Цель занятия: закрепление пройденного материала по циклу “народное творчество”. Роспись дымковской игрушки.
Задачи:
- Обучающая: обучать детей рисовать элементы дымковской росписи, работать кистью (всем ворсом и ее концом) и тычком. Учить располагать узор на предмете, самостоятельно выбирать цвета для узора.
- Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Учить видеть колорит росписи. Развивать творчество детей.
- Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.
Материалы и оборудование:
- Для воспитателя:
– демонстрационный материал игрушек и образцов дымковской росписи,
– сказочный персонаж “Петрушка”,
– диск с музыкой Г.В.Свиридова “Иллюстрации к повести А.С.Пушкина “Метель”. - Для детей:
– глиняные игрушки,
– кисти № 2,№ 4,
– ватные палочки
– подставки для кисточек,
– банки с водой,
– гуашевые краски (красная, синяя, желтая, зеленая),
– тряпочки, салфетки.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с историей дымковского промысла.
- Чтение стихов и потешек о дымковских игрушках.
- Рассматривание дымковских игрушек и иллюстраций.
Ход занятия
– Ребята, к нам сегодня в гости пришел вот этот герой:
“Я веселая игрушка,
А зовут меня Петрушка”.
– Ребята, я пришел к вам с веселой ярмарки, но не один, а принес вот эту игрушку:
“Через горные отроги
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень”.
– Да, ребята этот олень не простой, сказочный. Он украшен яркими узорами. А кто помнит, как называется этот олень? (дымковский).
Петрушка: “Я принес вам с ярмарки тоже оленей, они белые, их успели покрыть только белой краской. Я хочу вас попросить сделать этих оленей красивыми и разноцветными”.
Воспитатель: “ Ну что, ребята, поможем петрушке? Сначала давайте вспомним, какие цвета любят дымковские мастера (красный, желтый, синий, зеленый и т.д.), т.е. все яркие цвета. А какие элементы используют дымковские художники? (круги, полоски, волнистые линии, точки и т.д.)
Воспитатель:
“Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные,
Белоснежны как березки –
Кружочки, клеточки, полоски,
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор”.
Теперь давайте ребята рассмотрим дымковского оленя. Какой он? (Ответы детей). Сначала мы распишем рога – видите, какие они красивые и ветвистые. Художники использовали желтую краску – рога как – будто золотые. Нарисованы у оленя носик, глазик, ушко, и эти элементы будем расписывать кистью с тонким ворсом. А вот потом расписываем туловище оленя. Здесь использованы полоски и кружочки. Эти элементы чередуются, т.е. сначала рисуется полоса, она делается кисточкой с толстым ворсом, а затем кружочки, которые мы будем рисовать сегодня нетрадиционный методом: не кисточкой, а ватной палочкой (воспитатель показывает, как это делается). Сегодня мы с вами художники. И работать мы будем не в группе, а в художественной мастерской. У каждого художника должен получиться свой красочный олень. И чтобы вы почувствовали настоящими художниками, я включу вам красивую музыку.
– Петрушка, ты все понял?
– Да рассказ был интересный.
– Теперь садись и смотри, как будут работать ребята.
(Воспитатель включает музыку Г.В.Свиридова “Иллюстрации к повести А.С.Пушкина “Метель”.)
Под музыку дети расписывают дымковского оленя. По окончанию работы дети приносят свои расписанные игрушки на стол.
Беседа с детьми по итогам работы:
- Что же мы сегодня делали на занятиях?
- Понравилось ли вам сегодня быть художниками?
- Приятно ли было работать под музыку?
Петрушка: “Ребята, мне очень понравились ваши работы. Сегодня вы были настоящими художниками. Я приготовил вам сегодня сюрприз – хочу угостить вас сладкими леденцами, которые я привез с ярмарки (угощает детей леденцами).
Итог занятия:
Дети оценивают работы своих друзей, рассказывают, какие работы им понравились больше всего, и почему?
Литература:
- Н.А.Ветлугина “Художественное творчество и ребенок” – М.: 1972.
- Т.С.Комарова, Т.А. Ратанова, Г.В.Быховец “Народное искусство в воспитании детей (под ред. Т.С.Комаровой – М.: 2005).
- А.Д.Алехин “Когда начинается художник” – М.: 1993.
- Е.А.Флерина “Эстетическое воспитание дошкольника” – М.: 1961.