Внеклассное мероприятие по городской программе "С любовьюк городу": "В гости к кукле". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Участники: учащиеся 4-х классов, работники театра.

Форма проведения: экскурсия.

Место проведения: Областной театр кукол им. А.Гайдара.

Задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения куклы и Кемеровским областным театром кукол им. А.Гайдара.
  2. Разработать памятку “Как вести себя…”
  3. Способствовать формированию коммуникативных способностей, развитию долговременной памяти, артистических способностей.
  4. Создать условия для воспитания уважительного отношения к труду людей других профессий.

Подготовительная работа:

  1. Написать письмо администрации театра с программой экскурсии, с указанием даты и времени посещения, указать возраст обучающихся, перечень вопросов, подготовленных детьми.
  2. Заказать автобус в соответствии с требованиями по перевозке пассажиров до места следования.
  3. Разработать ситуативный тест “ Как вести себя”.
  4. Разбить обучающихся на группы по видам кукол: “Марионетки”, “Перчаточные”, …..
  5. Подобрать материал об истории возникновения кукол.

Для справок: занятие проводится в два этапа в течение трех дней: I этап – подготовка к экскурсии, II этап – экскурсия в кукольный театр, III этап – изготовление куклы – марионетки и сюжетно – ролевая игра.

Оборудование и инструменты: в классном уголке под рубрикой “это интересно” записаны слова для словарной работы, фотографии разных видов кукол, видео фильм “театр Образцова”, кроссворд “юный театрал”.

Ход занятия

I этап – подготовка к экскурсии.

Словарная работа (слова находятся в классном уголке под рубрикой “Это интересно”). Детям предложено составить кроссворд “юный театрал” по новым словам в своих дневниках с любовью к городу”.

Театр – (от греч.Theatron)– место для зрелищ;

Спектакль – зрелище, произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом.

Декорации – оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идеи.

Режиссер – постановщик спектакля.

Художник-постановщик – творческий работник театра, создающий сценическое оформление.

Оператор – специалист, управляющий работой какого-нибудь сложного устройства или оборудования.

Кукловод – артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий при помощи тростей, нитей, специальных перчаток.

Продюсер – тот, кто осуществляет художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма (обычно доверенное лицо кинокомпании или банка).

Папье-маше – легко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги (или картона), гипса, клея, крахмала, применяемая для изготовления различных предметов путем прессования.

Марионетки – театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей.

Столярная мастерская – мастерская, где обрабатывают дерево для изготовления изделий из него.

Кулисы – плоская часть театральной декорации в боковой части сцены.

Сцена – специальная площадка, на которой происходят представления.

Занавес – несколько соединенных полотнищ, закрывающих сцену от зрительного зала.

Афиша – объявление о спектакле, кинофильме, концерте, лекции.

Антракт – краткий перерыв между действиями спектакля.

Постановка – спектакль, представление.

Кукла – в театральном представлении: фигурка человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом).

Бутафория – предметы, имитирующие подлинные (в сценической обстановке).

Труппа – коллектив артистов театра, цирка.

Разгадай кроссворд “юный театрал”, по горизонтали получится слово. Что оно обозначает?

  1. Человек, который дает деньги на постановку.
  2. Специалист, управляющий работой какого-нибудь сложного устройства или оборудования.
  3. Несколько соединенных полотнищ, закрывающих сцену от зрительного зала.
  4. Коллектив артистов театра, цирка.
  5. Предметы, имитирующие подлинные (в сценической обстановке).
  6. Краткий перерыв между действиями спектакля.
  7. Оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идеи.
  8. Артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий при помощи тростей, нитей, специальных перчаток.
  9. В театральном представлении: фигурка человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом)
  10. Объявление о спектакле, кинофильме, концерте, лекции.

Ответы на кроссворд.

II. Памятка “Как вести себя…”

“Как вести себя в театре”

  1. Бывая в театре, помни, что здесь не один; рядом с тобой твои товарищи; веди себя так, чтобы не мешать им.
  2. Приходи в театр вовремя, ведь все актеры музыканты, билетерши, рабочие сцены пришли заранее; будь вежлив по отношению к ним.
  3. Номерок от пальто спрячь в карман, чтобы не уронить его во время действия.
  4. Пробираясь к своему месту, проходи вдоль ряда лицом к уже сидящим.
  5. Если ты уже сел, а мимо тебя кто-нибудь проходит, встань и дай дорогу.
  6. Садись сразу на то место, которое обозначено на билете.
  7. Во время действия не разговаривай.
  8. Не постукивай ногой в такт музыке – это мешает слушать соседям.
  9. Не аплодируй во время действия, подожди конца картины.
  10. Не ешь во время действия, подожди до антракта.
  11. В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих, ведь ты пришел не лакомиться, а смотреть спектакль.
  12. Будь скромен – не думай, что окружающих интересует именно твое мнение о спектакле.
  13. Не вставай с места, пока не закроется занавес.
  14. Не торопись в гардероб, все успеют одеться.

