Знакомство с кислотами. Общие свойства кислот. 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (994 кБ)


Тип урока: формирование новых знаний.

Технология: урок с мультимедийной поддержкой.

Цель урока: вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность обучающихся.

Задачи урока:

  • сформировать представление о новом классе кислот, выработать навыки написания и произношения химических формул кислот, изучить химический состав, особенности свойств наиболее широко применяющихся кислот;
  • сформировать умения правильного обращения с кислотами и оказания первой медицинской помощи при ожоге кислотами;
  • исследовать выданные растворы при помощи индикаторов

Оборудование:

ПК, проектор, использование мультимедиа презентации Power Point. Набор реактивов: концентрированная серная кислота, лучины, лист бумаги. Очки защитные, резиновые перчатки, набор индикаторов, растворы кислот. Лимон, яблоки, кефир, бутылка с уксусом, аспирин, ягоды клюквы, лабораторная посуда.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие (слайд 2). У каждого путешествия есть цель: отдохнуть, узнать что-то интересное, собрать информацию. Давайте определим цель нашего путешествия, каковы наши задачи (слайд 3). Для этого рассмотрим следующие продукты: лимон, кефир, щавель, зеленое яблоко, уксус, клюкву. Как вы думаете, что общего у этих продуктов? Правильно, кислый вкус. Это значит, что в них содержаться кислоты. В лимоне и клюкве – лимонная, в яблоке – яблочная, в щавеле – щавелевая, в кефире – молочная. Так вот, сегодня мы будем знакомиться с этими веществами и изучать их свойства.

Что такое кислоты? Давайте посмотрим формулы неорганических кислот и попробуем дать определение этому понятию (слайды 4,5). Читаем все вместе формулы кислот, ищем общие признаки, делаем вывод.

Классификация кислот: кислородсодержащие и бескислородные, одно-, двух– и многоосновные (слайды 6,7). Можно добавить еще растворимые и нерастворимые, твердые вещества и жидкости.

Дадим характеристику некоторым кислотам. Например, серная – двухосновная, кислородсодержащая, растворимая в воде жидкость (слайд 8). Ученики дают характеристику соляной кислоте.

Теперь назовите бескислородную, двухосновную кислоту, кислородсодержащую, одноосновную, многоосновную кислородсодержащую.

В ходе нашего путешествия мы сделаем несколько остановок. Первая остановка называется “Информационная” (слайд 9). Здесь мы получим историческую справку о кислотах.

Уксусная кислота самая первая из кислот известных человеку. Слово “кислота” происходит от латинского названия уксуса acetum. Издревле люди выращивали виноград, давили виноградный сок, делали вино. При прокисании вина получается уксус.

С кислотами мы сталкиваемся ежедневно (слайд10). В воздухе есть углекислый газ, он растворяется в природной воде, образуя угольную кислоту.

Во время грозы (слайд 11) воздух горит вокруг плазменного шнура молнии, образуются оксиды азота. Они, растворяясь в воде, дают азотную кислоту. При извержении вулкана в атмосферу выбрасываются оксиды серы, образующие серную кислоту.

Все эти кислоты выпадают на землю в виде кислотных дождей (слайд 12). Мы знаем, сколько вреда наносят такие дожди:

  • Разрушают почвы
  • Угнетают развитие растений
  • Разрушают здания, скульптуры.
  • Необходимо на химических производствах принимать меры по очистке выбрасываемых газов.

Известно много пищевых кислот: (слайд 13) яблочная, щавелевая, молочная, лимонная, винная. Овощи и фрукты содержат аскорбиновую кислоту – витамин С. А при простуде и высокой температуре мы принимаем ацетилсалициловую кислоту – аспирин.

В организме человека также встречаются кислоты (слайд 14). Из курса анатомии и физиологии человека вы знаете о кислотной среде в желудке. Среда создается соляной кислотой. Без нее не работают желудочные ферменты. В процессе обмена веществ участвуют пировиноградная, янтарная, уксусная, молочная и другие кислоты. При длительной мышечной работе в мышцах накапливается молочная кислота. Она действует на нервные окончания, вызывая болевые ощущения, хорошо вам знакомые.

Одна из самых опасных кислот – синильная (слайд 15). Ее первооткрыватель – шведский химик Карл Шееле – описал это соединение, его вкус, цвет, запах и другие свойства. Прожил он после этого только 4 года. И умер в возрасте 44 лет. Эта кислота содержится в природе в косточках слив, вишен, абрикос, персиков, горького миндаля, в растениях льна и некоторых кормовых культурах. Соли синильной кислоты называются цианиды.

Еще одна известная кислота – угольная (слайд 16). Ее первооткрыватель английский химик Джозеф Пристли. Он получил эту кислоту, растворяя углекислый газ в воде, и назвал ее: содовая вода. То есть любой газированный напиток содержит угольную кислоту.

