Групповое занятие с учащимися 2-го класса.
Тема урока:
Логопедическая: Дифференциация строчных, прописных букв: “г – п” в словах, словосочетаниях.
Лексическая: Весна и птицы.
Грамматическая: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Цель урока:
Учить различать на письме строчные буквы “г – п”, выделяя их схожие и отличительные черты.
Задачи:
1) Развивать оптико-пространственные
представления детей на материале дифференциации
прописных букв “г – п” .
2) Развивать психические функции: зрительную
память, внимание, мыслительные операции.
3) Совершенствовать процессы языкового анализа и
синтеза (фонематического и слогового анализа).
4) Актуализировать знания учащихся о
согласовании прилагательного с существительным
в роде, числе; совершенствовать практический
навык при синтезе словосочетании.
5) Расширять и обогащать представления детей о
птицах и активизировать словарь по теме
“весна”.
6) Работать над навыком самоконтроля при
выполнении заданий.
7) Воспитывать интерес, любовь и бережное
отношение к птицам, природе.
8) Воспитывать умения работать совместно с
другими детьми и самостоятельно.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация для данного урока, доска, раздаточный материал.
План и ход занятия
1. Организационный момент.
– Развитие пространственных представлении. (на парте лежат карточки с изображением птиц)
– Посмотрите на карточки. Сядьте, у кого картинка находится в левом верхнем углу. Сядьте, у кого картинка находится справа вверху. Сядьте, у кого картинка находится в левом нижнем углу. Сядьте, у кого картинка находится справа внизу.
– Вы узнали птиц? Проверим. (грач, гуси, цапля, павлин)
2. Слоговой анализ и синтез слов. Слайды № 2,3
– К названию какой птицы подходит эта схема? Поднимите руку. __?___
– Проверим. Назови свою птицу. Правильно. (грач)
– К названию какой птицы подходит 2 схема? Поднимите руку. _?__ ___
– Проверим. Назови свою птицу. Правильно. (2 карт. гуси, цапля)
– К названию какой птицы подходит 3 схема? Поднимите руку. ___ _?__
– Проверим. Назови свою птицу. Правильно. (Павлин)
3. Звуковая схема (выбор из 3 слов). Слайд № 4
– Название какой птицы зашифровано? – – – – –
– Назовите птицу. (Петух) Проверяем. Правильно.
4. Звуковой анализ слов.
– Вспомните, какие у Вас были слова?
– Грач, гуси.
– Назовите, какой согласный звук общий одинаковый в Ваших словах? – г –
– Вспомните, какие у Вас были слова?
– Павлин, цапля.
– Назовите какой согласный звук общий одинаковый в Ваших словах? -п–
5. Буквенный анализ слова. Слайд № 5
– Переверните карточку и впишите в слоговую схему вашу букву.
– Проверяем. Чья схема появилась на экране? Поднимите руку. г______
– Назови своё слово. Покажи ребятам свою схему. – грач -
– Назовите чьё слово зашифровано во 2 схеме. – г__?_ ___
– Назовите чьё слово зашифровано в 3 схеме. – п____ __?_
– Назовите чьё слово зашифровано в 4 схеме. – __?__п ____
6. Сообщение логопедической темы.
– Ребята, как Вы думаете над какими буквами мы продолжим работу сегодня на уроке? г – п Правильно.
– Кто был у нас помощником на прошлом уроке и помогал запомнить написание этих букв? г – гусь, п – павлин.
– Вспомните нашу подсказку: Буквы “гэ”, “пэ” проверяем в словах:
“гэ”– одна галочка, “пэ”– палочка и галочка.
– Назовите каким элементом отличается буква “пэ” от буквы “гэ”? -палочкой
7. Развитие зрительного внимания. (конструктивная картинка)
– А сейчас внимательно посмотрите на картинку, найдите и обведите буквы
“г-п” в кружочек разным цветом.
– Проверяем. Сколько букв “г” Вы нашли? – 6. А букв “п” – 10
– Назовите только те предметы на картинке, в названии которых Вы написали бы букву “г” (грач, сугробы, снеговик). Слайд №6
– А теперь букву “п” (птица, поляна, подснежник, пень).
8. Сообщение лексической темы.
– Какое время года изображено на картинке? -весна-
– Назовите признаки весны, а я буду помогать Вам с помощью картинок. Слайд №7
– Снег тает. Капель. Появились проталины. На деревьях набухли почки.
– Появилась первая трава. Расцвели подснежники. Бегут ручьи.
