Гуманитаризация физического образования

Разделы: Физика


Актуальность:

Современная эпоха – эпоха формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни. В настоящее время в процессе обучения у учащихся необходимо формировать такой способ мировосприятия, когда мир предстает как единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей.

Главной задачей глобального образования является воспитание Гражданина мира, воспитание у учащихся чувства причастности ко всей жизни планеты в целом, которая зависит от решения тех или иных глобальных проблем: культурных, экологических, политических, экономических, технологических; воспитание новой культуры личности.

Центральной проблемой, вокруг которой интегрируется все многообразие конкретных проблем обучения, является проблема человека и его отношения к миру.

Сегодня перед системой образования стоят задачи максимального раскрытия в человеке его самостоятельного, активного, деятельного начала, развития творческого потенциала человека, воспитания творческой личности, являющейся субъектом социальной жизни, саморазвития, самоопределения и самореализации.

Зная, что опыт творческой деятельности формируется лишь при наличии интереса к деятельности, требующей творческого отношения, можно сформулировать важное условие эффективности деятельности учителя: для вовлечения всех учащихся в процесс творческого познания необходимо включать в обучение физике различные виды деятельности. В этом случае происходит перенос сложившихся интересов на процесс изучения физики, обеспечивающий развитие творческой личности.

В настоящее время ведется активный поиск разрешения противоречия, возникающего в процессе обучения, когда всем школьникам должен быть гарантирован высокий уровень общеобразовательной подготовки и в то же время, когда эти общие требования, предъявляемые ко всем учащимся, не могут и не должны игнорировать их индивидуальные интересы и возможности.

Использование методов гуманизации и гуманитаризации образования позволяет сохранить и развить личностные качества ученика, развить его творческий потенциал, ценностные ориентации, повысить уровень образованности учащихся, сформировать их глобальное мышление.

Поставить в центр процесса обучения личность ребенка, ориентироваться на его интересы и потребности, научить каждого ребенка учится – вот основные идеи гуманизации современного образования.

Гуманизация образования учит людей человечности, нравственности, прививает умение чувствовать прекрасное, развивает общую культуру и желание приобщиться к ней, учит думать о мире и о себе как личности, приучает любить и ценить природу. И это, может быть, не менее ценно для любого обучаемого, нежели подготовка делового профессионала, который ничто, если в нем нет человечности и культуры. Вспомним Лихтенберга: “Тот, кто знает только физику, тот ее и понимает плохо…”

На вводном уроке в 7-м классе я привожу цитату из произведения А.Н.Толстого “Граф Калиостро”: “– Да, я Калиостро, – сказал он, с удовольствием причмокнув большими губами, – весь мир говорит о моих чудесах. Но происходит это от невежества. Чудес нет. Есть лишь знание стихий природы, а именно: субстанций природы; то есть твердого, жидкого, мягкого и летучего; сил природы: притяжения, отталкивания, движения и покоя; элементов природы, коих тридцать шесть, и, наконец, энергий природы: электрической, магнетической, световой и чувствительной. Все сие подчинено трем началам: знанию, логике и воле, кои заключены вот здесь, – при этом он ударил себя по лбу”.

Существующее содержание курса физики, его мировоззренческое и политехническое значение, экспериментальный и теоретический методы исследования, практическая значимость обеспечивают при соответствующей организации деятельности учащихся их познавательный интерес, как основу формирования знаний и развития личности ученика.

Один из путей гуманизации образования – его гуманитаризация.

Концепция:

  1. Гуманизация – поворот школы к ребенку, его проблемам и интересам.
  2. Гуманитаризация – один из путей гуманизации.
  3. Гуманитарная культура – цель гуманитаризации.

Приложение 1.

Цель: Используя индивидуально-личностный подход к обучению и гуманитарную направленность содержания курса физики, повысить уровень общекультурной компетентности учащихся, как показателя гуманитарной культуры.

Показатели уровня грамотности общекультурной компетентности могут служить для оценки результативности концепции.

Приложение 2.

Учитель должен уметь показать многообразие мира, его красоту, гармонию, взаимосвязь, а не просто констатировать существование и действие какого-то конкретного закона. Учащиеся должны знать, уметь воспроизводить математическую запись законов, использовать их на практике, но и без обобщений, которые создали философы, поэты, музыканты, художники, нам сегодня не обойтись.

