Универсальным способом формирования ключевых компетентностей является исследовательская (проектная) деятельность учащихся. Однако ее эффективность возможна лишь при выполнении определенных условий:
- Ученик должен хотеть проводить исследование (выполнять проект). Важна система мотивации.
- Ученик должен суметь это сделать . Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определенные компетентности.
- Он должен получить удовлетворение от своей работы . Должна быть разработана система оценки.
Структура организации исследовательской работы в 10-х профильных классах нашей школы может быть представлена следующей блок-схемой (рис.1):
Рис.1
Исследовательская практика учащихся 10-х классов предполагает выполнение исследовательской или проектной, реже реферативной работы, как правило, в образовательной области, выбранной учащимся в качестве профильной.
Практика предполагает решения ряда задач:
- Формирование исследовательских умений (выявление проблемы, формулировки темы, поиска и анализа информации, возможных путей решения, планирования, организации коллективной или индивидуальной деятельности, получения и анализа результатов.)
- Формирование коммуникационных умений : (Умение работать в группе, участвовать в совместном принятии решений, взаимодействовать с руководителем, обсуждать ход исследования, публично выступать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии со слушателями).
- Решение проблемы выбора.
- Какое направление (тему) я выберу? (я могу выбрать ее из предложенных руководителем тем, могу предложить свою).
- Каким будет вид моей работы? Исследование, проект, реферат.
- Как я буду ее выполнять? Один или в группе.
- Когда я буду ее выполнять? В течение года или в июне месяце.
- Где я буду ее выполнять?
Возможности выбора:
В школе под руководством учителя |
На кафедрах вуза-партнера |
В учреждениях дополнительного образования |
В научно-исследовательских институтах города |
Самостоятельно |
Формирование культуры деятельности (планирование, организация деятельности, оформление работы, тезисов, публичное выступление).
- Формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворенности от выполняемой работы.
- Возможность проверки правильности или ошибочности выбора своего дальнейшего жизненного пути.
Решение этих задач лежат в основе формирования основных ключевых компетентностей учащихся.
Задачи могут быть решены при выполнении ряда условий:
- мотивации на осуществление этой деятельности (ученик должен хотеть это делать);
- наличия определенных компетентностей (ученик должен суметь выполнить исследование);
- профессионального руководства исследовательской деятельностью учащегося;
- необходима оценка личностных достижений учащихся (ученик должен получить удовлетворение от выполненной работы).
Каким образом создаются эти условия в школе?
1. Формирование мотивации:
- изменение традиционных форм итоговой аттестации – защита лучших исследовательских работ на выпускном экзамене в 11-м классе;
- осознание значимости своей результатов деятельности (как для себя, так и для окружающих);
- получение положительной рецензии на работу;
- возможность дальнейшего использования результатов деятельности;
- ежегодные Академические чтения одиннадцатиклассников, посвященные итогам исследовательской работы.
Состав:
- Учащиеся 11-х классов – докладчики
- Учащиеся 10-х классов, – слушатели и эксперты. Для них эта конференция обучающая – практика у них впереди. Они оценивают работы по критериям, которые они сами разработали на спецкурсе “Основы исследовательской деятельности”
- Профессиональное жюри, в которое входят ученые – представители вузов-партнеров и студенты старших курсов– выпускники школы.
Цели конференции:
- публичное представление своих работ одиннадцатиклассниками, возможность самореализации и оценки результатов своего труда.
- для десятиклассников – возможность определить для себя сферу своих возможных интересов, использовать опыт наиболее удачных презентаций, избежать ошибок. Здесь они знакомятся с разными видами работ, (реферат, проект, исследование) и могут сделать более осознанный выбор будущей темы. Проводят экспертизы докладов на основе самостоятельно сформулированных критериев.
- Круглый стол с представителями и студентами вузов: Формирование коммуникативных компетенций. Анализ результатов социологического опроса, разработанного проведенного и представленного группой, изучающей спецкурс “Социология”
2. Формирование определенного уровня компетентностей, необходимых для такого вида деятельности
В старшей школе необходим поддерживающий курс, который повысит эффективность и осознанность исследовательской деятельности учащихся. Таким спецкурсом является элективный курс “ Основы исследовательской деятельности”
Целями курса являются:
- Дать представление об исследовательской деятельности
- Сформировать у учащихся компетентности, необходимые для проведения исследования
- Сформировать мотивацию к творческой поисковой деятельности.
В основе курса лежит деятельностный подход.
