Пояснительная записка
Если мы заглянем в словарь, то увидим следующее определение “экологии”:
“Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой”
Современное человечество, вооружённое техникой и использующее огромное количество энергии, представляет могучую силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия природных законов и разрушают установившейся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия.
Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы.
На нашу долю выпала нелёгкая судьба – принять участие в историческом процессе возрождения своей Родины. Новая Россия должна быть страной не только демократической, но и экологически чистой: без загрязняющих атмосферу заводских труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с озёрами и реками, не отравляемыми неочищенными стоками.
Лишь при восстановлении и сохранении природы возможен рост качества жизни.
На долю молодого поколения выпадает часть решения задачи экологического оздоровления России. Поэтому и надо изучать экологию.
Современная экологическая ситуация характеризуется истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, общим опасным оскудением природы. Ряд нежелательных экологических последствий проявляется и в нашей стране Сегодня актуальна проблема, с экологической ситуацией в Ивановской области. В нашей области отмечается загрязнение и обмеление многих рек и озёр, исчезновение некоторых видов растений и животных. Имеются факты разрушения памятников природы.
Поэтому вполне естественно привлечение внимания детей и подростков к этой проблеме.
Наша гимназия работает по нескольким направлениям, в том числе по экологии.
Учащиеся нашей гимназии следят за чистотой вокруг школьного здания, высаживают кустарники, приводят в порядок цветочную клумбу и каждую весну высаживают цветы и цветочную рассаду. Кроме того, учащиеся старших классов убирают аллею, расположенную на ул. Любимова.
Час экологии ведётся на уроках биологии, краеведении, географии, истоках, окружающему миру, а так же на классных часах и факультативе.
Для более глубокого познания этой темы, мной был разработан сценарий по моей же сказке. Кроме того, была разработана презентация. А так же был проведён обзор литературы (публицистической, художественной, энциклопедий и журналов). В начальной школе была проведена викторина. Среди учащихся среднего и старшего звена конкурс рисунков.
Основные цели и задачи
Задачи урока:
1) развитие творческих способностей учащихся;
2) развитие логического и аналитического мышления учащихся;
3) развитие речевой активности учащихся;
4) воспитание культуры общения с природой: чуткого и бережного отношения к ней
Цели урока:
1) расширенное представление учащихся об экологической проблеме и их путём решения через художественную и публицистическую литературу;
2) привлечение учащихся к чтению книг и журналов на эту тему не только в школьной библиотеке, но и в других библиотеках города
1-й ведущий
Слайд 1
Евгений Евтушенко
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей
внутри природы,
убивайте лишь зверей внутри себя.
Библиотекарь:
Слайд 2
Здравствуйте дорогие гости и участники. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. А необычное оно потому, что мы побываем в стране “ЭКОЛОГИЯ” в городе “БЕРЕЖЛИВОМ”.
Изменения природы вызывает тревогу у каждого сознательного человека. Мы ответственны за её будущее.
2-й ведущий
Слайд 3
Роберт Рождественский “А природа опять” (стихотворение читается на фоне слайдов 3, 4,5)
А природа опять
То предельно проста,
То одета в цветастые перья…
Удивляет меня
Не её красота,
Удивляет
Её терпенье.
И когда сквозь асфальт
Лепестков пятерня
Продирается после полночи,
Я не радуюсь силе
Земли.
Для меня
Это прежде всего –
Крик о помощи!
Библиотекарь:
Природе посвящено множество замечательных произведений, картин.
К этой теме обращались: художники (Слайды 4, 5, 6) – И.Шишкин, И.И. Левитан, Саврасов и др.
Писатели (слайды 7, 8, 9, 10, 11, 12) – М. М. Пришвин, В. Г. Распутин, И. Акимушкин, В. Бианки, Г. Скрибицкий, Г. Снегирёв и др.
Поэты (слайды 13, 14, 15, 16, 17, 18) – А.С. Пушкин, А.А.Фет, Ф. А. Тютчев, И. Бунин, С.А. Есенин, К. Бальмонт и др.
1-й ведущий
О природе и её отношении существует множество высказываний. Вот как сказал о природе русский писатель Михаил Михайлович Пришвин: (слайд 21)
Слайд 19
“Каждый любит природу по-своему. Любовь к природе не бездеятельна и содержательна. В любую минуту она может перейти из состояния созерцательности в гнев и сопротивление. Многие знают тот леденящий сердце гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет почти физическую боль. Мы ведь знаем, что порой рубка леса, вызывается не жизненной необходимостью, а разгильдяйством, невежеством.
Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан природе”
Библиотекарь:
Сейчас, вашему вниманию ребята предоставят сказку на экологическую тему.
1-й ведущий
Сказка называется “Лесная сказка, или Приключения Вани в сказочном лесу”
Действующие лица: Ваня, родители, бабочка Махаон, лиса Марья Патрикеевна, сорока Белобока, медведь Михаил Потапович, птица Иволга, цветок Ландыш, Ушастый ёж, стрекоза Легкокрылка
2-й ведущий
Слайды 20, 21
В одном лесу жили-были птицы, звери, насекомые. Целый день они трудились, а вечером отдыхали. Все дружили между собой, делили радости и горести. Радовались, когда у кого-нибудь рождались дети или у кого-то случалось новоселье.