Для решения задач гуманизации и гуманитаризации физического образования представляется возможным использование следующих методов:

  1. Развитие интереса к истории науки,
  2. Выявление и использование исследовательских умений,
  3. Выявление и развитие литературных склонностей,
  4. Использование и развитие интереса к живописи и архитектуре,
  5. Использование и развитие интереса к музыке,
  6. Создание интегрированных курсов.

Данные методы могут быть реализованы с помощью различных форм организации деятельности на уроке. Эти формы будут различными в зависимости от уровня знаний учащихся и их возрастных особенностей (первая ступень 7–9-й класс – эмпирические методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; вторая ступень 10–11-й класс – теоретические методы: мысленный эксперимент, моделирование, идеализация), от научных интересов учителя, а так же от реальных возможностей школы (специализации и технического оснащения).

Рассмотрим более детально некоторые пути или методы гуманитаризации физического образования.

Развитие исследовательских способностей.

Наука о природе – физика, открывающая суть и основы материального мира ведет нас к познанию истины. Любопытство и удивление, стремление к самовыражению, самоутверждению толкают человека на этот путь, заставляют его учиться.

Развитие науки имеет свои законы. Из наблюдения окружающего рождается предположение о природе и связях процессов и явлений; из фактов и правдоподобных предположений строится теория; теория проверяется экспериментом и подтвердившись, продолжает развиваться, снова проверяется бесчисленное множество раз. Такой ход развития и составляет научный метод; он позволяет отличить заблуждение от научной истины, проверить предположение и избежать ошибок.

Великий немецкий поэт, философ, естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гете сказал: “Всякое созерцание переходит в наблюдение, всякое наблюдение в соображение, всякое соображение в установление важной связи, и можно сказать, что всякий раз, когда мы внимательно вглядываемся в мир, мы создаем теорию. Но теоретические построения остались бы просто забавой мудрецов, если бы не существовало бы надежного испытания – эксперимента. Только подтвердившись экспериментом, теория приобретает истинную жизнь. Дарит людям новое открытие, предсказывает открытия будущего…”

Опираясь на анализ истории физики, можно выделить такие нормы научного мышления как доказательность, основанная на фактах; уверенность в том, что все в мире причинно обусловлено; здоровый скептицизм, антипатия к догматизму, стремление поставить под сомнение чужие и свои утверждения, проверяя их фактами, то есть динамичность взглядов; уверенность, что ранее добытое и обоснованное знание не отвергается полностью, а неизбежно что-то впитывает в себя из прошлого.

Все эти нормы не есть нечто элементарно присущее только ученым, а есть то, чем полезно руководствоваться каждому человеку.

Развитие интереса к истории науки.

В одной из своих работ академик С.Капица написал: “Хорошо известно, что науку можно изучать, совершенно не касаясь ее истории. Но трудно понять ее метод и совершенно невозможно правильно определить место науки в нашей культуре, минуя ее историю, где часто первой ступенью в понимании связи науки и общества служат биографии ученых”.

В школьных учебниках изложение знаний о явлениях и закономерностях в природе подчинено единой логике и выполнено современным научным языком. Это облегчает усвоение материала. Однако при таком изложении неизбежно теряется специфика научного творчества отдельных ученых; оказывается в известной мере упущенным и своеобразие развития науки в каждой исторической эпохе. Глубже проникнуть в физическую науку, особенно в те ее стороны, которые связаны с процессом развития знания о природе, поможет обращение учащихся к истории науки. Обратившись к истории науки, учащиеся смогут взглянуть на физические явления и законы глазами их первооткрывателей, познакомиться с методами рассуждения ученых, их подхода к познаниям природы, оценить соотношение между экспериментом и теорией в процессе развития физики.

Изучение истории науки с привлечением выдержек из работ выдающихся физиков, философов, общественных деятелей может быть успешно использовано при изучении физики. Этот материал называется хрестоматийным. Одна из целей использования хрестоматийного материала – возбуждение интереса учеников к учебной проблеме.

При проблемном изложении материала, активизируется мышление учащихся, они приобщаются к способам поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и становятся как бы соучастниками научного открытия.

При отборе материала для проблемного изложения нужно учитывать его мировоззренческое значение, возможность познакомить учащихся с вопросами методологии научного познания, показать им постепенное проникновение в тайны природы, рождение фундаментальных теорий, роль и значение физических экспериментов.

Можно привести несколько примеров обращения к методу проблемного изложения материала при изучении некоторых вопросов механики.

