Цели урока.
- Познакомить со способом построения прямоугольника на нелинованной бумаге.
- Формировать умение решать задачи.
- Развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
Оборудование.
- Циркуль, линейка для учителя, плакат с изображением геометрических фигур.
- Циркуль, линейка, карандаш, альбомный лист для детей.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение целей урока.
2. Устный счёт.
- Решите примеры и отгадайте слово:
О 40 * 80 / 100
Т 3 * 26 – 18
У 250 + 700
Г 4 + 96 / 2
Л 560 / 7 * 4
К 902 – 348
Е 200 * 7 – 300
Н 649 – 40 -19
Р 880 / 44 * 9
И 482 – 60
Ь 300 * 9 – 200
60 |
180 |
1100 |
950 |
52 |
32 |
320 |
2500 |
590 |
422 |
554 |
т |
р |
е |
у |
г |
о |
л |
ь |
н |
и |
к |
- Верно, ребята. Это слово “треугольник”.
- А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы угадайте о чём идёт речь.
Эта важная наука
Изучает всё вокруг:
Точки, линии, квадраты,
Треугольники и круг…
Для неё линейка, циркуль-
Это лучшие друзья.
Но и вам науку эту
Забывать никак нельзя!
- Правильно, эта наука называется геометрией. Сегодня мы должны с вами доказать, что можем быть друзьями этой науке.
3. Работа над новой темой.
1) Ребята, посмотрите внимательно на чертёж и назовите фигуры, которые видите на чертеже.
- Сколько всего фигур? (11)
Назовите сколько треугольников?(9)
- Какие это треугольники? (Прямоугольные, остроугольные, равносторонние, равнобедренные)
- Сколько на чертеже четырёхугольников? (2)
- Чем они отличаются друг от друга? (Один является прямоугольником, а другой нет)
- Что вы знаете о прямоугольнике? (В прямоугольнике все углы прямые. Противоположные стороны прямоугольника равны)
2) Молодцы! Вы много рассказали о прямоугольнике.
Сейчас решите задачу:
В прямоугольнике проведена диагональ. Площадь одного из полученных треугольников равна 25 кв. см. Чему равна площадь прямоугольника? Решите задачу и сделайте чертёж прямоугольника.
- Как вы нашли площадь прямоугольника? (Мы знаем, что диагональ прямоугольника делит его на два одинаковых треугольника. Площадь одного треугольника равна 25 кв. см, значит площадь всего прямоугольника будет равна 25*2=50 кв.см)
- Верно, молодцы! А как начертить прямоугольник, если мы знаем только его площадь?
Что для этого надо знать? (Его длину и ширину)
- Как узнать размеры прямоугольника? (Методом подбора. Зная, что площадь находится путём умножения длины на ширину, 50 кв. см можно получить умножая 5 см на 10 см или 25 см умножить на 2 см)
- Правильно. Выберите, какой прямоугольник удобнее начертить в тетради. (Удобнее начертить прямоугольник со сторонами 5 см и 10 см)
- Верно. Начертите такой прямоугольник.
3) - Ребята, скажите, легко ли вам было начертить прямоугольник в тетради? (Да, легко)
- А как вы думаете, легко ли это сделать на нелинованной бумаге? Сегодня мы познакомимся со способом построения прямоугольника на нелинованной бумаге.
Для этого нам понадобятся циркуль и линейка.
- Откроем учебник на странице 7 №29. Прочитаем задание.
Прямоугольник можно построить на нелинованной бумаге, используя только циркуль и линейку. Начерти любую окружность и проведи в ней 2 любых диаметра. Соедини концы диаметров отрезками.
- Что делаем сначала? (Надо начертить окружность)
- Что надо сделать дальше? (Надо провести два диаметра)
- Что такое “диаметр”? (Это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр)
- Хорошо. Проведите два диаметра. Что делаем дальше? (Надо соединить концы диаметров отрезками и получится прямоугольник)
Составим алгоритм построения прямоугольника.
- Начертите окружность.
- Проведите в ней два диаметра.
- Соедините концы диаметров отрезками. Получился прямоугольник.
- Возьмите альбомный лист. Чертим окружность, радиус которой равен 5 см.
