Психофизиологические особенности обучения танцу на уроках ритмики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими свое постоянное место в сетке школьного расписания, танец, несмотря на усилия известных педагогов, хореографов, психологов, искусствоведов, так и не смог войти в число обязательных предметов образования школьника.

Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.

В нашей школе № 43 Приморского района урок ритмики введен в обязательную программу обучения для учащихся начальных классов.

При работе с младшими школьниками можно выделить следующие основные задачи:
– развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
– развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, устойчивости и координации), изучение детских танцев;
– развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;
– воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет):
(Ведущая деятельность – учеба)
– перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий),
– развитие саморегуляции поведения, воли,
– усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний,
– овладение навыками домашнего труда,
– расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе,
– игры развивающие занимают второе место после учебы,
– формирование самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки,
– формируются уверенность в себе, либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, потеря интереса к учению, "школьные неврозы".

Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т. д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.

Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление – запоминанием.

Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.

При повторении танцевального движения в коре головного мозга образуются временные связи. Когда музыкальное движение выучено и прочувствовано, закрепляется определенная последовательность возбудительно-тормозных процессов, т. е. вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка.

В этой связи предлагается следующая формула: от ощущений к чувствам, от них к привычке. Такое дополнение к закону усвоения способствует более эффективному формированию стереотипа движения. Следовательно, формулу необходимо применять в такой последовательности:
– воспринимая – ощущай;
– осмысливая – чувствуй;
– запоминая – действуй, пробуй;
– проверяя результат – показывай другому.

Образованию пластического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словесно-речевые объяснения и замечания учителя (уместно подчеркнуть, что объяснения и замечания должны сопровождаться положительными эмоциями с единственной целью, чтобы ученик слушая – слышал и услышал); профессиональный показ телодвижений учителем – зрительное созерцание и осмысление (и в этом процессе очень важно следить, чтобы ученик глядя – видел и увидел, удивился); наблюдение за собой в зеркальном отражении.

Многократно повторяясь, движения-импульсы становятся сигналами – раздражителями для мышц и других систем и органов. Поэтому стоит принять определенное положение или позу, услышать знакомый ритм, мелодию, как дальше движения возникнут сами собой (срабатывает мышечная память). Внешне это проявляется в правильном и точном выполнении движения в соответствии с музыкальным настроением и темпоритмом.

Каждое новое па или танцевальная композиция – это новый двигательный стереотип. Но всякая переделка представляет значительный труд для нервной системы. Многие знают из собственного опыта, как трудно переучивать даже самые несложные движения. Поэтому следует сразу же добиваться правильного выполнения любого движения, не надеясь на то, что потом можно будет легко его поправить.

Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение, исполненное многократно, становится простым и доступным.

Условно различают три стадии в образовании динамического стереотипа любого двигательного навыка. Они отличаются друг от друга степенью временных связей, а внешне – степенью разученности и чистоты выполнения движения.

Первая стадия. В двигательной зоне коры головного мозга наблюдается широкое распространение возбуждения, поэтому движение выполняется неточно, сопровождается большим количеством побочных действий, еще нет согласованности кровообращения, дыхания и других систем и органов с деятельностью двигательного аппарата. Эта стадия особенно заметна на первых порах обучения и в самом начале освоения незнакомых движений.

Вторая стадия. Развивается условное торможение, прежде всего дифференциальное. Этому способствуют словесные раздражители – объяснения и поправки, сделанные учителем. Одобрительные замечания подкрепляют правильное выполнение музыкально-пластических элементов и движений, а неодобрительные (но с утешительной интонацией в голосе) – заставляют осознать ошибки и исправить их.

Возбуждение сосредоточивается только в определенных участках чувствительно-двигательной зоны, движения становятся более точными и согласованными. Именно на второй стадии и начинает закрепляться динамический стереотип. Но он еще не прочен. Следовательно, непрочен и двигательный навык, поэтому координация движений может нарушаться.

Без воспитания координации занятия танцем станут невозможными, ее необходимо развивать и закреплять постоянно, какое бы телодвижение ни изучалось.

Третья стадия. В результате многократных повторений движения и указаний педагога происходит окончательное закрепление системы временных связей, входящих в динамический стереотип двигательного навыка. Одновременно становится согласованной работа внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Внешне это проявляется в точности движений, в легкости и грациозности исполнения.

Залогом успешного формирования любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением движений по принципу – мысль опережает движение. Нужно постоянно напоминать детям: думай, что делаешь и как делаешь.

Для запоминания движений я использую короткие образные подсказки, например: “топ, топ, топ, хлоп, хлоп, хлоп”.

Разучивая движения, отрабатывая технологию исполнения, надо обращать внимание на каждый его элемент, тогда в коре головного мозга создаются наилучшие условия для образования и совершенствования условных рефлексов и, следовательно, ускоряется формирование пластических стереотипов. Акцентирование внимания на ошибках по тем же причинам создает условия для быстрого их исправления через понимание сущности выполняемых движений, через ощущения. Поэтому чем большее число танцевальных движений и их комбинаций освоено, тем лучше развиты двигательный анализатор и мышечная память. Это значительно расширяет возможности организма переключаться с одной мышечной деятельности на другую. Даже самый несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений, и танцующий должен мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер шага, темпоритм, скорость, меняя сами движения в другом рисунке, ракурсе, ориентируясь в пространстве танцевального зала.

Занятия танцами – не развлечение и отдых между общеобразовательными предметами, а физический труд, требующий большого внимания, настойчивости, собранности, сосредоточенности и терпения. Поэтому продуманный, целенаправленный психолого-педагогический подход является необходимым в работе учителя танцев.

Конечной целью учебно-воспитательной работы на уроках танца является создание комфортных условий для гармоничного и продуктивного развития личности учащихся, для детского творчества и самореализации, способствующих раскрытию таланта.

Список литературы:

  1. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2000.
  2. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. – М.: издательский центр “Владос”, 2003.
  3. Раевская Е. П., Руднева С. Д., Соболева Г. Н. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – 3-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1991.
  4. Лифиц И. В. Ритмика: Учеб. пособие. – М.: ACADEMA, 1999.
  5. Бурова Г. Н. Психофизиологические особенности развития ребенка как основа учебно-воспитательной работы в хореографическом коллективе. – Курсы повышения квалификации специалистов системы дополнительного образования. СПб., 2005.