Используемые технологии: проблемные, игровые, обучение в диалоге, практические работы
Виды практикумов:
- Групповая работа с научным текстом с последующим коллективным анализом:
- для определения основных понятий: гипотеза, предмет исследования, объект и т.д.
- для выделения проблемы, постановки целей и задач исследования, определения этапов.
- для совершенствования методов изучения, обработки и анализа информации.
- Работа в библиотеке : подбор литературы по выбранной теме с помощью каталогов. Виды чтения.
- Работа в офисе: Сканирование выбранных материалов, ксерокопирование. Взаимообучение.
- Работа в компьютерном классе: использование электронных энциклопедий и справочников, хранение и обработка информации в электронном виде, работа в режиме on line: использование поисковых серверов Интернет для подбора информации по теме,.Публичное выступление по заданной проблеме с взаимной экспертизой по заранее выработанным критериям.
- Экскурсии: Экскурсия в научную лабораторию вуза-партнера с последующим написанием статьи, заметки в школьную газету.
Домашние задание по курсу носят практический характер:
- Составить список литературе по теме.
- Выделить проблему на основе анализа какого-либо текста.
- Найти информацию по проблеме.
- Придумать тему проекта или исследования (для группы).
- Составить план учебного исследования.
- Провести мини исследование по проблеме.
- Написать рецензию или заметку в школьную газету на один из докладов представленных на Академических чтениях.
Результаты домашнего задания являются основой для обсуждения и дискуссий на занятиях
Результаты учебной деятельности оцениваются по накопительной системе, состоящей из:
- Итогового тестового зачета, включающего компетентностно-ориентированные задания, связанные с темой курса (50% от суммарной оценки)
- Результатов домашних заданий и заданий, выполняемых в ходе занятий – (30% от суммарной оценки)
- Активности, проявляемой учащимися в ходе групповой работы и дискуссий - 10%
- Посещаемости учащегося занятий курса - 10%
Учащиеся принимают участие в разработке критериев оценки и переводе результатов в 5-ти балльную систему.
После окончания курса учащиеся выполняют исследовательскую работу. Дополнительно в помощь учащимся в школе создано пособие “Исследовательская деятельность учащихся” В нем кратко изложены требования к содержанию, оформлению исследовательской работы. даны рекомендации по написанию автореферата, выступления. Для поддержки учащихся в презентации учебного исследования изменено содержание учебного предмета информатики. В сентябре месяце учащиеся на уроках готовят индивидуальные и групповые проекты “Компьютерная поддержка презентации моего исследования”.
В ходе реализации проекта закрепляются навыки проектирования, в том числе компьютерного, формируются коммуникативные компетентности и компетентности решения проблем.
3. Компетентностное руководство исследовательской деятельностью.
Основные проблемы заключаются в том, что учителя школы не всегда теоретически готовы к этой работе, а внешние специалисты часто не представляют особенностей учебного исследования и задач, которые им необходимо решать:
Пути решения:
- Учителя-руководители исследовательской и проектной практики проходят обучение по организации исследования в рамках проекта “Организация коммуникаций учителей по организации учебного исследования и проектной деятельности”.
- При обучении наряду с традиционными используются активные формы: деловые игры, тренинги. Организуется совместная деятельность учителей и учащихся 11-х классов,
- Одиннадцатиклассники представляют учителям свои проекты и активно участвуют в работе групп по проектированию Для научных специалистов вузов-партнеров, научных учреждений города, учреждений дополнительного образования разработаны памятки “Как организовать практику учащегося”. (См Приложение 1)
- Участие всех руководителей в Академических чтениях, где они имеют возможности принять участие в обсуждении, проанализировать и сравнить результаты исследований всех участников
4. Оценка личностных достижений учащихся по итогам исследовательской практики.
Пути решения:
- Рецензия на работу руководителя практики
- Оценка профессионального жюри на Академических чтениях (Дипломы)
- Вручение именной денежной премии за лучшее исследование
- “Приз зрительских симпатий” общественного жюри десятиклассников
- Занесение имен победителей в Книгу личностных достижений школы
- Использование результатов исследований в практике работы школы
- Выдвижение работы по желанию учащегося на районные, городские российские, международные конкурсы
- Замена традиционного выпускного экзамена защитой исследовательской работы
- Самооценка учащегося (может быть проанализирована на основе листа самооценки).
Результаты самооценки учащихся проанализированы школой за несколько лет и могут рассматриваться как критерий эффективности исследовательской деятельности. Анализ листов самооценки показал эффективность данного вида деятельности для:
- Формирования ключевых компетентностей (как решения проблем, так и коммуникационных).
- Для профессионального самоопределения.