Уже несколько лет я использую в своей работе метод проектов. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектный метод является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение.
Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, проявить себя индивидуально или в группе, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;
Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной зачастую самими учащимися. Результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен для самих открывателей.
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащегося в сочетании с групповой организацией деятельности, даёт возможность максимального раскрытия творческого потенциала обучающегося.
Метод проектов вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
Сотрудничество как учет интересов и желаний своих собственных и другого, поддержка и уступка, немедленное преодоление разногласий, успех всех участников спора - самая эффективная и продуктивная форма поведения при управлении конфликтами. Уважительное сотрудничество, безусловно, является одним из высших типов взаимоотношений между детьми.
В процессе проектной деятельности формируются ряд умений и навыков работы в сотрудничестве и коммуникативные умения.
Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования, взаимодействие с любым партнёром, решение общих задач, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие - вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.
Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся.
Группа - это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретных результатов.
Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в "команде". При этом происходит формирование конструктивного критического мышления. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию. Групповая форма при работе над проектами дает высокий уровень познавательной самостоятельности, она обеспечивает взаимодействие детей для согласования и объединения усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В процессе взаимодействия формируется полноценное общение. В группе применяется гибкая система социальных ролей, обязательно выполнение нравственных норм и правил совместной деятельности.
Рассмотрим, как происходит работа в группах в проектной деятельности.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, формируются группы, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
На втором этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработки различных его проблем.
При формировании групп я учитываю внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся, различный интеллектуальный и творческий потенциал.
Особое внимание уделяю обучению способам общения между членами группы. Учу правильно взаимодействовать друг с другом, выдвигать свои предложения. Объясняю важность мирного решения конфликтов и разногласий, уважительного отношения к другим мнениям.
Деление на группы может осуществлять учитель, либо сами ученики. Всё зависит от проекта. Для краткосрочных проектов, которые проходят на уроке, я заранее подбираю состав групп, предугадываю распределение ролей.
Для исследовательских больших проектов рекомендую формировать группы по интересам и личным симпатиям. Мне кажется, что так дети имеют больше возможностей проявить себя.
В педагогической литературе существуют разные подходы к определению оптимального количества человек в группе. Большинство авторов считают целесообразным разбить класс на группы в 2-3 человека. В составе такой группы должен быть сильный, средний и слабый ученики. Мои наблюдения показали, что группа из четырех человек обладает наибольшей работоспособностью и продуктивностью. Такая группа наиболее удобна для внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две подгруппы, что способствует эффективной работе в парах. Как вариант, можно предложить следующий состав такой группы: один сильный ученик, два средних, один слабый (два мальчика и две девочки).
Практика показала, что работа в разноуровневых группах наиболее эффективна для развития "слабых" учащихся и не всегда приносит пользу "сильным". Иногда эффективнее объединять детей в группы с учет их коэффициента IQ.
Г. А. Цукерман полагает, что "слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит и прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы".
Я также заметила, что особенно важна организация учебных микрогрупп для застенчивых школьников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа. Благотворно влияет на самоощущения и самооценку таких детей работа в учебной тройке, паре.
Итак, можно выделить 3 режима работы в командах:
- коллективная работа, т.е. вся группа работает над большинством или всеми заданиями или проектами;
- работа в подгруппах;
- индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые сравнение и обсуждение результатов.
Таким образом, умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества, но и использует полученные знания в своей деятельности, осуществляет самостоятельно целеполагание, организацию собственной деятельности, её самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного процесса.
Данная форма организации обучения, обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса.
Использованная литература
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М., 2008.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М, 2006.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. 1991.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1991
- Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. С., 2009.