Цель: расширение кругозора учащихся, привитие интереса к естественным наукам, углубление знаний о природных зонах мира, формирование представления о растительном мире влажных экваториальных, жестколистных лесов, саванн.
Задачи.
1. Создать условия для формирования познавательного интереса учащихся
2. Научить учащихся применять знания в нестандартных жизненных ситуациях.
3. Развивать коммуникативные способности учащихся посредством совместной деятельности
Предварительная подготовка:
1. Силами учащихся и учителя собрать коллекцию комнатных растений разных природных зон. (Приложение 1)
2. Определить видовую принадлежность, требуемый уход, родину растений.
3. Разделить учащихся на группы по количеству природных зон. Каждой группе дается задание - подготовить сообщение о 3-5 комнатных растениях, произрастающих в данной природной зоне, по плану:
а) видовое название растения;
б) родина растения;
в) места произрастания растения в природе (по берегам рек, у подножья гор и пр.). (Приложение 2);
г) жизненная форма растения (кустарник, дерево, травянистое растение);
д) внешнее строение растения. (Приложение 3).
Ход мероприятия
Учитель. Сегодня мы совершим путешествие на родину комнатных растений. Прежде чем начать наше путешествие, давайте выясним какие растения и из каких уголков мира находятся в нашем классе. Сообщения учащихся о комнатных растениях (по плану).
(Название, природная зона, родина растения записывается на доске.) Каждая группа демонстрирует растение своей природной зоны и рассказывает о нем. (Приложение 4)
Учитель. Мы выяснили, что все наши комнатные растения родом из трех природных зон - влажных экваториальных лесов, жестколистных лесов, саванн.
Каждое растение имеет свой неповторимый внешний вид. Как вы думаете почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос нам нужно познакомиться с особенностями местности в которой они произрастают. Для этого в каждую природную зону направится экспедиция из географов и биологов.
Практическое задание. Пользуясь физическими и климатическими картами, вам предстоит определить географическое положение, климатические условия своей природной зоны. На контурной карте подпишите название природной зоны, названия трех-пяти комнатных растений о которых шла речь в ходе нашей предварительной беседы. (Контурная карта с границами природных зон заранее подготовлена, названия растений выписаны на доске)
Рассказ учителя (дополнение к сказанному учащимися) о особенности климата влажных лесов, саванн, жестколистных лесов. (Приложение 5)
Учитель. Мы выяснили особенности мест в которых произрастают наши комнатные растения. Каждое растение, произрастая в определенной местности, приспосабливается к условиям окружающей среды, поэтому зачастую имеет необычную и причудливую форму. Внешнее строение растения зависит от условий его обитания. (Приложение 6)
Мы познакомились с растительным миром влажных и жестколистных лесов, саванн.
Учитель. Какой континент дал вам наибольшее количество наших комнатных растений? Растения из каких уголков мира и каких природных зон имеются у нас в классе?
Наше путешествие подошло к концу, до новых встреч!