(Исполняется танец животных, насекомых и птиц)
2-й ведущий
Слайд 22
Рядом с лесом протекала небольшая речушка “Добрая”. Вода в ней была чистая и прзрачная. В речке водилось много рыбы и другая живность. А по берегам росли красивые цветы – колокольчики, незабудки, ромашки, васильки, клевер и другие не менее красивые.
Над цветами летали бабочки, стрекозы, осы, шмели, жуки, шмели. А когда они уставали летать, то садились на понравившейся цветок и утоляли жажду нектаром.
По земле в траве ползли разные букашки.
(Танец насекомых)
1-й ведущий
Слайды 23, 24
И вот однажды пришла БОЛЬШАЯ БЕДА. В лесу каждый день появлялись догорающие костры, выжженная трава, разбросанный мусор в виде банок, окурков, бутылок, бумажных салфеток, целлофановых пакетов, пачек от сигарет и папирос, стеклянных стаканчиков. Очень часто стали появляться кустарники и деревья с надломленными ветками и подписями, вырезанных ножом на стволах.
2-й ведущий
Слайды 25, 26
Много появилось пеньков. Ушли животные. Улетели птицы и насекомые. Пропали цветы, грибы, ягоды.
Слайд 27
А вода в речке стала мутной и грязной. Погибло всё, что жило в воде. Не стало больше цветов.
1-й ведущий
Узнал про то лесной царь зверей медведь Михаил Потапович. Собрал лесных жителей на совет.
Медведь
– Дорогие жители, я собрал вас для того, чтобы сообщить вам, что на наши лес и речку напала БОЛЬШАЯ БЕДА – они гибнут. Надо срочно меры по их спасению.
Насекомые
– Надо позвать на помощь жителей других лесов!
Звери
– Надо выяснить, кто губит наши лес и речку, и наказать его!
1-й ведущий
– И тут поднялся такой гвалт, что не было даже слышно, кто о чём говорит. Когда все успокоились, и стало тихо, Михаил Потапович предложил выдвинуть от каждой группы по кандидату.
Птицы
– Мы предлагаем сороку Белобоку, так как она самая умная.
Звери
– От нас, мы предлагаем лису Марью Патрикеевну, потому что она самая хитрая и чуткая.
Насекомые
– А мы выдвигаем в кандидатуры стрекозу Легкокрылку, так как она самая зоркая.
2-й ведущий
Слайд 25, 26
– В одной обыкновенной стране, в одном обыкновенном городе, в одной обыкновенной квартире жил обыкновенный мальчик. Жил он с папой и мамой, бабушкой и дедушкой. Звали его Иван. Однажды Ивану захотелось погулять в лесу. Стояла прекрасная погода. Был прекрасный день. Светило солнышко. На небе ни тучки. Пришёл он к лесу и видит, что вместо деревьев одни пеньки остались. Кое-где деревья, да и те с надломленными ветками стоят. Грибов и ягод не видно.
Иван
– Наберу-ка я букет для мамы с бабушкой.
(Только он хотел сорвать цветок, вдруг слышит человеческий голос)
– Не рви меня, Иванушка!
Цветок
(Удивился Иванушка)
Иван
– Кто со мной говорит?!
Цветок
– Это я, Цветок.
Иван
– А как тебя зовут и почему тебя нельзя рвать?
Цветок
Слайд 28
– Я, Ландыш. А рвать меня нельзя, потому что я занесён в “КРАСНУЮ КНИГУ”. Раньше, люди срывали мои цветки, собирали огромные букеты, приносили домой или продавали. С каждым годом меня становилось всё меньше и меньше и, учитывая ещё и то, что на 100 листьев приходится 1 цветок, то я и попал в “КРАСНУЮ КНИГУ”
(Пожалел его Иванушка)
– Так и быть, не буду я тебя рвать. Живи себе на здоровье.
(Попрощался и пошёл дальше)
1-й ведущий
Слайд 29
– Шёл Иванушка, шёл. Вдруг видит, под кустом сидит какое-то маленькое странное существо. Мордочка острая, весь в иголках, только ушки торчат.
Иванушка
– Возьму-ка я его домой. Пусть у меня поживёт.
(Только он наклонился, чтобы взять это существо, вдруг снова слышит человеческий голос)
Ёж
– Не бери меня, Иванушка. Погубишь ты меня дома. Лучше оставь меня здесь. Я ещё тебе пригожусь.
Иван
– А ты, кто? И почему тебя нельзя брать домой?
Ёж
– Я Ушастый ёжик. Я занесён в “КРАСНУЮ КНИГУ”. Люди берут меня домой, кормят тем же, что и едят сами. Гуляю я ночью, бегаю по полу и мешаю людям спать. Очень часто, я забегаю в такие места, откуда трудно выбраться и погибаю. А для меня лучше жить на воле, бегать по травке и ловить мышей.
