Внеклассная работа по физике "Покорители космоса"

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


По результатам опроса ВЦИОМ стремительно растёт число тех, кого вообще не интересуют достижения в науке и технике. Более 81% россиян не могут назвать отечественных учёных. Здесь открывается большой простор для внеклассной работы учителей любой специальности.

Внеклассная работа представляет собой органическую часть и важный элемент учебно-воспитательной работы в школе. Цель её – всестороннее развитие самодеятельности и творческих способностей учащихся в области науки, техники, искусства.

Коллектив школы работает над темой: “Личностно-ориентированное обучение как средство развития личности обучающихся”. В базисном плане школы не выделены часы на факультатив по физике, кружок, элективный курс. Работа с учащимися по указанной теме проводится не только на уроках, но и решается во внеклассной работе при подготовке классных часов, предметных недель по физике, при подготовке учащихся к городским научным конференциям, посвящённых памяти Циолковского К. Э. и Чижевского А.Л.

Внеклассные мероприятия позволяют расширить и углубить знания школьников по физике, пробудить и развить интерес к её изучению и вместе с тем воспитать у учащихся инициативу, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели. Внеклассные мероприятия оказывают положительное влияние на уроки, поскольку многие учащиеся начинают понимать, что они могут успешно заниматься физикой, повышается самооценка, возникает желание помочь отстающему товарищу.

Внеклассные занятия по их содержанию можно разделить на две группы. К первой относятся учебные занятия. Их посещают отстающие и пропустившие занятия ученики, а также хорошо успевающие ученики, получившие задание от учителя подготовить к одному из уроков сообщение, реферат и пр. Основной формой занятий в этой группе служит индивидуальная консультация. Ко второй (основной) группе внеклассных занятий относятся такие, содержание которых хотя и связано с уроками, но выходит за рамки программы, расширяя и углубляя знания и умения учащихся по физике. Основная цель этих занятий – расширение кругозора школьников, развитие их творческих способностей, интереса к физическим и техническим знаниям. Формы этой группы внеклассных занятий весьма разнообразны. В нашей школе проводится каждый год школьный этап олимпиад по физике и астрономии, конкурсы, неделя физики, выпуск стенгазет, оформление тематических стендов и пр.

По охвату учащихся внеклассные мероприятия делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Примеры занятий в небольших группах. В сентябре-октябре 2010 г. была проведена работа по подготовке учащихся к городской конференции, посвящённой памяти Циолковского К.Э. Тема реферата: “Педагогическая деятельность Циолковского”. План работы с учащимися: уточнение названия реферата, подбор литературы и отбор материала, изучение литературы и её обработка – конспект первоисточников, составление плана реферата, написание реферата, приложения, оформление презентации, тезисов, отзыва о работе, работа с учащимися по защите реферата на конференции. Реферат прозвучал не только на чтениях, но и на открытом классном часе в рамках школьного конкурса “Самый “классный” классный”. Для школьного конкурса по материалам реферата был разработан классный час. В ноябре-декабре такая же работа была проведена с учащимися при подготовке реферата “Живой воздух” для конференции, посвящённой памяти Чижевского. Материалы реферата и презентации применяю на классных часах, посвящённых памяти Чижевского, здорового образа жизни, на уроках астрономии.

В практику внеклассной работы нашей школы давно вошли предметные недели, в частности неделя физики. Темы недель за последние три года: “Калуга помнит Гагарина”, посвящённая 65-летию со дня рождения космонавта, “Учёные – учителя России”, посвящённая году учителя, “Мы первые в космосе”, посвящённая 50-летию полёта в космос Ю. А. Гагарина. Подготовка к неделе физики проводится в течение 3-х четвертей по плану. Совместно со школьниками сначала определяем тему недели, список литературы, привлекаю к работе учащихся от каждого класса. Например, последняя тема. К ней оформили три стенда в классе: “Главные конструкторы космических кораблей”, “Калуга помнит Гагарина” (биография космонавта, места в Калуге, связанные с именем космонавта, рисунки учащихся), “Циолковский – основоположник космонавтики”. Стенд в холле “50 лет полёта в космос Ю. А. Гагарина”. В ходе подготовке к неделе 54 учащихся приняли участие в школьном конкурсе “Покорители космоса”. По биографиям Циолковского К. Э., Королёва С. П., Гагарина Ю. А., Глушко В. П., Кибальчича Н.. И. и др. учащиеся написали 30 викторин, 5 тестов с выбором ответа, 6 изложений, составили 12 кроссвордов. Самым активным стал 9 “в” класс (16 чел.). У нас в школе контингент учащихся обновляется каждый год на 50%. Некоторые учащиеся впервые работали с научным текстом, первый раз слышали фамилии некоторых учёных, испытывали затруднение в постановке вопросов к тексту, единицы не могли приступить к выполнению задания. После пояснения учителя, как ставить вопросы к тексту, конкретных примеров, работа была выполнена. Лучшие работы учащихся отпечатаны и вывешены на стенд. Учащиеся гордятся собой, делятся впечатлениями со своими товарищами, классными руководителями. В 3-ей четверти на классных часах по определению учащихся показываю “сериал”. Темы презентаций: “Детство и юность С. П. Королёва”, “Великие свершения”, “Ю. А. Гагарин – жизнь, отданная мечте”. Итог - урок-игра “Покорители космоса” по параллелям с презентацией. Провожу анализ подготовки и проведения недели (что сделано хорошо, что требует доработки, что ещё можно было бы сделать). Итоговое мероприятие недели, презентацию к нему оформляю как открытое мероприятие. На методическом объединении учителей физики делюсь своим опытом с коллегами, и складываю в методическую “копилку”.