Известная всем – муравьиная кислота (слайд 17). Эта кислота содержится в железах муравьев, и они впрыскивают ее в ранку при укусе. И крапива жалится тоже муравьиной кислотой. То есть все знают, что такое ожог муравьиной кислотой.

Все перечисленные кислоты можно получить, используя серную кислоту. Это очень сильная кислота, поэтому считается матерью всех кислот. (Слайд 18)

Следующая остановка “Дегустационная” (слайд 19). Большинство кислот кислые на вкус, хотя встречаются и другие: салициловая – сладкая, никотиновая – горькая. Техника безопасности ничего не позволяет пробовать на вкус в кабинете химии, это грубейшее нарушение. Но сегодня я разрешаю вам определить вкус аскорбиновой кислоты – витамина С. Итак, набираемся здоровья и записываем очередной вывод о вкусе кислот.

Наш автобус отправляется дальше, но (слайд 20) красный свет светофора предупреждает нас о том, что следующая остановка “ПТБ – правила техники безопасности”. Мы много раз сегодня говорили об осторожности. В чем же опасность и как себя вести? (слайд 21)

Демонстрация растворения концентрированной серной кислоты в воде, и ее действия на дерево и бумагу. Делаем вывод об осторожности и изучаем меры первой помощи при попадании кислоты на кожу: промывание большим количеством воды и 5% раствором соды. (Cлайд 22)

Следующая остановка “Экспериментальная”. Наряду с общим вкусом, кислоты имеют еще ряд общих признаков и отличий. Заполняем верхнюю часть таблицы. (Cлайд 23)

А теперь последняя наша остановка “Индикаторная”. (Cлайд 24)

Индикаторы (от английского indicate-указывать) – это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. С помощью индикаторов качественно определяют реакцию среды. Впервые индикаторы обнаружил в 17 веке английский химик и физик Роберт Бойль. Чтобы понять, как устроен мир, Бойль провел тысячи опытов. Вот один из них. В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати зашел садовник. Он принес корзину с фиалками. Бойль очень любил цветы, но предстояло начать опыт. Он взял несколько цветков, понюхал и положил их на стол. Опыт начался, открыли колбу, из нее повалил едкий пар. Когда же опыт кончился, Бойль случайно взглянул на цветы, они дымились. Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И – что за чудеса – фиалки, их темно-фиолетовые лепестки, стали красными. Случайный опыт? Случайная находка? Роберт Бойль не был бы настоящим ученым, если бы прошел мимо такого случая. Ученый велел готовить помощнику растворы, которые потом переливали в стаканы и в каждый опустили по цветку. В некоторых стаканах цветы немедленно начали краснеть. Наконец, ученый понял, что цвет фиалок зависит от того, какой раствор находится в стакане, какие вещества содержатся в растворе. Затем Бойль заинтересовался, что покажут не фиалки, а другие растения. Эксперименты следовали один за другим. Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником. Тогда Бойль опустил в настой лакмусового лишайника обыкновенные бумажные полоски. Дождался, когда они пропитаются настоем, а затем высушил их. Эти хитрые бумажки Роберт Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означает “указатель”, так как они указывают на среду раствора. Именно индикаторы помогли ученому открыть новую кислоту – фосфорную, которую он получил при сжигании фосфора и растворении образовавшегося белого продукта в воде. В настоящее время на практике широко применяют следующие индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

Если бы Бойль не любил цветы, и не принес корзинку с фиалками в свою лабораторию, то неизвестно, когда и как открыли бы индикаторы. Вот так вроде бы бесполезное хобби помогло Бойлю в его профессии и его открытием пользуются химики всего мира.

И мы сейчас воспользуемся тоже. Проводим лабораторные опыты с метилоранжем, лакмусом и соляной и серной кислотами. Записываем вывод. (Слайд 25)

Соляная и серная кислоты получены искусственным путем на химических заводах. Но мы уже знаем, что многие кислоты встречаются в природе, например, пищевые. Посмотрим, отличаются ли пищевые кислоты от минеральных (слайд 26). Проводим лабораторный опыт с лимонным и яблочным соками, оформляем таблицу до конца, делаем вывод об общности свойств минеральных и органических кислот. (Слайд 27)

3. Проверочный тест (слайд 28)

  1. Слово, возникающее при ассоциации с лимоном.
  2. Вещества, изменяющие окраску в присутствии кислот.
  3. Вещество, которое по правилам ТБ, нужно приливать к воде при растворении, а не наоборот?
  4. Бескислородная кислота, входящая в состав желудочного сока.
  5. Вещество, которое разлагается, когда мы открываем бутылку с лимонадом.
  6. Кислородсодержащая нерастворимая кислота.
  7. Основность азотной кислоты.

4. Домашнее задание: § , выучить формулы кислот. (Слайд 29)

5. Рефлексия.

Какое ваше настроение? Ваше отношение к уроку?

На столе лежит у каждого три смайлика с разным настроением, требуется выбрать и продемонстрировать.

6. Урок окончен. Всем спасибо! (слайд 30)