– Возвращаются перелётные птицы.
Фильм о птицах.
– Птицы возвращаются из тёплых стран. Путь у них на Родину трудный, далёкий. Они летят с раннего утра до позднего вечера. Им приходится лететь через моря, океаны, высоко в небе, над вершинами гор, над лесами, полями, над сёлами и городками. И наконец птицы прилетают в наш город. Путь у них был долгий и они с радостью отдыхают на крышах домов, в парках, в садах. Находят свои старые привычные места. А в городе их встречают дети, которые рады возвращению птиц. И все в городе понимают, что пришла весна. Пока птицы отдыхают, мы будем выполнять задания.
9. Развитие слогового и фонематического синтеза слов.
– Игра “Колесо”.
– Возьмите круг, найдите и назовите слова, в которых Вы написали бы букву “г” Проверка (луг, гул, гриб) Слайд №8
– А теперь назовите слова в которых написали бы букву “п”.
– Проверка (поле, пол, паук, липа, пил).
10. Дифференциация букв “г – п” в словах.
– Возьмите путевой лист, будем выполнять задание № 1.
– Вставьте пропущенные буквы “г – п” в словах.
– Проверка Сколько букв “г” Вы вставили? (2) А букв “п”? (4)
11. Слоговой синтез слов. Слайд №9
– Возьмите карточку № 1 и карандаш. Добавьте к красному слогу синий слог, чтобы получилось слово, соедините линией.
– Проверка.
– Назовите слова со слогом –го– (город, горы).
– Назовите слова со слогом –по– (поле, пони).
– Назовите слова со слогом –гу– (гуси, губы).
– Назовите слова со слогом –пу– (пуля, пума).
12. Физкультурная минутка.
– Игра на развитие внимания.
– Делайте, как скажу, а не как покажу.
– Руки в стороны, руки на пояс, руки вперёд, руки вверх.
13. Дифференциация букв “г – п” в словах, словосочетаниях. Слайд №10
– Исправьте ошибки и составьте словосочетания.
– Возьмите карточки № 2 и ручку, будем выполнять задание № 2.
– Исправьте ошибки в словах. (Попугай, гтенцы, пусыня)
– Проверка.
– Назовите слова в 1 столбике. (Попугай, птенцы, гусыня).
– На какой вопрос они отвечают? (кто?).
– Какая это часть речи? (имя существительное).
– Назовите слова 2 столбика. (Пушистые, проворная, пестрый).
– На какие вопросы они отвечают? (какие? какая? какой).
– Какая это часть речи? (имя прилагательное).
– Переверните карточки. Слайд №11
– Каким цветом мы договорились обозначать слова – предметы? (красным).
– Каким цветом мы договорились обозначать слова – признаки? (зелёным).
– А сейчас мы будем составлять словосочетания, работать Вам нужно вместе. подбирайте слова зелёного и красного цвета, которые подходят друг к другу по смыслу, а ещё Вам помогут схемы. (на экране)
– Проверка.
– Прочитайте все словосочетания.
– Откройте путевой лист и будем выполнять Задание № 2, допишите словосочетания.
– Проверка.
– Какое словосочетание со словом “пушистые” Вы написали? (пушистые птенцы). А со словом “проворная”? (проворная гусыня). И со словом “пёстрый”? (пёстрый попугай).
14. Дифференциация букв “г-п” в словосочетаниях. Слайд №12
Деформированное предложение.
– Вставьте пропущенные буквы “г-п” в словосочетания. (Словосочетания на экране)
(Чёрные .роталины, весёлые .рачи, .роворные .тицы, о.асный .уть, .лубокие моря, высокие .оры)
Проверка.
– Прочитайте словосочетания.
– Возьмите путевой лист, будем выполнять Задание № 3. У Вас написано в нём предложение. Вставьте подходящее по смыслу словосочетание в предложение вместо точек.
– Проверка. Слайд №13
– Первыми прилетают весёлые грачи.
– Они долго собирались в опасный путь.
– Птицы летели через высокие горы и глубокие моря.
– Что у нас получилось? (текст) На следующем уроке мы его запишем.
– Давайте ещё раз вспомним, какие слова мы обозначили зелёным цветом? (имя прилагательное), а красным цветом? (имя существительное).
15. Итоги урока.
– На следующем уроке мы продолжим работу по этой теме.
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Над какими буквами мы работали? “г-п”.
– Работали все хорошо. Молодцы.
– Урок окончен.