“Как вести себя при поездках в автобусе”

  1. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки.
  2. Не выходить навстречу приближающемуся автобусу.
  3. После полной остановки автобуса, по команде сопровождающего, спокойно, не торопясь и не толкаясь войти в салон, занять место для сидения. Первыми входят старшие дети. Они занимают места в дальней от водителя части салона.
  4. Не открывать окна, форточки без разрешения учителя или водителя.
  5. Во время движения не вскакивать со своего места
  6. Не отвлекать водителя разговорами, криками
  7. При плохом самочувствии сообщить учителю.
  8. При возникновении аварийных ситуаций (поломка, пожар). По указанию водителя и учителя быстро, без паники покиньте автобус.
  9. Выходить из автобуса спокойно, не торопясь. После полной его остановки и с разрешения учителя.
  10. Первыми выходят дети, занимающие места у входа из салона.

III. Знакомство с театром кукол, куклами

Каждая группа детей подбирает информацию об одном из видов кукол по плану:

  1. Государство, город появления куклы;
  2. Использование куклы;
  3. Происхождение названия куклы

История возникновения куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

В Воронежской губернии куклу преподносили молодоженам в качестве подарка. Подарят куклу и скажут "Чтобы дети у вас были хорошие да много".
В 9-м веке на Руси появились русские игрушки ("потешки"), которые выполнялись из глины и дерева. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода.

Когда появились первые театральные куклы?

Первые исследования о происхождении театральной куклы были предприняты в 19 в. Французский писатель Ш.Нодье в1842 предположил, что первую куклу изобрела “Первая Девочка” в силу своего материнского инстинкта; эта кукла стала прообразом марионетки, а ее взаимоотношения с девочкой – прообразом всего театрального искусства. А археолог Ш.Маньян считал, что театральная кукла возникла благодаря попыткам человека “оживить”, сделать подвижным изображение бога. В 20 в.искусствоведы доказали обрядовые корни возникновения куклы, – как и театра в целом.

С возникновением театра появились различные виды кукол: верховые куклы (перчаточные, тростевые, куклы-автоматы и куклы-великаны).

Самым знаменитым артистом кукольных спектаклей в России был носатый Петрушка. Хотя в своем большинстве петрушки-артисты были матерчатыми куклами, одевающимися на руку, с тряпичной же или с глиняной головой, известны варианты деревянно-головых древних скоморошьих русских кукол, поскольку дерево всегда было на Руси привычным и легким в обработке материалом.

Верховые куклы – т.е., те, что во время спектакля находятся над ширмой, выше работающего с ней кукольника. Верховые куклы, в свою очередь, подразделяются на несколько видов.

Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Классический образец перчаточной куклы – русский Петрушка. Древние странствующие комедианты-петрушечники обходились без ширмы: на поясе актера закреплялось полотнище, свободный конец которого натягивался на обруч и поднимался вверх, выше головы кукольника. Из-за его верхнего края и показывался петрушечный спектакль. Одновременно на этой “сценической площадке” могли находиться только два персонажа – по количеству рук кукольника. Юбку с обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках, а затем – ширмы, образующие четырехгранный столб, внутри которого помещался актер со своими куклами. В других странах русского Петрушку называли по-разному: в Англии – Панч, в Италии – Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Германии – Гансвурст, и т.д.

Петрушка – не только коллега деревянным итальянским марионеточным куклам, которые явились прообразом Буратино, но и в некоторой степени их родственник. Многие исследователи считают, что именно перчаточная кукла возникла раньше всех остальных.

Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в некоторых из спектаклей.

К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются в местах соединения частей и прикрепляются к плечам ремешком. Тростевые куклы обладают возможностями широкого пластического жеста, поэтому используются в спектаклях эпического, героического и романтического звучания.

Тростевые куклы используются и в теневом театре, возникшем у народов Азии и Ближнего Востока и позже получившем распространение во всем мире. Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.); кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени.

Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette – название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка – на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение.

