд № 16).
- Найдите число, если 42% этого числа равно 672 (слайд № 17).
- Округлите число 14,1792 до сотых, затем умножьте его на 100 (слайд № 18).
- 2,2+30,3-6 (слайд № 19).
- Вычислите площадь прямоугольной площадки для промышленного комплекса длиной 400 метров и шириной 80 метров (слайд № 20).
- Вычислите: 1 сутки=1440 минут. 1 год = 365 суток. Сколько понадобиться лет, если объявить минуту молчания за каждого погибшего в Великой Отечественной войне (количество погибших - ответ примера). Ответ округлите до целых (слайд № 21).
- Найдите 20% от числа 350 (слайд № 22).
Учащиеся решают самостоятельно задания, вставляют пропущенные цифры и зачитывают весь текст.
В заключение урока давайте перечислим темы из математики, которые пригодились нам в сегодняшнем уроке.
Закончить урок я хотела бы словами известной поэтессы Юлии Друниной:
Я лишь раз бывала в рукопашной –
Раз – наяву и тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшено –
Тот ничего не знает о войне.
Я желаю вам мира и счастья, чтобы ужасы войны не коснулись ни нас, ни вас, ни наших детей, внуков и правнуков.