В школе проводится большая работа по увековечиванию памяти Циолковского К.Э. и Чижевского А. Л. (это классные часы в день знаний – 1 сентября, в день рождения, участие в городских конференциях, посвящённых памяти учёных, в апреле – неделя физики, экскурсии в планетарий и др.).

Итак, можно выделить некоторые направления деятельности внеклассной работы в школе:

- научно-исследовательская. Она включает в себя изучение научного наследия учёных. Под руководством учителя учащиеся пишут рефераты и доклады, готовятся к научным Чтениям памяти учёных;

-просветительская, обеспечивающая увековечивание памяти учёных. Учащиеся на основе своих работ проводят классные часы, участвуют в предметной неделе;

- коммуникативная предполагает объединение учащихся различного возраста и уровня учебной подготовки на основе их интереса к личности учёных;

- учебно-методическая. Это создание методической “копилки” (методических разработок классных часов, методических разработок итогового мероприятия предметной недели, презентаций к ним); обмен опытом работы с учителями на методическом объединении, педсовете, на страницах методических журналов.

Внеклассная работа требует от учителя большой творческой инициативы и практической подготовки, а в современных условиях - умения работать на компьютере, оформлять презентации своих работ. Хорошо провести внеклассное занятие учителю бывает труднее, чем дать урок. Не случайно многие новые прогрессивные методы преподавания физики возникли и разрабатывались на внеклассных занятиях. Фронтальные лабораторные работы, физические практикумы, экспериментальные задачи и т. д. были введены в практику преподавания через внеклассную работу. Внеклассная работа является пробным камнем для исследуемых методов.

Пример, итогового мероприятия недели с презентацией.

Урок-игра: (слайд 2) “Покорители космоса” посвящается 50-летию полёта первого человека в космос

Цель: (слайд 3) развитие творческого мышления обучаемых, повышение уровня и качества их знаний, расширить кругозор учащихся, познакомить уч-ся с жизнью и деятельностью пионеров космоса, заинтересовать космосом молодёжь, воспитать чувства гордости за нашу страну, которая открыла перспективы развития всей цивилизации.

Оформление: выставка книг по космической теме, выставка работ учащихся – викторины, кроссворды, тесты с выбором ответа, рефераты, стенд по теме: “Первый полёт человека в космос, стенды в кабинете “Главные конструкторы космических кораблей”, “Гагарин в Калуге”, “Циолковский - основоположник космонавтики” см. приложение 1.

Ход урока (слайд 4)

Организационный момент.

(сообщается цель урока, говорится о значении первого полёта человека в космос).

Викторина “Первые в космосе”.

Конкурс загадок (угадать фамилию “покорителей космоса” по подсказкам, подсказок – 5, с каждой новой подсказкой количество баллов уменьшается на 1 бал).

Тест на установления соответствия между фамилией и профессией “покорителей космоса”.

Конкурс “Вертикаль”.

Слово расположено вертикально, уч-ся необходимо написать “космические” слова, начинающиеся с каждой буквы данного слова. Конкурс болельщиков.

Конкурс “Космические достопримечательности города Калуги”.

Астрономические вопросы.

Заключительное слово.

Подводится итог игре, итог по творческим работам учащихся.

(слайд 5) Организационный момент.

(сообщается цель урока, говорится о значении первого полёта человека в космос).

12 апреля 1961 года торжественный голос советского радио возвестил миру о том, что впервые в истории человек, преодолев земное тяготение, человек вырвался за пределы Земли. Люди назвали тот незабываемый космический полёт свершением века, начало новой эпохи в развитии цивилизации, а его главного героя – Ю. А. Гагарина – Колумбом космоса. Сделав первый шаг, люди пойдут дальше, добывать новые знания, новые сведения, раскрывать новые тайны. Это нужно всем нам.

