Участники: учащиеся 4-х классов, работники театра.
Форма проведения: экскурсия.
Место проведения: Областной театр кукол им. А.Гайдара.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения куклы и Кемеровским областным театром кукол им. А.Гайдара.
- Разработать памятку “Как вести себя…”
- Способствовать формированию коммуникативных способностей, развитию долговременной памяти, артистических способностей.
- Создать условия для воспитания уважительного отношения к труду людей других профессий.
Подготовительная работа:
- Написать письмо администрации театра с программой экскурсии, с указанием даты и времени посещения, указать возраст обучающихся, перечень вопросов, подготовленных детьми.
- Заказать автобус в соответствии с требованиями по перевозке пассажиров до места следования.
- Разработать ситуативный тест “ Как вести себя”.
- Разбить обучающихся на группы по видам кукол: “Марионетки”, “Перчаточные”, …..
- Подобрать материал об истории возникновения кукол.
Для справок: занятие проводится в два этапа в течение трех дней: I этап – подготовка к экскурсии, II этап – экскурсия в кукольный театр, III этап – изготовление куклы – марионетки и сюжетно – ролевая игра.
Оборудование и инструменты: в классном уголке под рубрикой “это интересно” записаны слова для словарной работы, фотографии разных видов кукол, видео фильм “театр Образцова”, кроссворд “юный театрал”.
Ход занятия
I этап – подготовка к экскурсии.
Словарная работа (слова находятся в классном уголке под рубрикой “Это интересно”). Детям предложено составить кроссворд “юный театрал” по новым словам в своих дневниках “с любовью к городу”.
Театр – (от греч.Theatron)– место для зрелищ;
Спектакль – зрелище, произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом.
Декорации – оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идеи.
Режиссер – постановщик спектакля.
Художник-постановщик – творческий работник театра, создающий сценическое оформление.
Оператор – специалист, управляющий работой какого-нибудь сложного устройства или оборудования.
Кукловод – артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий при помощи тростей, нитей, специальных перчаток.
Продюсер – тот, кто осуществляет художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма (обычно доверенное лицо кинокомпании или банка).
Папье-маше – легко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги (или картона), гипса, клея, крахмала, применяемая для изготовления различных предметов путем прессования.
Марионетки – театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей.
Столярная мастерская – мастерская, где обрабатывают дерево для изготовления изделий из него.
Кулисы – плоская часть театральной декорации в боковой части сцены.
Сцена – специальная площадка, на которой происходят представления.
Занавес – несколько соединенных полотнищ, закрывающих сцену от зрительного зала.
Афиша – объявление о спектакле, кинофильме, концерте, лекции.
Антракт – краткий перерыв между действиями спектакля.
Постановка – спектакль, представление.
Кукла – в театральном представлении: фигурка человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом).
Бутафория – предметы, имитирующие подлинные (в сценической обстановке).
Труппа – коллектив артистов театра, цирка.
Разгадай кроссворд “юный театрал”, по горизонтали получится слово. Что оно обозначает?
- Человек, который дает деньги на постановку.
- Специалист, управляющий работой какого-нибудь сложного устройства или оборудования.
- Несколько соединенных полотнищ, закрывающих сцену от зрительного зала.
- Коллектив артистов театра, цирка.
- Предметы, имитирующие подлинные (в сценической обстановке).
- Краткий перерыв между действиями спектакля.
- Оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идеи.
- Артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий при помощи тростей, нитей, специальных перчаток.
- В театральном представлении: фигурка человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом)
- Объявление о спектакле, кинофильме, концерте, лекции.
Ответы на кроссворд.
II. Памятка “Как вести себя…”
“Как вести себя в театре”
- Бывая в театре, помни, что здесь не один; рядом с тобой твои товарищи; веди себя так, чтобы не мешать им.
- Приходи в театр вовремя, ведь все актеры музыканты, билетерши, рабочие сцены пришли заранее; будь вежлив по отношению к ним.
- Номерок от пальто спрячь в карман, чтобы не уронить его во время действия.
- Пробираясь к своему месту, проходи вдоль ряда лицом к уже сидящим.
- Если ты уже сел, а мимо тебя кто-нибудь проходит, встань и дай дорогу.
- Садись сразу на то место, которое обозначено на билете.
- Во время действия не разговаривай.
- Не постукивай ногой в такт музыке – это мешает слушать соседям.
- Не аплодируй во время действия, подожди конца картины.
