Цели:
- Познакомить присутствующих с русскими традициями масленичной недели;
- Создать обстановку для развития коммуникативных качеств, умения работать командой, вести публичные выступления;
- Воспитывать уважение и интерес к культурному наследию нашей страны.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, пословицы. Поговорки о Масленице, костюмы (по возможности), мел, веревочки, корточки с заданиями для игровой программы, блины.
Ведущий:
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней – Великий пост,
Время, чтоб молиться.
(Презентация. Слайд)
Масленица, пожалуй, самый что ни на есть русский праздник, сохранившийся еще с языческих времен. Честная, широкая, веселая, “объедуха”, “сырная неделя” Масленица справляется за семь недель до Пасхи. Масленица для русских – все равно, что карнавал для итальянцев, да и первоначальный смысл праздников один и тот же: ведь в переводе с итальянского “карнавал” (carne-vale) дословно означает “говядина, прощай”, а Масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась “Мясопустом”, потому как в эту неделю мясо есть запрещалось.
(Слайд)
Учащийся 1: Самое главное на масленицу – это блины! Блин – символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, севрюжиной или осетриной – выбирай на любой вкус. А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся!
(Слайд)
Учащийся 2: Любили на Руси праздник Проводов Зимы, потому и праздновали широко – в народе и по сей день сохраняются поговорки “не все коту масленица”, “не житье, а масленица”. И вот почему: сама по себе масленичная неделя не однородна. Если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т.к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок – узкой и широкой масленицы, а каждому дню масленичной недели было дано свое имя.
(Слайд “Понедельник-Встреча”)
Учащийся 3: На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы – широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: “Звал, позывал чистый семик широкую масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться”.
Учащийся 4: После этих зазываний дети начинали кричать: “Масленица приехала, масленица приехала!” и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи.
Учащийся 1: Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные – с четверга или пятницы.
Учащийся 2: В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: “честные наши родители, вот для вашей души блинок”.
(Слайд “Вторник-Заигрыш”)
Учащийся 3: На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости – покататься на горах, поесть блинов. Дети катались с гор во все дни масленицы – съезжали с гор на санях, на салазках, или на обледенелых рогожах. Взрослые же катанию с гор придавали особый смысл. В старину, например, существовал обычай “лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен”.
Учащийся 4: В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили “позыватки” – люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости.
Учащийся 1: “Позываток” встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: “у нас состроены у самих горы и гости прошены”. Соседи толковали такие отказы по-своему: “здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого”. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Учащийся 2: Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Например, костромичи “выборанивали девок” – таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. Девушки привязывали неженатым парням колоды – это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином блинами да конфетами.
Учащийся 3: Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали “на люди” в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, и чтобы в этот день, под песни да прибаутки непременно скатились с ледяной горы.
Учащийся 4: Сани с молодоженами подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: “Молоду такую-то на горку!” Она, услышав приглашение, выходит из саней и, поклонившись на ту и другую сторону, шла к ожидающему ее мужу, беспрерывно кланяясь, а зашедши на горку и еще отмерив в одну сторону три низких поклона и севши к супругу на колени, целовала его два или три раза. Но стоящие рядом зеваки, не довольствовались такой малою любезностью новобрачных, и держали санки, говоря: “Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!” – заставляя жену целовать мужа 10 и более раз и тогда только спускали их катиться. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Да никто и не возражал.
(Слайд “Среда – Лакомка”)
Учащийся 1: На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, в основном шуточных анекдотов и пр.: У тещи про зятя и ступа доит. Придет зять, где сметанки взять?
Учащийся 2: А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!”
Учащийся 3: А по вечерам пели песни про “заботливую тещу”, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, да как зятек-то теще спасибо сказал: был у тещи, да рад утекши!
(Слайд “Четверг – Разгул”)
Учащийся 4: С четверга, недаром называвшегося “широким”, масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам.
Учащийся 1: В этот день начинали колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: “Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!”, выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.
(Слайд “Пятница – Тещины вечерки”)
Учащийся 2: Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали “тещины вечерки” – приглашали на блины. Являлся и бывший дружка (нынче, свидетель), который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Обычно, зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить их уму-разуму. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием, страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Получить такое приглашение почиталось за великую честь, да и молодым на руку, потому как званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. А тесть мешок муки и кадушку масла.
