Программное содержание:
- формировать экологически безопасное поведение детей в природе;
- расширить знания детей о значении воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источники питьевой воды;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, высказывать свое мнение;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: две игрушки Капитошки (девочка и мальчик), стекло, таз с водой, чайник, комнатное растение, салфетки по количеству детей, лейка, фонограмма с шумом дождя, картинки с изображением источников воды, схема "Круговорот воды в природе".
Предварительная работа: наблюдение за облаками, снегом, льдом, дождем; чтение художественных произведений о воде; просмотр мультфильма "Капитошка"; отгадывание загадок по теме, слушание песенок про Капитошку.
Ход занятия
(Ребята встают в круг.)
Педагог: Ребята, отгадайте загадку?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу?
Дети: Вода.
Педагог: Правильно, это вода! А знаете ли вы источники воды? (да) Давайте поиграем в игру "Назови источники воды". Как только заиграет мелодия, вы начинаете по кругу передавать друг другу мяч, если мелодия остановилась, ребенок, у которого остался мяч, называет источник воды. (После каждого ответа воспитатель вывешивает картинку источника воды)
Педагог: Рассмотрите картинки, что общего в них?
Дети: Это источники воды.
Педагог: А из всех ли этих источником можно использовать воду для питья? Дети: Нет.
Педагог: Какие источники не пригодны для питья? Почему?
Дети: Моря и океаны.
Педагог: Какие источники воды можно использовать для питья после очистки?
Дети: Реки, озера.
Педагог: Из какого источника можно пить воду не очищая ее?
Дети: Из родника.
Педагог: Почему воду в реках и озерах нужно очищать перед использованием? Водой из водоемов мы должны не только пользоваться, но и оберегать ее от загрязнения, потому что в водоемах живет много обитателей, которые тоже нуждаются в ней. Как вы думаете, из чего состоит вода?
Дети: Вода состоит из капелек.
Педагог: Ребята, все источники воды состоят из маленьких частичек-капелек. (Слышится шум дождя.)
Педагог: Слышите, кажется, пошел дождь.
Педагог: Ой, посмотрите, ребята, у нас гости. Давайте спросим, кто это? (Преподносит к уху игрушку и спрашивает)
Педагог: Ребята, это капелька воды - Капитошка. Посмотрите, какой он грустный. Он мне сказал, что потерял свою подружку и очень хотел бы ее найти. Поможем ему?
Педагог: Хорошо, вот у нас есть схема. (Воспитатель помещает на доске схему "Круговорот воды в природе"). Ребята, а где же был Капитошка со своей подружкой, вы узнаете, отгадав загадку:
По небу летала вата,
Стала вата грязновата.
Ветер вату прогоняет,
Вата слезы проливает.
Разве вата виновата?
Что же это, а, ребята? (туча)
Педагог: Правильно, Капитошка с подружкой к нам попали из тучи вместе с дождем. (Воспитатель показывает на схеме.) Давайте посмотрим на схеме, куда может попасть дождевая вода? (Воспитатель обращает внимание детей на схему)
Педагог: Ребята, давайте поищем подружку Капитошки на листьях растений. (Дети рассматривают капли на листьях растений.) Капитошка сказал, что среди этих капелек воды его подружки нет.
Педагог: Ну, ничего, не расстраивайся, Капитошка, не все дождевые капли попадают на листья растений, некоторые из них попадают в почву и водоемы. (Воспитатель показывает на схеме.) Ребята, Капитошка испугался, что больше никогда не увидит свою подружку, потому что она попала в землю. Так ли это?
Педагог: А давайте посмотрим, что происходит с водой, которая попадает в почву? (Педагог поливает цветок лейкой и обращает внимание детей на схему.)
Дети: Она впитывается в землю.
Педагог: Глубоко под землей есть подземные воды, капельки воды, просачиваясь сквозь землю, попадают в подземные воды, а там снова вместе с родниками попадают в водоемы. (Воспитатель показывает по схеме.)
Педагог: А вот и водоем. Давайте поможем Капитошке поискать его подружку в этом водоеме. Опустите руки в воду. Ребята, а какая вода в нашем водоеме? А есть ли у нее запах? А цвет? (Дети вытирают руки салфеткой.)
Педагог: Посмотрите, ребята, Капитошка нашел свою подружку, каким он стал веселым.
Педагог: Где же ты была Капитошка, мы с ребятами и твоим другом тебя так долго искали? (Воспитатель преподносит игрушку к уху.) Ребята, Капитошка сказала мне, что выполнила важное, доброе дело. Она спасла растения от засухи. Как вы думаете, как она помогла растениям?
Дети: Она пропитала землю.
Педагог: Ребята, посмотрите, выглянуло солнышко, как стало жарко. Ой, а куда же делись наши друзья?
Дети: Они превратились в облако.
Педагог: Хотите узнать, как капельки превратились в воду? Посмотрите, какую воду я наливаю в чайник? (холодную). Что происходит с водой? (вода нагревается). - Что вы слышите? (вода бурлит, кипит) - Ребята, а что выходит струей из носика чайника? (пар) - У пара есть цвет? - А запах?
Вывод: при нагревании вода превращается в пар.
Педагог: Посмотрите, я подношу к пару холодное стекло, а теперь выключаю чайник. Что произошло со стеклом?
Дети: На стекле появились капли воды.
Педагог: Правильно, когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Вот то же самое и произошло с нашими друзьями. Солнце нагрело поверхность воды, капельки превратились в пар и стали подниматься вверх, но не разлетелись по небу, ведь высоко в небе воздух очень холодный и все капельки собираются вместе, образуя воду. Туча становится все тяжелее и снова начинается дождь. Вот и снежинки образуются также как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекает в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Воспитатель иллюстрирует свой рассказ с помощью схемы.)
Педагог: Ребята, я приглашаю вас поиграть. (Дети встают в круг и держатся за руки.)
Педагог: Представьте, что вы все капельки воды, вас налили в чайник и поставили на горячую плиту. Вода стала нагреваться, всем становится жарко, еще жарче, ладони становятся горячими, вы не можете держаться за руки, ваши руки опускаются. Жара заставляет вас двигаться. (Дети бегают.) Каждый из вас стал частичкой пара. А теперь чайник убрали с плиты в очень холодное место, вода стала остывать, вы начинаете двигаться медленнее, становится еще холоднее. Что вы в этом случае делаете? Конечно, встаете поближе друг к другу, прижимаетесь, обнимаетесь. Теперь нас нельзя растянуть, мы превратились в лед. Мы - все те же частички воды, но каждый раз они соединены по-разному.
Педагог: Ребята, в каких состояниях может быть вода?
Дети: В твердом, жидком, в виде пара.
Педагог: Расскажите, что происходит с частицами воды при нагревании? Что происходит с частицами воды при охлаждении? Ребята, посмотрите, капельки - Капитошки подарили вам комнатное растение, которое они питали водой, и очень надеются, что за ним будете ухаживать вы. Как надо ухаживать за растениями?