Речь — это, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. Особенности речи зависят от среды обитания, традиций и соответствующего обучения.
Когда ребенок начинает использовать речь как инструмент для общения, то в этот период он открывает для себя значения слов, начинает осмысливать те звуки, которые произносит взрослый.
Слух человека отличается от слуха животных тем, что в процессе эволюции он приобрел способность точно различать звуки человеческой речи (фонемы).
Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь.
Дети с дефектом речи (особенно дети с дефектами слуховой функции) испытывают затруднения и порой очень существенные в проговаривании слов, словосочетаний, предложений из – за отсутствия элементарного ритма, сбивчивого дыхания, слабости в голосе, а зачастую и своей стеснительности. Практика показала, что дети приходят в школу скованные, движения и мимика всего организма и артикуляционного аппарата малоподвижны, однообразны, даже на гласных звуках рот открывается так, что артикуляция не фиксирует, практически, разницы между произношением звуков А, О, У, И. Зубы стиснуты, губы находятся без движения, то есть, при звуке -И- губы не растягиваются в улыбку, а при звуке -О- губы не округляются и т. д.
При работе с такими детьми я пришла к выводу, что не только комплекс артикуляционных упражнений позволяет изменить выражение мимики, произношение звуков в целом, улучшить состояние голосовых связок и дыхания, но и специальные упражнения, которые в комплексе с вышеперечисленными приемами позволяют достичь ощутимых результатов в работе с детьми с недостатками речевой и слуховой функции. Это система тренировочных упражнений, позволяющих значительно активизировать речевую деятельность ребенка, так как позволяет стать ему более активным в ходе логопедических занятий, улучшая его произносительные навыки, координацию движений, дыхание, голосовые возможности, мимическое выражение лица и в целом эмоциональное состояние.
Это – “Фонетические рифмовки”, которые сочетаются с фонетической ритмикой и движениями в ходе произношения слогов, слов, словосочетаний и специальных двустиший, четверостиший, для отработки произношения тех или иных звуков. В ходе своей многолетней практической деятельности, я убедилась в эффективности данного метода работы с детьми по восстановлению речевой функции и коррекции произношения.
В результате, фонетические рифмовки можно разделить на следующие подгруппы:
– фонетические рифмовки звуковые в сочетании с фонетической ритмикой (и без фонетической ритмики)
– фонетические рифмовки слоговые (два – три слога) в сочетании с фонетической ритмикой и без неё.
– фонетические рифмовки двустишья без фонетической ритмики и в сочетании с фонетической ритмикой.
– Фонетические рифмовки с движениями (хлопки, ходьба под счет на месте, ходьба под счет в движении, прыжки)
– фонетические рифмовки – стихи в сочетании с фонетической ритмикой и с движениями.
Работайте над рифмовками и вы увидите, как преобразится ваш ребенок. Я убедительно рекомендую использовать фонетические рифмовки и родителям в домашних условиях, где больше возможностей побегать, попрыгать, именно в домашней среде с близкими людьми.
Итак, какова же цель использования
фонетических рифмовок?
Фонетические рифмовки несут в себе элемент жизненной ситуации или изображение какого-либо человека, животного, птиц – поэтому ребенок становится маленьким артистом.
Каковы этапы работы работы над фонетическими рифмовками?
1.
2.
Существуют особенности подбора и составления фонетических рифмовок
.Это:
– рифмовки должны рифмоваться;
– рифмовки не должны быть скучными;
– рифмовки составляются для детей;
– они должны легко запоминаться;
– рифмовки должны быть понятны детям;
– рифмовки составляются и подбираются так, чтобы
их действие можно было обыграть;
– рифмовки составляются и подбираются на
определенный звук или тему.