Учащийся 3: Приглашения же бывали разные: почетные – когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые – на ужин.
Учащийся 4: Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных “позываток”. Чем больше оказывалось “званных”, тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, “у тещи зятек – любимый сынок”.
(Слайд “Суббота – Золовкины посиделки”)
Учащийся 1: В субботу, на золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Интересно, что само слово “золовка”, как считалось, происходит от слова “зло”, так как сестры мужа относились к невестке (“пришедшей невесть откуда”) недоверчиво и настороженно – вспомним, хотя бы русские народные сказки
Учащийся 2: Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.
(Слайд “Воскресение – Прощеный день”)
Учащийся 3: В воскресенье – “прощеный день” устраивали проводы Масленицы. Сутра ребятишки собирали дрова для костра – жечь Масленицу.
Учащийся 4: В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.
Учащийся 1: Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума – полотенце, для кумы – кусок мыла.
Учащийся 2: В деревнях жгли костры, но не обычные – из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного.
Учащийся 3: В городах же костры разводили с другой целью – растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы – холод и лед.
Учащийся 4: Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные.
Учащийся 1: Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
Учащийся 2: В санях с чучелом Масленицы ездили по улицам до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжали на озимь, и здесь на приготовленном костре сжигала чучело.
Учащийся 3: Одну бабу рядили попом. Надевали на нее погожу вместо ризы, а в руки давали навязанный на веревке осметок – вместо кадила. Двое из участвующих в обряде брали Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством “попа” с песнями пускались в путь из одного конца деревни в другой.
Учащийся 4: Когда же процессия выступала в обратный путь, Масленицу сажали на палки вместо носилок, а дошедши до конца деревни, возвращались и под шум и гам всей толпы – сжигали куклу как символ зимы, которая закончилась. Именно поэтому, когда Масленицу хоронят, поют песни. А пепел от масленичного костра развевали над полями – “на богатый урожай”. Ведь Масленица – это не просто праздник, это завершение важного этапа в жизни человека и природы, это подведение итогов и начало нового земледельческого года.
Учащийся 1:
С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!
(Угощение блинами.)
Ведущий: А теперь настало время поиграть. Сейчас мы разделимся на 2 команды по 7 человек. А жюри будет оценивать вас за умение играть и веселиться. Победит на команда, в которой наиболее ярко проявится дружба, взаимовыручка, юмор и прочие качества, присущие для веселья.
Задание 1. Придумать название команды, отражающее тематику классного часа.
Задание 2. “Встреча”.
От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки (Приложение), поприветствовать чучело Масленицы.
Карточка № 1.
Душа ль ты моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные
твои уста, сладкая твоя речь!
Карточка № 2.
Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек
внучка, ты ж моя перепелочка!
Задание 3. Игра “Петушки”. Чертится круг, в который входят по 1 представителю от команды (мальчики). Убрав руки за спину и подогнув одну ногу в колене, противники стараются вытолкнуть, только плечами, своего оппонента за пределы круга.
Задание 4. “Частушки”. Конкурс на самое задорное исполнение. (Приложение)
Карточка № 1. (Первой команде.)
Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.
Карточка № 2. (Второй команде.)
Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.
Задание 5. Игра “Три ноги”. Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на “трех ногах” добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.
Задание 6. "Дразнилки". Конкурс чья команда передразнит. (Приложение) Давайте потренируемся! И так первая команда… вторая команда! А теперь вместе! Три, четыре!
Карточка № 1. (Вторая команда.)
Николай! Николай!
Сиди дома, не гуляй,
В балалаечку играй.
Карточка № 2. (Первая команда.)
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Задание 7. Загадки. По очереди загадываются загадки каждой из команд. Если команда не отгадывает, то право отгадать их загадку переходит противнику.
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины –
Едем к… (теще на блины)!Масленица – объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки –… (блины)В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … (“Бог простит!”)
Пока жюри подводит итоги мы вам расскажем какие еще игры и забавы были на Руси на масленичной неделе.
Слово предоставляется жюри.
Награждение победителей.