В самом начале изучения механики звучит слово “относительность” и вводится понятие система отчета. Познавательное и мировоззренческое значение этих понятий исключительно велико. Дальнейшее осознанное усвоение законов классической механики, понимание физического и философского содержания принципа относительности и уяснение основ специальной теорией относительности возможно в том случае, если учащиеся овладеют этими понятиями. Помочь этому может проблемное изложение материала.

На уроке о механическом движении тела и относительности движения учитель знакомит школьников с эволюцией знания о мире. Учащиеся узнают о взглядах великого древнегреческого ученого Аристотеля (IV в. до н.э.) и его системе мира, правильность которой не подвергалась сомнению в плоть до XVв., и гелиоцентрической системой Коперника (XV–XVI в.в.), поражающей своей величественной простотой. Яркий рассказ об одном из исторических моментов, когда скачком менялось представление людей о мире, когда опровергалось то, что само собой разумеющимся, позволяет акцентировать внимание школьников на фундаментальность понятия относительности движения.

Полезно рассказать, как кардинально изменил преставление о движении Галилео Галилей.

Изучение динамики вновь нужно начать с исторического экскурса. Для постановки учебной проблемы на уроке по изучению первого закона Ньютона зачитать цитату из “Механики” Аристотеля: “Движущееся тело остановится, если сила, его толкающая, прекращает свое действие”. И поставить вопрос: прав ли был Аристотель? Для ответа на поставленный вопрос учитель может поставить опыты по движению тел при постоянном уменьшении сил сопротивления и подвести учащихся к мысленному эксперименту, в котором силы сопротивления полностью устранены. Тогда они придут к пониманию первого закона Ньютона и тем самым к опровержению взглядов Аристотеля.

Для проблемного изложения материала богатейшие возможности открывает изучение закона Всемирного тяготения. Проблемное изложение этого закона позволяет показать учащимся, что появление теории вызывается необходимостью объяснить накопившиеся факты и наблюдения. Чтобы показать учащимся, что почва для гениальной гипотеза Ньютона об универсальности силы тяготения была подготовлена развитием науки, нужно описать ситуацию , сложившуюся в науке к XVII веку. Проблемное изложение закона Всемирного тяготения включает школьников в атмосферу научного поиска, способствует формированию у них научного мировоззрения.

Материал по истории физики полезно привлекать при изучении фундаментальных научных экспериментов, сыгравших решающую роль в развитии физики. Это опыты Эрстеда и Фарадея по электромагнетизму, Ньютона по спектральному разложению света, Столетова по фотоэффекту, Милликена и Иоффе по обнаружению дискретности электрического заряда, Франка и Герца по контролируемому возбуждению атомов паров ртути и др. Изучение этих опытов имеет огромное познавательное и воспитательное значение.

Как правило, мы преподаем сейчас “обесчеловеченные” биологию, химию, физику, что мешает возможности организовать на уроке разговор с учениками о проблемах нравственности, культуры, общечеловеческих ценностей, что обедняет наших детей духовно. Читать жизнеописания известных художников, писателей, ученых всегда познавательно и поучительно. “В жизни героя,– говорил академик П.Л.Капица,– есть что-то вечное, что никогда не теряет интереса, что заставляет людей интересоваться жизнью великих людей любой эпохи”.

Какие проблемы в биографических очерках заслуживают особенного внимания? Конечно, надо, прежде всего, сказать, что же сделал тот или иной физик как ученый, в чем важность его открытия, почему он обратился к той или иной проблеме. Не менее важно объяснить, как было сделано открытие. А это значит, что в ряде случаев рассказать о мировоззрении ученого, которое во многом определяет направление научного поиска и его результат. Важно разъяснить метод ученого. Необходимо воссоздать атмосферу открытия и очень полезно рассказать об отношении ученого к науке.

Отношение к науке – это нравственная категория. Разговор об этических ценностях в понимании ученого, – может быть, самое главное в биографическом очерке. Ведь А.Д.Сахарова мы знаем очень поверхностно как “отца водородной бомбы” в нашей стране, а восхищаемся мы его мужеством и стойкостью, верностью своим политическим взглядам, его постоянным стремлением помочь единомышленникам. Пусть ученики услышат и подумают над словами Эйнштейна: “Комфорт и благополучие никогда не были ля меня самоцелью, по-моему, это может быть идеалом для свиного стада. Доброта, красота и правда – вот идеалы, которые освещали мой жизненный путь…с юных лет я презираю банальные цели человеческих устремлений: богатство, успех и роскошь”.

