Цели:
- познакомить учащихся с видами движения земной коры;
- сформировать представление об эпицентре, очаге, грабене, горсте, надвиге и покрове.
Оборудование:
Карта мира, тектоническая карта, таблица “Землетрясение”, описание силы землетрясения, презентация .ppt.
Ход урока
Опрос (слайд 2. Презентация)
- Оболочка, состоящая из земной коры и верхней части мантии.
- Глубокие выработки в земной коре, создаваемые бурением для добычи полезных ископаемых и их разведки.
- Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы.
- Осадочные породы, образовавшиеся из обломков различных твердых горных (галька, гравий, песок) и глинистых пород.
- Породы, образовавшиеся в результате оседания продуктов разрушения горных пород и остатков организмов и их накопления на поверхности земной коры на суше и на дне озер, морей и океанов.
- Горные породы, претерпевшие изменения в глубинах земной коры их сильного нагревания и сжатия.
- Горные породы и минералы неорганического происхождения, которые образуются из растворимых в воде веществ.
- Осадочные породы, состоящие в основном из остатков растений и животных, накопившиеся на дне озер, морей и океанов.
- Однородный, обычно кристаллический продукт природных процессов, имеющий определенные физические свойства и химический состав.
Изучение нового.
- Как вы думаете, каким образом залегают горные породы в природе? (Горизонтально, наклонно, смятые в складки). (Слайд 4).
Да, вы правы. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой.
- Почему это происходит?
Вывод.
Земная кора находится в постоянном движении.
- Как будет звучать тема нашего урока? (Движение земной коры). Записываем тему урока: “Движение земной коры”.
- Какова же причина движений? (Процессы, происходящие внутри Земли). (Слайд 5)
Земная кора состоит из плит на которых располагаются материки и океаны. По верхней мантии (астеносфере) эти плиты постоянно движутся. (Слайд 6)
- В каких направлениях могут быть эти движения земной коры? (Вертикальные, горизонтальные).
Изобразим в тетради движения земной коры виде схемы. (Слайд 7-11)
Задание:
Нидерланды находятся ниже уровня моря и опускается со скоростью 3 мм в год. На сколько опустится территория через 100 лет? (S=V*t , S=3*100=300 мм = 30 см) (Слайд 12)
Если горизонтальные и вертикальные движения накладываются, то образуются горсты и грабены. В грабене расположено озеро Байкал. (Слайд 13-14)
- Почему мы не замечаем вертикальных движений? (Они происходят очень медленно)
- Как вы думаете, какое стихийное природное явление происходит при горизонтальном движении? (Землетрясение, извержение вулкана) (Слайд 15)
Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности. Происходит смещение одних участков земной коры относительно других в горизонтальном положении. Землетрясения имеют очаг и эпицентр. (Слайд 16-19)
Очаг землетрясения – место, где образуется разрыв и смещение пород.
Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, находящееся над очагом.
Наука, изучающая землетрясения – сейсмология. (Слайд 20)
Ученые – сейсмологи изучают это природное стихийное бедствие с помощью сейсмографа и составили шкалу для изменения силы землетрясения в баллах от 1-12.
Таблица шкалы землетрясения (Рихтера)
(Слайд 21)
Баллы | Название землетрясения | Краткая характеристика |
1 | Незаметное | Отмечается только сейсмическими приборами |
2 | Очень слабое | Ощущается отдельными людьми, находящимися в состоянии полного покоя |
3 | Слабое | Ощущается лишь небольшой частью населения |
4 | Умеренное | Распознаётся по лёгкому дребезжанию и колебанию предметов, посуды и оконных стёкол, скрипу дверей и стен |
5 | Довольно сильное | Общее сотрясение зданий, колебание мебели. Трещины в оконных стёклах и штукатурке. Пробуждение спящих |
6 | Сильное | Ощущается всеми. Картины падают со стен. Откалываются куски штукатурки, лёгкое повреждение зданий. |
7 | Очень сильное | Трещины в стенах каменных домов. Антисейсмические, а также деревянные постройки остаются невредимыми. |
8 | Разрушительное | Трещины на крутых склонах и на сырой почве. Меняется уровень воды в колодцах. Памятники сдвигаются с места или опрокидываются. Падают дымовые трубы. Сильно повреждаются капитальные здания. |
9 | Опустошительное | Сильное повреждение и разрушение каменных домов. |
10 | Уничтожающее | Крупные трещины в почве. Оползни и обвалы. Разрушение каменных построек. Искривление ж.-д. рельсов. |
11 | Катастрофа | Широкие трещины в земле. Многочисленные оползни и обвалы. Каменные дома совершенно разрушаются |
12 | Сильная катастрофа | Изменения в почве достигают огромных размеров. Многочисленные трещины, обвалы, оползни. Возникновение водопадов, подпруд на озёрах, отклонение течения рек. Ни одно сооружение не выдерживает. На земной поверхности видны волны. |
Задание.