Вопрос о приоритете во всякой области человеческой деятельности никогда не был праздным. “Первый самолёт, первый спутник, первый космический корабль и первый космический полёт – вот этапы большого пути моей Родины к овладению тайнами природы”, - сказал Гагарин.

2) (слайды 6-12) Викторина: “Первые в космосе”

1. Кто автор первого проекта пилотируемого летательного ракетного аппарата?

– Николай Иванович Кибальчич.

Пионеры ракетно-космической техники.

– Кондратюк Юрий Николаевич и Цандер Фридрих Артурович.

Основоположник космических полётов.

– Циолковский К. Э.

Кого называли главным конструктором ракетно-космических систем?

– Королёв С. П.

Когда в СССР был выполнен первый полёт с собаками на высоту 110 км?

– 15 августа 1951 г.

Первый космический пассажир.

– Собака Лайка.

Название первого в мире искусственного спутника Солнца.

– “Луна-1”.

Какую задачу выполнила автоматическая станция “Луна-3”?

- Сфотографировала обратную невидимую сторону Луны.

Расшифруйте ИСЗ.

– Искусственный спутник Земли.

Когда был запущен первый ИСЗ?

– 4 октября 1957 г.

Когда был осуществлён первый пилотируемый полёт?

– 12.04.1961 г.

Кто был первым космонавтом?

– Ю. А. Гагарин.

Кто первый летал с космической скоростью вокруг Земли на корабле “Восток-2”?

– Герман Степанович Титов, 6.08.61.

Кто из космонавтов летал в первом групповом полёте 11.08. 62?

- Николаев Андриан Григорьевич и Попович Павел Романович.

Кто из космонавтов впервые 5 суток (14-19 июня 1963 г.) жил и трудился среди звёзд?

– Быковский Валерий Фёдорович.

Первая женщина-космонавт.

– Терешкова Валентина Владимировна.

Назовите экипаж первого трёхместного космического корабля “Восход”.

– Комаров В. М., Феоктистов К. П. и Егоров Б. Б.

Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?

– Алексей Архипович Леонов.

Кто первым посадил корабль с использованием ручной системы управления?

– Павел Иванович Беляев, командир корабля “Восход-2”.

Назовите типы советских пилотируемых кораблей.

– Восток, Восход, Союз.

Кого называют Колумбом космоса?

– Ю. А. Гагарина.

3) Конкурс загадок (угадать фамилию “покорителей космоса” по подсказкам, подсказок – 5, с каждой новой подсказкой количество баллов уменьшается на 1 бал, слайд 13).

Загадка №1(слайд 14)

  • Был известным народовольцем-революционером.
  • Он превосходно ознакомился со всеми свойствами нитроглицериновых препаратов и достиг истинной артистичности в пользовании ими.
  • За участие в покушении на императора Александра II был казнён в 1881 г.
  • Он первым в России начал разработку проекта ракетного летательного аппарата для полёта человека.
  • Его имя носит одна из улиц г. Калуги.

Ответ: Кибальчич Николай Иванович.(1811- 1881)

Загадка №2 (слайд 15)

  • Прозвища в детстве он получал разные: птица, блаженный, девочка.
  • Лет 10-11, в начале зимы, он простудился и заболел скарлатиной. Ребёнок выздоровел, но сильно оглох.
  • В 1903 г. им был напечатан труд “Исследование мировых пространств реактивными приборами”.
  • Более 40 лет он проработал учителем. В 1917-1918 гг. работал учителем математики в нашей школе (МВСОУ ОСОШ №1 г. Калуги).
  • Музей космонавтики в нашем городе (г. Калуга) носит его имя.

Ответ: Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935).

Загадка №3 (слайд 16)

  • Он родился в Житомире в семье учителя, жил до 10 лет у родителей мамы в г. Нежине.
  • Учился в профтехшколе г. Одессы, в КПИ г. Киева и в МВТУ г. Москвы, его дипломным проектом был легкомоторный самолёт.
  • Особую роль в выборе жизненного пути сыграл его отчим Баланин Г. М.
  • В 1957 г. был в Калуге при закладке памятника К. Э. Циолковскому в сквере Мира.
  • Главный конструктор ракетно – космических систем.

Ответ: Королёв Сергей Павлович (1907-1966).

Загадка №4 (слайд 17)

  • Учился в профтехшколе г. Одессы, почётный гражданин г. Одессы.
  • С 1921 г. увлёкся вопросами космонавтики, с 1923 состоял в переписке с К. Э. Циолковским.
  • Основоположник отечественного ракетного двигателестроения.
  • Работал с Королёвым, один из пионеров и творцов ракетно-космической техники.
  • Одна из улиц микрорайона Байконур в г. Калуге носит его имя.

Ответ: Глушко Валентин Петрович.