Нужна правда и о том, как Ж.Кюри боролся с фашизмом во Франции. Молодые люди должны знать, через что прошли в сталинско-бериевских застенках Н.И.Вавилов, Л.Д.Ландау, С.П.Королев, А.Н.Туполев и многие другие великие ученые.

Итак, в биологических очерках полезно раскрывать такие проблемы, как научная деятельность ученого, его научный поиск и отношение к науке, его этические, общественно-политические взгляды, и его поступки.

Беспредельное трудолюбие ученых, преданность своему делу, высокая гражданственность, патриотизм, стремление заставить науку служить на благо человечеству, высочайший интеллект и душевное благородство всегда оказывали, и будут оказывать огромное влияние как на современников, так на потомков.

Развитие и использование интереса учащихся к художественной литературе.

И наука и искусство отражают один и тот же реальный мир, но пользуются при этом разными средствами. Наука отражает действительность в понятиях , законах, теориях, а искусство – в образах, что часто гораздо ближе и понятнее учащимся. Оба эти способа могут дополнять и взаимно обогащать друг друга.

Перегруженность существующих программ материалом, конспективность изложения некоторых вопросов в учебнике, необходимость научить школьников видеть проявления физических законов в окружающей жизни и природе, обилие задач – все это делает уроки физики до предела заполненными и часто трудными для понимания.

Использование в преподавании физики произведений литературы позволяет, в значительной мере облегчить учащимся усвоение материала, а урок делает интересным и эмоциональным. Кроме того, учитель получает возможность представить на уроке богатый иллюстративный материал к различным разделам курса физики, опираясь на который ученик создает для себя наглядные образы.

Чтение отрывков из художественных произведений активизирует “лириков”. Физика перестает быть для них сухой и отвлеченной наукой, так как помогает увидеть вокруг разнообразные физические явления, ранее не замеченные ими, помогает им быть более наблюдательными.

Итак, умелое и своевременное использование художественной литературы на занятиях по физике пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное. Кроме того, учителю представляется еще одна возможность для эстетического воспитания школьников.

Отрывки из художественных произведений могут использоваться на уроках физики с разными дидактическими целями: постановка проблемы, проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление знаний, повторение.

Итак, полноценным следует считать такое обучение, при котором в процессе передачи и усвоения опыта, накопленного человечеством, идет не только обеспечение обучаемого системой знаний, но и формируются социально значимые качества и способности ученика, идет закономерный процесс развития целостной личности.

Физика – есть познание окружающего нас мира, она не может быть только констатирующей наукой. Это наука диалектическая, ей присущи сравнения, аналогии, систематизация, абстрагирование, моделирование, обобщение, философское осмысление явления. А всякое размышление – творческий процесс.

Физика – это важнейший и ценнейший элемент общечеловеческой культуры, на который нельзя смотреть только с прагматических позиций.

Список литературы:

  1. Алексашина И.Ю. Гуманитаризация содержания естественнонаучного образования как культурный феномен// Гуманитаризация и культура учителя. СПб., 2002. – С. 55 – 61.
  2. Буракова Г.Ю. “Гуманитаризация процесса обучения”. М.: Просвещение, 1999 г.
  3. Деятели культуры о взаимосвязи науки и искусства // Физика в школе. – 1999. № 6. – С.35–37.
  4. Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (личностно-гуманитарная парадигма). СПб. – Волгоград: Перемена, 1996. – 185 с.
  5. Кравец А.С. “Гуманизация и гуманитаризация высшего образования”. М.: Просвещение, 2004 г.
  6. Ланина И.Я. Методика развития познавательного интереса учащихся при обучении физике: Учеб. пособие. Л.: ЛГПИ, 1984. – 88 с.
  7. Мощанский В.Н. “Гуманитарный аспект при изучении физики в средней школе” – Псков, Изд-во ИУУ, 1994.
  8. Разумовский В.Г. Преподавание физики в условиях гуманизации образования // Педагогика. 1998. – № 6. – С. 102–111.
  9. Рубанцова Т. А. Гуманизация современного образования. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2000. – 248 с.
  10. Тихомирова С. А. Гуманитаризация физического образования // Физика в школе. 1996. – № 6. – С. 3901546.
  11. Чиганашкин В.М. “Красота физики”.– Псков, Изд-во ПОИПКРО, 2000.