Среди других видов театральных кукол существуют следующие:

Куклы-автоматы. Это – механические куклы, “оживление” которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Известны и куклы (например, китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях “Три толстяка” по Ю.Олеше (кукла наследника Тутти) или Соловей по Г.-Х.Андерсену. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму. Подобные автоматы первоначально использовались в культовых целях, когда на глазах изумленных зрителей происходило чудо оживления статуи божества. Позже куклы-автоматы получили широкое распространение на ярмарочных аттракционах и в аристократических светских салонах (в Санкт-Петербургском Эрмитаже представлены роскошные механические часы – автомат “Павлин”). По этому же принципу устроены и часы на фасаде Московского театра кукол им. С.В.Образцова. Сегодня в определенном смысле потомками этих автоматов можно считать компьютерные игры, в процессе которых, по сути, разыгрывается виртуальное театральное представление с интерактивным участием игрока.

Т.н. куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.

История Кемеровского областного театра кукол.

В период Великой Отечественной войны новосибирский театр "Красный факел" был временно переведен в город Сталинск (ныне – Новокузнецк). В феврале 1942 группа артистов театра показала детский кукольный спектакль – сказку-оперу "Волк и семеро козлят" М.Коваля (постановка – Д.Крамской). Через несколько месяцев на базе "детской группы" был создан самостоятельный кукольный театр. В 1961 переехал в Кемерово. Всего за годы работы поставлено около 300 спектаклей. Гастролировал в Москве, Алма-Ате, Фрунзе, Ташкенте, Барнауле, Омске, Томске, Новосибирске. В 1999 содействовал созданию Товарищества-объединения театров кукол Сибири в рамках межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". С 2001 главным режиссером является выпускник СПГАТИ Д.Вихрецкий, в 2004 занявший также должность директора. Спектакль "Пер Гюнт" в его постановке отмечен премиями II регионального фестивале театров кукол Сибири в Новокузнецке ("Золотой Петрушка", "За лучшую режиссуру", 2002), спецпремией СТД РФ, а в 2004 показан членам Национального Ибсеновского комитета по приглашению посольства Норвегии.

Для постановки спектаклей в театр приглашаются режиссеры из других городов, например, для постановки спектакля “Приключения поросенка Фунтика” был приглашен московский режиссер Юрий Александрович Фридман. Этот спектакль, который уже успел понравиться зрителям, очень веселый, умный и добрый.

В Кемеровском областном театре кукол организуются выставки работ художников Кузбасса.

II этап – экскурсия в кукольный театр.

Посещение театра.

План маршрута:

  1. Знакомство с афишей и с фасадом здания.
  2. Фойе театра.
  3. Зрительный зал, сцена, кулисы.
  4. Бутафорская мастерская.
  5. Столярная мастерская.
  6. Технический отдел.
  7. Репетиция спектакля.

Вопросы для работников театра:

  1. Сколько времени требуется на изготовление одной куклы-марионетки?
  2. Какие материалы используются при изготовлении различных видов кукол?
  3. Сколько времени требуется на постановку одного спектакля?
  4. Сколько актеров управляют одной куклой?
  5. Какие виды кукол чаще всего используются при постановке спектаклей?
  6. Как вы подбираете репертуар вашего театра?
  7. Как часто вы выезжаете на гастроли?
  8. Жители какого города (страны) увидели ваши спектакли?
  9. Постановка какого спектакля у вас в планах?
  10. Сколько человек составляет ваша театральная труппа?
  11. Какие награды получил Театр кукол за годы своего существования?
  12. В каких театральных конкурсах вы планируете принять участие?

 

III этап – изготовление куклы марионетки и сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра “кукольный театр” (дети разбиваются на группы, чтобы поставить спектакль и показать подшефным ребятам:
– сценаристы (3–5 человек) пишут сценарий к сказке “Колобок” (расписывают роли и ремарки);
– артисты (6–8 человек) разучивают роли и учатся водить куклы-марионетки;
– изготовители кукол– марионеток (12 человек).
– художники-оформители (2 человека): афиша, декорации.

Технология изготовления куклы-марионетки.

 

Технология изготовления куклы-наперстка.

     

 

Итог ролевой игры (показ спектакля).

Обратная связь (блиц – опрос или викторина на приз “Золотой Петрушка”).

  1. Сколько лет Областному Кемеровскому кукольному театру?
  2. Сколько всего спектаклей поставлено за годы работы театра?
  3. Назовите как можно больше спектаклей? (Проводится по форме аукциона.)
  4. Какой вид кукол появился раньше всех остальных?
  5. Как называется кукла, управляемая прутом и нитями?
  6. Какой театр возник у народов Азии и Ближнего Востока?
  7. Какие виды кукол участвуют в спектаклях Областного Кемеровского театра кукол?