(Пожалел его Иванушка)
– Ладно, не буду я тебя трогать.
(Попрощался и пошёл дальше)
2-й ведущий
Слайд 30
– Шёл, он шёл, видит, на дереве птица сидит, такая красивая, что ему даже захотелось взять её домой и посадить в клетку.
Иван
– Возьму-ка я её домой, пусть радует меня своей красотой и своим пением.
(Только он это сделать, как снова услышал, что кто-то заговорил с ним человеческим голосом)
Иванушка
– Кто же это может быть? – Ты кто?
Птица
– Я птица редкая. Зовут меня Иволга. Люди ловят нас, птиц, сажают в клетки, кормят чем попало, иногда, даже тем, чем не питаемся на воле. От этого мы перестаём петь, заболеваем и погибаем. Некоторые люди убивают нас, чтобы сделать чучело. Вот почему нас птиц осталось так мало, или совсем исчезли. Большинство птиц занесены в “КРАСНУЮ КНИГУ”. (слайд 32)
1-й ведущий
– Послушался Иванушка и не стал трогать птиц. Попрощался и пошёл дальше. Видит, летает бабочка. Иванушка хотел её поймать, а она и говорит.
Бабочка
Слайд 31
– Не лови меня, Иванушка, не губи.
Иван
– А ты, кто такая? И почему и тебя нельзя ловить?
Бабочка
– Я, бабочка Махаон. Из-за наших красивых крыльев, люди ловят нас, создают коллекции и тем самым губят нас. Да и не только нас бабочек, но и других насекомых. Нас стало очень мало, и мы попали в “КРАСНУЮ КНИГУ”.
2-й ведущий
– Пожалел Иванушка бабочку, попрощался с ней и пошёл дальше.
Всё это время за ним наблюдали сорока Белобока, стрекоза Легкокрылка и лиса Марья Патрикеевна, и докладывали обо всём Михаилу Потаповичу..
Долго ли шёл Иванушка, вскоре вышел на поляну, где сидели жители леса и обсуждали, что делать с Иванушкой, как его наказать.
Первым, кто увидел Иванушку, был сам хозяин леса – Михаил Потапович.
Михаил Потапович
– Подойди ближе, мальчик. Не бойся.
(Иванушка подошёл)
Михаил Потапович
– Как тебя зовут и от куда ты пришёл?
Иван
– Меня зовут Иваном. Я живу в городе. А Вы, наверное, царь? Если царь, то как к Вам обращаться?
Михаил Потапович
– Ты прав, Иванушка. Я являюсь царём этого леса. И зовут меня Михаилом Потаповичем. Мне стало известно, что ты, Иванушка, хотел сорвать цветок, поймать ежа, птицу и бабочку и унести их домой. Но ты этого не сделал, за что от меня и от всех жителей приношу благодарность, и прошу помочь восстановить и привести в порядок лес и речку.
Иван
– Уважаемый Михаил Потапович, я бы рад, да не могу, потому что я один и не знаю, как это сделать.
Михаил Потапович
– А мы тебе поможем.
(Звери, птицы и насекомые, хором)
– Конечно, поможем.
1-й ведущий
– Среди всех находились и те, которых Иван взять домой. Они-то и помогли в первую очередь. Бабочка полетела к тучкам с просьбой, чтобы те пролили дождём и потушили огонь. Все животные, умели рыть, вырыли огромную яму. И Иван вместе с ними собрал весь мусор, оставленный отдыхающими людьми, сбросил в яму. Затем яма была закопана. Ёжик и птицы помогли Ивану посадить деревца. Они рассеивали семена, а Иванушка сажал совсем молоденькие, только-только подросшие, которые он вырастил сам. Залечил те деревья и кустарники, у которых были сломаны ветви, а так же те, на которых были вырезаны надписи. Вместе с животными очистил речку от мусора. Рядом с лесом вырыл яму. Тучки помогли Ивану заполнить яму водой. Получился небольшой пруд. В этот пруд запустил рыб-мальков, которых он наловил в других водоёмах. По берегам высадил небольшие кустарнички. Птицы помогли ему высадить цветы.
Когда всё было сделано, лес и речка были приведены в порядок, Иванушка табличку с надписью
(Исполняется танец животных, насекомых и птиц)
Слайд 32
“Береги, охраняй и защищай родную природу”
2-й ведущий
– Рос Иванушка. Вместе с ним рос и преображался лес. Прилетело много птиц, насекомых, пришло много животных. Появились грибы и ягоды. Стало так же много цветов. В реке снова стало много разной рыбы.
А когда Иванушка вырос, он стал лесником в этом лесу и заодно взял под охрану речку и пруд. Никому не давал их в обиду.
Свою любовь к природе Иван передал детям, а затем и внукам.
Слайд 33
“Мораль: Надо любить природу всем сердцем, всем душой. Надо относится к ней бережно, заботиться о ней, и тогда природа отзовётся тем же и будет давать нам свои плоды ”