Проводим два диаметра. Соединяем концы диаметров. Обозначим вершины прямоугольника (рис.1).
- Как проверить, что получился прямоугольник? (Можно измерить стороны фигуры, противоположные стороны должны быть одинаковые, можно измерить углы с помощью прямого угла, углы должны быть прямыми).
Рис. 1
Рис. 2
- Проверьте, получился ли у вас прямоугольник.
- Прочтите следующее задание.
Вспомните свойства диагоналей квадрата и начертите так же квадрат (рис. 2).
- Что вы знаете о диагоналях квадрата? (Диагонали квадрата равны, при пересечении образуют прямые углы. Точка пересечения диагоналей делит их на равные отрезки)
- С чего начнём построение? (Начертим окружность)
- Верно, а дальше? (Проведём один диаметр)
- Мы нашли только две вершины квадрата, как найти ещё две? (Проведём перпендикулярную прямую к диаметру, получился ещё один диаметр. Эти прямые пересекаются под прямым углом как у квадрата. Таким образом мы нашли ещё две вершины квадрата)
Составим алгоритм построения квадрата.
- Начертите окружность.
- Проведите один диаметр.
- Проведите перпендикулярную прямую к этому диаметру.
- Точки пересечения с окружностью соедините отрезками. Получился квадрат.
- Ребята, давайте сравним площади наших фигур.
- Как найти площадь прямоугольника? (Надо длину умножить на ширину)
- Чему равна длина и ширина прямоугольника? (6 см и 8 см)
- Чему равна площадь? (48 кв.см)
- Чему равна сторона квадрата? (7см)
- Чему равна площадь? (7*7=49 кв.см)
- Какая же площадь больше? (Площадь квадрата больше площади прямоугольника)
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Вы доказали, что можете вправе называть себя друзьями ГЕОМЕТРИИ. Конечно, много интересного вам предстоит ещё узнать. Вы познакомитесь с новыми фигурами и геометрическими телами.
- Геометрия – наука
Изучает всё вокруг:
Куб, трапецию и конус,
Пирамиду, полукруг…
Чтобы все эти фигуры
Вам запомнить, изучить,
Я советую, ребята,
С геометрией дружить!
4. Физминутка.
5. Закрепление пройденного материала.
1) Работа над задачей.
- Прочитайте задачу № 30 на странице 7.
В сборнике пословиц на 6 страницах размещены 90 пословиц, поровну на каждой странице. Сколько потребуется страниц, чтобы разместить так же ещё 75 пословиц?
- Как были размещены пословицы в сборнике? (Поровну на каждой странице)
- Сколько потребовалось страниц, чтобы разместить 90 пословиц? 75?
В ходе работы над задачей можно составить таблицу.
На одной странице | Количество страниц | Всего пословиц |
одинаковое | 6 шт. | 90 шт. |
? | 75 шт. |
- Что можем узнать? (Сколько пословиц на одной странице)
- Как узнаем? (90:6=15(п.))
- Что узнаем дальше? (Сколько страниц занимают 75 пословиц)
- Как это сделать? (Надо 75:15=5(п.))
- Верно. Молодцы, ребята!
2) Работа над вычислительными навыками.
- Решите примеры №34 на странице 7.
Вспомним порядок действий. Какое действие выполняем первым?
После выполнения - взаимопроверка.
3) Задание на смекалку.
Нильс летел в своей стае на спине гуся Мартина. Он обратил внимание, что построение стаи напоминает треугольник: впереди вожак, затем два гуся, в третьем ряду три и т. д. Стая остановилась на ночлег на льдине. Нильс увидел, что расположение гусей на этот раз напоминает квадрат, состоящий из рядов, в каждом ряду - одинаковое количество гусей, причём число гусей в каждом ряду равно числу рядов.
Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае?
(В стае 36 гусей. Задача может быть решена подбором)
6. Итог урока.
- Какое задание вам понравилось выполнять? Какие задания вызывали затруднения?
7. Домашнее задание.
Страница 7, №31, 33.
Литература
1. Математика. Учебник для 4 кл.нач.шк. В 2 ч./М.И.Моро, М.А.Бантова-М.: Просвещение. 2010.
2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И.Моро и др. 4 кл. -М.: Вако, 2010.
3. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. -М.: Вако, 2009.