Дайте оценку силы землетрясения по описанию.
*Сильное землетрясение, опустошившее Сан-Франциско, произошло 18 апреля 1906 года. Почувствовав первые удары стихии, жители города "золотой лихорадки", который к той поре превратился в самый процветающий город на Западном побережье, встревожились. Толчки следовали один за другим, и было весьма странно ощущать, как дрожит земля под ногами, или смотреть, как стол перед вашими глазами подпрыгивает.
Писатель Джек Лондон, писавший репортажи о землетрясении для еженедельного журнала, сообщал: "Сан-Франциско умер!.. В среду в 5.15 утра произошло землетрясение. Через минуту в небо взметнулись языки пламени. Пожары возникли в десятке кварталов южнее Маркет-стрит, в рабочих гетто и на фабриках. Никто не гасил огонь, люди не были организованы, отсутствовала связь... Словом, все хитроумные системы защиты человека были уничтожены тридцатисекундным движением земной коры". К тому времени, когда вспыхнули пожары, более 75 процентов Сан-Франциско уже было разрушено, четыреста городских кварталов лежали в руинах. (8-9б)
*Вот что рассказала домохозяйка Аннета Генри, находившаяся на одной из самых оживленных улиц Сан-Франциско, когда в октябре 1989 года произошел подземный удар; "Это выглядело так, словно Бог хлопнул в ладоши и под землей прошла волна. Автомобили на шоссе прыгали вверх и вниз, как в диснеевском мультфильме. Каждый раз, когда в Калифорнии происходит землетрясение, мы хихикаем, мы спокойны и самоуверенны. Но теперь все было по-другому. Нас преследовала мысль, что шуточки закончились. Мне казалось, что началось то, Большое землетрясение".
Скалы в разломе Святого Андреаса больше не могли сдерживать давление земной коры, начавшей энергичную подвижку. Волны давления, расходясь от эпицентра землетрясения, распространялись со скоростью 5 миль в секунду на юго-восток от Сан-Франциско через скальное ложе под горами Санта-Крус. 17 октября, в вечерний "час пик", оно нанесло удар Сан-Франциско и в течение 15 секунд превратило многие здания в развалины, уничтожило секцию моста Бэй Бридж, разворотило целую милю шоссе-эстакады и ввергло в пожарище исторический район Марина. (8-9б)
Как ученые прогнозируют землетрясения? (Слайд 22)
Система предупреждения землетрясения, представляет собой сеть автоматических станций с расстоянием между датчиками, 200 500 км. Датчики на станциях регистрируют то же поле, на которое реагируют животные, преобразуют его в электрический. Землетрясения уносят десятки тысяч жизней ежегодно. Сейчас появляются приборы, которые, в некоторых случаях, могут предупредить о предстоящем землетрясении в стороне от эпицентра секунд за 10, 15. Этого достаточно, чтобы обесточить систему на железной дороге и т.д., но недостаточно для предупреждения людей, находящихся в зданиях. Известно много попыток использовать животных, которые за несколько часов до начала, слышат приближение землетрясения, для долговременного и оперативного предупреждения людей. Еще никто не использовал непосредственное измерение тех полей, которые используют животные, для предупреждения землетрясений.
Закрепление изученного. (Слайд 22-24)
- Нарисуйте схему и объясните что такое землетрясение, очаг, эпицентр.
- Как вы думаете, в каких частях планеты происходят чаще всего землетрясения и почему?
- Как действовать при землетрясении?
Домашнее задание: §16.