Цели урока:
– познакомить с версиями происхождения
человека;
– сформировать представления о природных
условиях, повлиявших на происхождение человека;
– дать понятие “первобытные люди”;
– развивать память, внимание, речь;
– воспитывать интерес к работе с источниками
исторических знаний.
Оборудование:
– учебник Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
“Окружающий мир” 3 класс;
– карта природных зон мира;
– приложение (презентация к уроку);
– приложение (карточки для практической
работы)
Ход урока
I. Орг. начало урока.
(Слайд 1)– Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для работы, то и буду выполнять.
II. “О погоде”
– Утром в школу мы идем, листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят, летят, летят.
О каком времени года идет речь?
– Поля опустели, и ливни – рекою, это, скажите, время какое?
Какой это месяц? В народе октябрь называют – листопад, грязник, зазимник.(Слайд 2)
– Отметим погоду в календаре. (Слайд 3)
III. Актуализация знаний
.1.– В какой природной зоне мы живем? (степь)
– Какие основные природные зоны мы знаем? (лес, степь, тундра и пустыня)
– О каких природных зонах идет речь? (ученик читает карточку с описанием природной зоны, называет ее и показывает на карте)
* На все стороны необъятная гладь – песчаные холмы, глинистая каменистая земля, опаленная солнцем, сухие ветры, которые почти не приносят влаги.
(Пустыня) (Слайд 4)
* Лютый мороз, ветер, сбивающий с ног, слепящая метель и белое безмолвие.
(Арктическая пустыня) (Слайд 5)
* Равнина серая и сырая. Мох, кочки, лужи. Вдали виднеется лес – высотой по колено. Олени ходят лениво.
(Тундра) (Слайд 6)
* Ветру здесь очень привольно. Он, как беркут, мчит на распахнутых крыльях, засвистывая привольно и лихо. Зеленое море на много километров.
(Степь) (Слайд 7)
2. – На Земле около 1 000 000 разных видов животных. И каждый вид живет в своем мирке, в своей природной зоне, к которой он приспособился.
– Каких животных мы видим на рисунках? (жираф, белый медведь, бурый медведь, верблюд, …) (Слайд 8)
– В каких природных зонах обитают эти животные? Где можно увидеть этих животных вместе? (В зоопарке)
– А какое животное сам человек: лесное, степное, горное? Можно ли назвать человека, который живет в лесу – лесным, в степи – степным, …? (человек может жить везде). (Слайд 9)
– Но так было не всегда. Было время, когда человек был не хозяином природы, а ее рабом и зависел от природы.
Садясь в машину времени,
Летим скорей назад.
Туда, где сделал человек
Свой самый первый шаг. (Слайд 10)
– Сегодня мы постараемся ответить на вопросы: (Как зародилось человечество? Где зародилось человечество?) (Слайд 11)
IV. Физминутка.
V. Изучение нового материала.
1. – Миллионы лет тому назад на месте наших теперешних лесов и рощ были совсем другие леса – с другими деревьями, животными. В этих лесах росли рядом березы, дубы, магнолии, лавры. Рядом с плакучей ивой возвышалось могучее мамонтовое дерево. Почему это было возможно?
– Где сейчас можно встретить такие леса? (В Африке) (Слайд 12)
– Этот лес можно было сравнить с небоскребом. В верхних этажах светло и шумно. Кто раскачивается на лианах и ловко перелезает с ветки на ветку?
Вот одно обезьянье стадо бежит по ветвям, как по мосту. Матери, прижав к груди детенышей, засовывают им в рот жеваные орехи и плоды. Детвора постарше хватает матерей за ноги. Старый косматый вожак ловко вбегает по стволу, и все стадо кидается за ним.
– Что это за обезьяны и почему сейчас такие не встречаются в природе? (Слайд 13)
– Все согласны, что обезьяна – наш лесной прародитель? Давайте прочитаем, что об этом пишут авторы учебника с.33.
– Назовите версии происхождения человека (схема) (Слайд 14)
– Почему у последней версии больше сторонников среди ученых?
– Сравним внешний вид человека и обезьяны (Слайд 15)
– Сравним скелет человека и обезьяны (слайд16)
– Какая же версия является наиболее вероятной? Почему? (Слайд 17)
2. – Подумайте, почему мы до сих пор не называем предка человеком?
- А кто есть человек? (думает, ищет решение проблемы)
– В какой момент предок стал превращаться в человека?(когда стал пользоваться орудиями и инструментами) (Слайд 18)
3. – Давайте теперь дадим древнему человеку имя…(Австралопитек)
(Слайд 19)
Так где же зародилось человечество?(Африка или Южная Азия) (Слайд 20)
– В какой природной зоне появились первые человекообразные животные?
(На границе экваториального леса и саванны были найдены останки первых человекообразных животных. Там наиболее благоприятные условия для жизни человекообразных животных)
4. Физминутка.
5. – Давайте поможем древнему человеку выжить в этих суровых условиях.
Практическая работа.
– Выберем жилище, одежду, дадим орудия труда и инструменты.
…
– Посмотрим, что у нас получилось.
VI. Рефлексия.
– На следующем уроке мы подробнее поговорим о жизни древних людей.
– Давайте вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока. (Трудно доказать или опровергнуть гипотезы. Ученые до сих пор спорят.) (Слайд 21)