Тема рассчитана на 1 час в 5-м классе. На уроке учащиеся совместно с учителем определили тему и задачи урока, для этого были использованы загадки и иллюстративный материал, который способствует развитию географического мышления. В момент подготовки к изучению темы используется мобилизующее начало-девиз. Работая с рисунками, дети описывали изменения, которые произошли в атмосфере, самостоятельно называли элементы погоды, дали ее определение, опираясь на учебник. Ученики узнали, что такое “барометр”, “термометр”, “флюгер”, осадкомер, “синоптическая карта”, а также познакомились с наукой о погоде – метеорологией.
Через весь урок лейтмотивом проходит воспитательная цель. На примере материалов урока, используя причинно-следственные связи между элементами погоды, примеры местных народных примет, формируется воспитание любви к природе.
Знания, полученные на уроке ученики должны применить на практике. Поэтому они получают домашнее задание: используя приметы своей местности, составить прогноз погоды на неделю.
Усвоение знаний, полученных на уроке, учащиеся проверяют самостоятельно, при этом удачно используется форма оценивания, контроля и самопроверки. Заканчивается урок песней “У природы нет плохой погоды”.
Тип урока: комбинированный.
Цели: обучающие:
- Сформировать у учащихся новые понятия: погода, элементы погоды, приметы;
- показать связь природоведения с литературой на примере загадок;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между элементами погоды;
- формировать умение составлять простейшие прогнозы погоды.
развивающие:
- развитие речи, памяти, воображения, познавательного интереса, самостоятельности учащихся;
воспитывающие:
- воспитание любви учащихся к природе на примере материалов заданий;
Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация к уроку Microsoft PowerPoint
Методические приемы: слово учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа с учебником, работа по карточкам
Ход урока
I. Орг. момент. Приветствие учителя и учащихся. Презентация
– Ребята, помните девиз, который поможет вам в работе: “Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из этого самое полезное”! Слайды 1-2
II. Работа по теме урока. Слайды 3-15.
– Сегодня наш урок пройдёт необычно. Для того чтобы определить тему урока, нам нужно отгадать загадки (ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем).
Так темно осенней ночью,
Что не видно даже кошке,
Только точки-огонечки
В небе светятся немножко (звезды)Голубое, голубое!
Голубее не бывает!
И неспешною гурьбою
Облака на нем летают (небо)Он может лить и сеять,
И просто так идет,
Летать он не умеет,
А в небе ведь живет! (дождь)Дождь не шел сегодня ночью,
Звездочки мерцали,
А на травке и листочках
Капли засверкали! (роса)О, наше яркое светило,
Источник жизни на Земле!
Все без тебя бы камнем было
И пребывало бы во мгле! (солнце)Если новости идут,
То, в обычной моде,
Что в конце передают?
Точно! – О ...! (погоде)
Ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем.
Слайд 16. Тема: “Погода и ее предсказание”
Задачи урока:
- Погода.
- Элементы погоды.
- Предсказание погоды.
Слайд 17. Презентация. Понаблюдайте за изменением погоды. Опишите, какие изменения произошли в атмосфере? Назовите элементы погоды и попробуйте дать ее определение (температура воздуха, осадки, облачность, давление, направление и сила ветра)
Работа с учебником. Найдите определение в учебнике & 20 и сравните с тем, что предложили вы. Запишите его в тетрадь.
Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.
Игра "Кто больше?" Слайд 18. Презентация. Погода имеет огромное значение для жизни на Земле. Напишите, люди каких профессий используют данные прогноза погоды? (3 мин) Выигрывает тот, у кого больше (фронтальный опрос)
– Человек непрерывно следит за погодой на специальных метеорологических станциях. Свое название они получили по названию науки о погоде — метеорологии. В России первая метеостанция была основана 280 лет назад. Существует Всемирная служба погоды. В ее центрах собирается метеорологическая информация с территории одних стран и передается другим странам. Мировые центры Всемирной службы погоды находятся в Москве, Вашингтоне и Мельбурне. Они получают информацию со всего мира. В России сведения о погоде по каждой местности передаются в ближайшее Бюро погоды. Здесь все показатели анализируются, и составляется прогноз погоды для каждого района, области или края. Огромную роль в предсказании погоды оказывают искусственные спутники Земли, с их помощью метеорологи следят за состоянием тропосферы и делают краткосрочный и долгосрочный прогнозы, с помощью компьютерных программ составляют “карту погоды”, которая называется синоптической (слайд 19)
– Вспомним, как называются приборы для измерения элементов погоды (слайд 20)
– Представьте, что службы погоды не существует. Вы собираетесь идти с классом в поход, но не знаете, какая будет в этот день погода. Как вы поступите? (ответы учащихся)
Работа с учебником. “Предсказание погоды” с.79-80
– Что нового вы узнали? (фронт. опрос)
Слайд 21. Презентация. Физ. минутка
Если это: признаки устойчивой погоды — стойте на месте; признаки неустойчивой погоды — качаемся на месте.
Признаки устойчивой погоды: сильная роса на листьях растений и траве; радуга вечером; если дым идет прямо вверх, днем жарко, а ночью прохладно или даже холодно; высокие кучевые облака.
Признаки неустойчивой погоды: усиление ветра к вечеру; росы и инея нет; дым из трубы стелется к земле; серое небо вечером.
– Да, в давние времена наши предки предсказывали погоду по Луне, по календарным датам, цвету закатного солнца. Погоду могут предсказать насекомые, птицы, растения.
– Какие местные признаки погоды вы знаете? Можно ли по одному какому-нибудь признаку или примете строить прогноз погоды? Сделайте вывод. Слайд 22-26
– Если воробьи купаются в пыли, говорят — быть дождю. Муравьи и пауки усиленно работают — быть хорошей погоде и теплу. Но если пчелы сидят в улье и гудят — ожидайте дождь. Если петухи поют рано с вечера, – к потеплению. Листья конского каштана перед дождем выделяют большое количество липкого сока.
III. Контроль и самопроверка (5 мин.)
Работа по карточкам. Задача учащихся – исправить в тексте ошибки. Способ проверки: взаимопроверка (нет ошибок– “5”, 1-2 ошибки-“4”, больше двух-“3”)
Карточка. Самыми важными характеристиками погоды являются температура почвы и воды в реке, море, океане. Все погодные явления происходят в стратосфере. Одно из свойств погоды — постоянство. Погода меняется только в течение года. Главная причина перемен в любое время суток в погоде – перемещение воздушных масс. У нас в республике в течение всего года преобладают погоды теплого времени года. А предсказание погоды называется — гороскоп.
Слайд 27. Самыми важными характеристиками погоды являются температура воздуха, осадки, направление и сила ветра, облачность. Все погодные явления происходят в тропосфере. Одно из свойств погоды — изменчивость. Погода меняется в течение суток. У нас в республике погоды и теплого и холодного времени года. Предсказание и описание погоды называется прогноз (правильный ответ)
Домашнее задание. Прочитать & 20 и, используя приметы своей местности, составить прогноз погоды на неделю.
IV
. Итог урока. Слайд 28. Презентация- Что вам понравилось на уроке?
- Что вы узнали о погоде?
- Если вам понравился урок, похлопайте себе в ладоши. Молодцы! (звучит песня “ У природы нет плохой погоды”)
Литература
- Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. 5класс. Учебник для общеобразовательных школ// Москва: Дрофа, 2008.
- clubochek.ru