Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей

Разделы: Логопедия


1. Взаимосвязь в работе логопеда и родителей

В формировании высших психических функций у ребёнка как личности речь играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослыми, речь является базой для развития мышления: обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Развитие психических функций левого полушария, в том числе и речи, начинается после того как пройдут полноценные становления функций стволовых отделов головного мозга, правого полушария, мозолистого тела.

Формирование речи может быть затруднено, если ей не предшествовало развитие пространственных представлений, зрительного восприятия, копирования, обоняния, осязания, вкуса, ритмов. У наших детей сильно страдает фонематический слух. Фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение. Лай собак, сигналы машин, речь людей (звук дождя, шелест листьев, шаги папы и мамы по дому, пение птиц, шелест колёс автомобилей). Это шумовое восприятие формируется в правом полушарии. В противном случае могут возникнуть грубейшие задержки и нарушения речи. Следует помнить, что у детей 6-7 лет хорошо развиты только (“внешняя речь” и, следовательно, “внешнее мышление”. Читать и размышлять ему нужно вслух до тех пор, пока не будет сформирована “внутренняя речь” и, следовательно, “внутреннее мышление”.

А в школе детей ожидает ещё более сложный процесс – перевод мыслей в письменную речь, который задействует многие зоны коры больших полушарий: чувствительную, слуховую, центр слуховых ассоциаций: основную зрительную, моторную зону речи и познавательный центр.

Решение сделать для развития ребёнка всё возможное рождается не сразу, а как результат целенаправленного и порой долгого взаимодействия родителей с логопедом.

Мы не случайно указываем на фактор времени, поскольку существует типичное и весьма оптимистичное бытовое представление о преодолении речевых проблем у ребёнка, которые якобы можно легко устранить при помощи волшебного вмешательства специалистов.

С этой посылки обычно начинается предварительная беседа специалиста с родителями или значимыми взрослыми ребёнка, имеющего трудности в речевом развитии. Некоторые родители недобросовестно относятся к оценке развития ребёнка.

Например, некоторые родители считали, что сведения об их ребёнке каким – то образом влияют на отношение к нему специалиста.

Они пытаются изобразить его более развитым, чем на самом деле. С другой стороны, были мнения о ненужности подобных сведений. “Ведь у ребёнка страдает только речь”. Как только родители получали гарантию того, что оценка развития станет отправной точкой коррекционной работы, они начинали вести себя честно и добросовестно.

  1. Альбомы.
  2. Педантичность, пунктуальность в выполнении заданий.
  3. Повторы, до полного запоминания.
  4. Беседы по дороге в детский сад и из детского сада.
  5. Обсуждение покупок, праздников, посещений культурных мест (театров, цирков, горсада, парков).

Обсуждение с родителями:

“Как прошёл воскресный день”.

“Описание осеннего дня, погоды”.

2. Культура речевого общения

Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в формировании коммуникативных навыков, а также в совершенствовании тех же умений у их родственников, речь которых должна служить образцом для ребёнка. К сожалению, общаясь с ними, мы довольно часто слышим неграмотную лексику.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Сегодня мы хотим поговорить с вами о культуре речевого общения. Как правильно употребить то или иное слово, какую конструкцию следует выбрать? Также вопросы постоянно возникают у каждого из нас. Каким должен быть тон общения? Давайте вместе подумаем, что же такое культура речи?

Культура речи – сложное понятие. В быту под ним понимают грамотность. Но ещё и целая отрасль языкознания. В энциклопедии русского языка культура речи трактуется как владение нормами устного и письменного литературного языка, т.е. правилами произношения ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций речь оценивают как правильную или неправильную, допустимую или недопустимую. Класть – ложить, пара носков – пара носок, из школы – со школы. Возможны, и допустимые варианты: творог – творог, свёкла – свекла.

Правильной речи человек обучается всю жизнь. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослого. Ребёнок воспринимает не только обращенные к нему высказывания, но и беседы взрослых. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходившего в это время разговора близких. Когда ребёнок подрастет, родители заметят, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать отнюдь не детские вопросы.

Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений. Не существует волшебных таблеток, которые если вложить в уста ребёнка, сделают его красноречивым. Нельзя сердиться на тех, кому искусство свободной живой речи не даётся. Не стоит приходить в отчаянье, если ваш сын или дочь вырастут людьми немногословными, предпочитающими слушать, а не говорить.

Это тоже неплохо. Но каждому из них мы должны привить вкус к хорошей речи, и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной.

Важнейшим условием для того, чтобы дошкольник, а потом и молодой человек овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью необходима важна роль семьи. Ваш ребёнок скоро пойдет в школу. Всем вам хочется, чтобы он учился с интересом, с радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.

Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему, он должен чувствовать, что эти занятия не скучная, неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он должен обязательно выиграть.

Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание покажется сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторять за вами готовый ответ.

Предлагаем вам войти с нами в удивительный мир слов.

- Верьте в силу ребёнка и помогите обрести эту веру ему.

- Будьте умелым помощником, оставляя в душе ребёнка ощущение самостоятельности поиска и действия.

- Не давайте ребёнку останавливаться и топтаться на месте, пробуждайте интерес ко всё более трудным задачам.

- Обучайте в игре, ведь детство такая короткая пора для этого увлекательнейшего способа познания.

- Не забывайте о том, что ребёнок очень хочет стать взрослым и подражает вам во всём.

- Будьте искренним, не носите масок.

- Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ребёнком.

3. Речевая деятельность ребенка

И.Г. Песталоцци, швейцарский учёный утверждал, что только обучение родному языку развивает ребёнка в собственно человеческом смысле.