- Не ешь во время действия, подожди до антракта.
- В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих, ведь ты пришел не лакомиться, а смотреть спектакль.
- Будь скромен – не думай, что окружающих интересует именно твое мнение о спектакле.
- Не вставай с места, пока не закроется занавес.
- Не торопись в гардероб, все успеют одеться.
“Как вести себя при поездках в автобусе”
- Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки.
- Не выходить навстречу приближающемуся автобусу.
- После полной остановки автобуса, по команде сопровождающего, спокойно, не торопясь и не толкаясь войти в салон, занять место для сидения. Первыми входят старшие дети. Они занимают места в дальней от водителя части салона.
- Не открывать окна, форточки без разрешения учителя или водителя.
- Во время движения не вскакивать со своего места
- Не отвлекать водителя разговорами, криками
- При плохом самочувствии сообщить учителю.
- При возникновении аварийных ситуаций (поломка, пожар). По указанию водителя и учителя быстро, без паники покиньте автобус.
- Выходить из автобуса спокойно, не торопясь. После полной его остановки и с разрешения учителя.
- Первыми выходят дети, занимающие места у входа из салона.
III. Знакомство с театром кукол, куклами
Каждая группа детей подбирает информацию об одном из видов кукол по плану:
- Государство, город появления куклы;
- Использование куклы;
- Происхождение названия куклы
История возникновения куклы.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
В Воронежской губернии куклу преподносили молодоженам в качестве подарка.
Подарят куклу и скажут "Чтобы дети у вас были хорошие да много".
В 9-м веке на Руси появились русские игрушки ("потешки"), которые выполнялись из
глины и дерева. Об этом говорят находки археологов на территории древнего
Новгорода.
Когда появились первые театральные куклы?
Первые исследования о происхождении театральной куклы были предприняты в 19 в. Французский писатель Ш.Нодье в1842 предположил, что первую куклу изобрела “Первая Девочка” в силу своего материнского инстинкта; эта кукла стала прообразом марионетки, а ее взаимоотношения с девочкой – прообразом всего театрального искусства. А археолог Ш.Маньян считал, что театральная кукла возникла благодаря попыткам человека “оживить”, сделать подвижным изображение бога. В 20 в.искусствоведы доказали обрядовые корни возникновения куклы, – как и театра в целом.
С возникновением театра появились различные виды кукол: верховые куклы (перчаточные, тростевые, куклы-автоматы и куклы-великаны).
Самым знаменитым артистом кукольных спектаклей в России был носатый Петрушка. Хотя в своем большинстве петрушки-артисты были матерчатыми куклами, одевающимися на руку, с тряпичной же или с глиняной головой, известны варианты деревянно-головых древних скоморошьих русских кукол, поскольку дерево всегда было на Руси привычным и легким в обработке материалом.
Верховые куклы – т.е., те, что во время спектакля находятся над ширмой, выше работающего с ней кукольника. Верховые куклы, в свою очередь, подразделяются на несколько видов.
Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Классический образец перчаточной куклы – русский Петрушка. Древние странствующие комедианты-петрушечники обходились без ширмы: на поясе актера закреплялось полотнище, свободный конец которого натягивался на обруч и поднимался вверх, выше головы кукольника. Из-за его верхнего края и показывался петрушечный спектакль. Одновременно на этой “сценической площадке” могли находиться только два персонажа – по количеству рук кукольника. Юбку с обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках, а затем – ширмы, образующие четырехгранный столб, внутри которого помещался актер со своими куклами. В других странах русского Петрушку называли по-разному: в Англии – Панч, в Италии – Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Германии – Гансвурст, и т.д.
Петрушка – не только коллега деревянным итальянским марионеточным куклам, которые явились прообразом Буратино, но и в некоторой степени их родственник. Многие исследователи считают, что именно перчаточная кукла возникла раньше всех остальных.
Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в некоторых из спектаклей.
К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются в местах соединения частей и прикрепляются к плечам ремешком. Тростевые куклы обладают возможностями широкого пластического жеста, поэтому используются в спектаклях эпического, героического и романтического звучания.
Тростевые куклы используются и в теневом театре, возникшем у народов Азии и Ближнего Востока и позже получившем распространение во всем мире. Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.); кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени.
Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette – название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка – на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение.