Загадка №5 (слайд 18)

  • Сын московского слесаря, окончил специальную среднюю школу ВВС, Борисоглебское и Батайское военно – авиационные училища.
  • С 1949 г. служил в истребительной авиации, в 1959 окончил ВВА им. Жуковского.
  • В 1960 г. он был зачислен в отряд космонавтов. Ему было доверено возглавлять экипаж первого многоместного космического корабля “Восход” 12 октября 1964 г.
  • Он погиб при испытании нового космического корабля “Союз-1”, на высоте 7 км. Его дублёром в этом полёте был его друг Ю. А. Гагарин.
  • Имя крылатого сына Земли носят улицы в Париже, Лионе, Калуге.

Ответ: Комаров Владимир Михайлович (1927-1967)

Загадка №6 (слайд 19)

  • Он родился в семье колхозника в селе Клушино Гжатского района Смоленской области.
  • После окончания школы поступил в ремесленное училище литейщиков, затем в Саратовский индустриальный техникум.
  • Прочитав труды К. Э. Циолковского, он сделал доклад на физическом кружке, записался в местный аэроклуб.
  • В 1959 г., после запуска третьей советской ракеты, обогнувшей Луну, подал рапорт с просьбой зачислить его кандидатом в отряд космонавтов.
  • Его называют Сыном Земли, Колумбом космоса, Первым гражданином Вселенной.

Ответ: Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968).

Загадка № 7 (для болельщиков, слайд 20)

  • Он родился 26 июня 1925 г. в с. Челищево Бабушкинского района Вологодской области в семье фельдшера. В 1932 г. семья переехала жить в д. Миньково.
  • В 1942 г. работал токарем, затем приёмщиком готовой продукции на заводе.
  • На морского лётчика учился в Ейском училище, 1944 г. Участвовал в войне с Японией.
  • Когда на корабле “Восход-2” отказала автоматическая система управления, он посадил корабля вручную.
  • Улица, ведущая к реке Оке, носит имя героя - однофамильца, в доме № 2 находится СШ № 8.

Ответ: Беляев Павел Иванович (1925-1970).

4) Тест на установления соответствия между фамилией и профессией “покорителей космоса”.(слайд21) Ответ для команд:

5 6 7 8 9
з ж е д и

 

1 2 3 4 5
г в а б З

 

Покорители космоса Профессия
1.Циолковский К. Э. А. Формовщик-литейщик
2.Королёв С. П. Б. Химик, революционер
3.Гагарин Ю.А. В. Строитель – черепичник
4.Кибальчич Г. Учитель
5.Егоров Б. Б. Д. Столяр
6.Николаев А. Г. Е. Инженер
7.Феоктистов К. П. Ж. Лесник
8.Попович П. Р. З. Врач
9. Глушко В. П. И. слесарь, токарь

5) Конкурс “Вертикаль”.

Без слайда. Слово расположено вертикально, уч-ся необходимо написать “космические” слова, начинающиеся с каждой буквы данного слова. Конкурс болельщиков.

Слова: Гагарин, Королёв, для болельщиков Циолковский (и)

Корабль
Орбита
Регул
Облака
Лайка
(Ё) Европа
Восток

 

Цандер
Ио
Ось
Луна
Космос
Обсерватория
Венера
Созвездия
Космодром
Ионосфера
(Й) Икар

 

Галактика
Астрономия
Год
Апрель
Ракета
Интеркосмос
Небо

Для старшеклассников – разгадать анаграммы, получить ключевое слово по вертикали из первых букв, слайды (22-27).

6) (Слайды 28-38) Конкурсы: Космические достопримечательности г. Калуги.

Калуга помнит Гагарина.

Сказать, что изображено на фотографиях (слева фото для первой команды, справа для второй)

7) (Слайды39-48) Астрономические вопросы [3]

Заключительное слово

Наше государство гордится тем, что первым вышло в космическое пространство и до сего дня сохраняет лидерство по многим показателям ракетно-космической деятельности. В нашей области с 2006 г. приступили к практическому применению спутников и информации с орбиты, чтобы улучшить качество жизни.

К концу 2006 года была составлена и утверждена целевая программа “Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности Калужской области (2007-2009 годы)”. Была создана первая очередь системы ИРИС, семь учреждений культуры нашей области подключены к сети “КултураКомСат”, на базе Калужского филиала МГТУ им. Баумана создан инновационно-образовательный космический центр первой очереди, навигационная система транспорта и логистики.

Приложение 1.

(Слайд 49) Литература.

  1. Глушко В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. – 2-е изд., доп. – М.: Машиностроение, 1981. – 208 с., ил.
  2. Киселёв А. Н., Ребров М. Ф. Покорители космоса. М.: Воениздат,1971. – 368 с.
  3. 3. Гусев. Е. Б. Сборник вопросов и качественных задач по астрономии: Кн. для учащихся / Е. Б. Гусев. – М.: Просвещение, 2002. – 173 с.