На своих занятиях кроме задач по коррекции звукопроизношения, развитию мимики, речевого и общего дыхания, внимания ,мышления, памяти; кроме коррекции лексико – грамматических категорий, накопления словаря, развития связной речи становились и другие задачи. Эти задачи входят в блок интеллектуального развития ребёнка: - Совершенствование речевой деятельности, формирование интереса и любви к художественному слову, эстетического восприятия литературы.

- Развитие чувственного восприятия окружающего мира, воображения.

- Формирование эмоционально – положительного отношения к объектам эстетического восприятия – картинам, музыке.

Таким образом, мы вводим ребёнка в ежедневный, обязательный мир умственного труда. Нельзя сказать, что у всех детей сразу проявились любознательность и любопытство, которое организуют познавательный процесс дошкольника. Ведь познавательный процесс включает в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые и творческие процессы, т.е. охватывающие личность дошкольника в целом.

А эмоциональные и волевые процессы некоторых наших детей значительно отстают от нормы. У некоторых детей отсутствует желание знакомиться с новым речевым материалом, пересказывать прослушанные тексты, заучивать стихи, рассматривать картины известных художников. Они не умеют слушать других детей, они не умеют каждый раз доказывать, что он многое знает и ещё больше хочет знать. Отказ ребёнка заниматься дома должен насторожить родителей. Ведь умение слушать и запоминать развивается у ребёнка с раннего возраста, когда это умение прививают детям родители.

Например, дети занимаются подгруппой по теме “Животные жарких стран”. Эта тема тесно связана с детской литературой. Поэт К. Чуковский знакомит в своих произведениях с миром различных животных, с их детёнышами, с повадками и характерами, так похожими на человеческие. “Тараканище”, “Бармалей”, “Доктор Айболит”, “Телефон”, “Краденое солнце” должны быть знакомы детям, знать их почти наизусть. Где ещё ребёнок познакомится богатствам русского языка; именно на таких произведениях научатся выразительности, отработают дикцию, обогатят свою речь глаголами, их синонимами, прилагательными. Рассказами о животных Евгения Чарушина, М. Пришвина, Н. Сладкова, А. Толстого, В. Бианки особенно любимы детьми. С опорой на картины Т. Капустиной она пересказывают эти произведения, знакомятся со значениями малознакомых слов, подбирают к словам синонимы, антонимы, пословицы, поговорки.

Каждая картина известного художника, которую мы рассматриваем на занятии должна соответствовать теме, изучаемой в группе.

Изучаем (весну) тему “Приметы весны” рассматриваем картину К. Бирюля “Весенний день”, пересказываем рассказ А. Сладкова “Голубая пора”, Левитана И. “Большая вода”, А. Саврасова “Грачи прилетели”. По теме “Осень” знакомимся с репродукциями картин И. Левитана “Золотая осень”, И. Бродского “Опавшие листья”, И. Грабарь “Рябинка”.

Репродукции картин Ильи Машкова “Фрукты на блюде”, Поля Сезанна “Фрукты” рассматривали при изучении темы “Фрукты”. А вот переходим к изучению темы Зима, “Зимние прилеты” по произведениям А. С. Пушкина и К. Ушинского. Поэт и писатель видят зиму по разному. У Пушкина зима – матушка, волшебница, проказница, а у К. Ушинского злая, вредная старушка. Перед детьми открываются разные виденья мира, отраженные в произведениях. Рассматривали репродукцию с картины И. Грабаря “Зимний пейзаж”, и художественного произведения С.Г. к произведению С.Я. Маршака “12 месяцев”, к сказке “Мороз, Солнце и Ветер”.

Словарь детей обогащается и за счёт произведений других писателей: К. Паустовского, И. Соколова – Миткова “Алёнушкины сказки”, Е. Скребицкого, В. Бианки, А.Н. Толстова. Как вы знаете, мы заучиваем много стихотворений известных русских поэтов Ф. Тютчева, А.С. Пушкина, Александра Плещеева, Александра Фета, В. Жуковского, Алексея Толстого, А. Майкова, И. Сурикова, С. Есенина, Саши Черного, Д. Хармса, Эдуарда Успенского.

Надо сказать, что заучивание стихотворений знакомит и заставляет влюбиться в поэзию, в музыку слова. Стихи обучают выразительности, их слова помогают формировать дикцию. И закончить хочется знакомыми уже вам словами поэта серебряного века А. Гумилёва.

Материал, употребляемый музыкантом или живописцем, беден по сравнению со словом. У слова есть не только музыка, нежная как музыка альта или лютня, не только краски, живые и роскошные, как те, что изменяют вас на полотнах венецианцев и испанцев; не только пластичные формы, не менее ясные и чёткие, чем те, что открываются нам в мраморе или бронзе – у них есть и смысл, и страсть, и одухотворенность. Все это есть у одних только слов.

Список используемой литературы

1. Волковская, Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения / Т.Н. Волковская // Дефектология. - 1999. - №4. - С.66-72.

2. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова. - М., 2002.

3. Захарова, Е.Н. О работе логопеда с родителями / Е.Н. Захарова // Логопед. - 2006. - №6. - С.54-58.

4. Игнатьева, С.А. Коммуникативная культура будущих учителей-логопедов как условие становления их профессиональной компетентности / С.А. Игнатьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - №6. - С.3-7.

5. Морозова, Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста / Е.И. Морозова // Дефектология. - 1998. - №3. - С.49.

6. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1989.

7. Стребелева, Е.А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Дефектология. - 2005. - №1. - С.3-10.