Среди других видов театральных кукол существуют следующие:
Куклы-автоматы. Это – механические куклы, “оживление” которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Известны и куклы (например, китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях “Три толстяка” по Ю.Олеше (кукла наследника Тутти) или Соловей по Г.-Х.Андерсену. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму. Подобные автоматы первоначально использовались в культовых целях, когда на глазах изумленных зрителей происходило чудо оживления статуи божества. Позже куклы-автоматы получили широкое распространение на ярмарочных аттракционах и в аристократических светских салонах (в Санкт-Петербургском Эрмитаже представлены роскошные механические часы – автомат “Павлин”). По этому же принципу устроены и часы на фасаде Московского театра кукол им. С.В.Образцова. Сегодня в определенном смысле потомками этих автоматов можно считать компьютерные игры, в процессе которых, по сути, разыгрывается виртуальное театральное представление с интерактивным участием игрока.
Т.н. куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.
История Кемеровского областного театра кукол.
В период Великой Отечественной войны новосибирский театр "Красный факел" был временно переведен в город Сталинск (ныне – Новокузнецк). В феврале 1942 группа артистов театра показала детский кукольный спектакль – сказку-оперу "Волк и семеро козлят" М.Коваля (постановка – Д.Крамской). Через несколько месяцев на базе "детской группы" был создан самостоятельный кукольный театр. В 1961 переехал в Кемерово. Всего за годы работы поставлено около 300 спектаклей. Гастролировал в Москве, Алма-Ате, Фрунзе, Ташкенте, Барнауле, Омске, Томске, Новосибирске. В 1999 содействовал созданию Товарищества-объединения театров кукол Сибири в рамках межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". С 2001 главным режиссером является выпускник СПГАТИ Д.Вихрецкий, в 2004 занявший также должность директора. Спектакль "Пер Гюнт" в его постановке отмечен премиями II регионального фестивале театров кукол Сибири в Новокузнецке ("Золотой Петрушка", "За лучшую режиссуру", 2002), спецпремией СТД РФ, а в 2004 показан членам Национального Ибсеновского комитета по приглашению посольства Норвегии.
Для постановки спектаклей в театр приглашаются режиссеры из других городов, например, для постановки спектакля “Приключения поросенка Фунтика” был приглашен московский режиссер Юрий Александрович Фридман. Этот спектакль, который уже успел понравиться зрителям, очень веселый, умный и добрый.
В Кемеровском областном театре кукол организуются выставки работ художников Кузбасса.
II этап – экскурсия в кукольный театр.
Посещение театра.
План маршрута:
- Знакомство с афишей и с фасадом здания.
- Фойе театра.
- Зрительный зал, сцена, кулисы.
- Бутафорская мастерская.
- Столярная мастерская.
- Технический отдел.
- Репетиция спектакля.
Вопросы для работников театра:
- Сколько времени требуется на изготовление одной куклы-марионетки?
- Какие материалы используются при изготовлении различных видов кукол?
- Сколько времени требуется на постановку одного спектакля?
- Сколько актеров управляют одной куклой?
- Какие виды кукол чаще всего используются при постановке спектаклей?
- Как вы подбираете репертуар вашего театра?
- Как часто вы выезжаете на гастроли?
- Жители какого города (страны) увидели ваши спектакли?
- Постановка какого спектакля у вас в планах?
- Сколько человек составляет ваша театральная труппа?
- Какие награды получил Театр кукол за годы своего существования?
- В каких театральных конкурсах вы планируете принять участие?
III этап – изготовление куклы марионетки и сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра “кукольный театр” (дети разбиваются на
группы, чтобы поставить спектакль и показать подшефным ребятам:
– сценаристы (3–5 человек) пишут сценарий к сказке “Колобок” (расписывают роли
и ремарки);
– артисты (6–8 человек) разучивают роли и учатся водить куклы-марионетки;
– изготовители кукол– марионеток (12 человек).
– художники-оформители (2 человека): афиша, декорации.
Технология изготовления куклы-марионетки.
Технология изготовления куклы-наперстка.
Итог ролевой игры (показ спектакля).
Обратная связь (блиц – опрос или викторина на приз “Золотой Петрушка”).
- Сколько лет Областному Кемеровскому кукольному театру?
- Сколько всего спектаклей поставлено за годы работы театра?
- Назовите как можно больше спектаклей? (Проводится по форме аукциона.)
- Какой вид кукол появился раньше всех остальных?
- Как называется кукла, управляемая прутом и нитями?
- Какой театр возник у народов Азии и Ближнего Востока?
- Какие виды кукол участвуют в спектаклях Областного Кемеровского театра кукол?