Цели урока: повторить знание таблицы 9 и на 9, развитие логики, внимания, мышления.
Оборудование: индивидуальные листы детективов, геометрические фигуры с выражениями, распечатки “Дело №1”, проектор, экран, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент.
СЛАЙД 1
(Звучит музыка из кинофильма “Шерлок Холмс и Доктор Ватсон”.)
Учитель. Кто знает, из какого фильма музыка? Кто такой Шерлок Холмс? В чём отличие сыщика от полицейского?
СЛАЙД 2
А. Кристи (английская писательница) создала свой образ детектива. По её представлению он должен быть…Её герой родом из Бельгии. У него есть маленькая слабость- он очень трепетно относится к своим усам.
СЛАЙД 3
(Демонстрация изображения Д. Суше в роли Э. Пуаро.)
Как вы думаете, интересно быть детективом? Попробуем себя в роли сыщиков? У любого детектива есть обязательно записная книжка, куда он заносит всю необходимую информацию по делу. У нас сегодня вместо книжки будут индивидуальные листы детективов.
2. Графический диктант.
У. Начнём работу с графического диктанта.
СЛАЙД 4
(Учитель диктует последовательность выполнения задания: 1клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 5 клеток вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки вправо, 7 клеток вниз, 3 клетки влево, 3 клетки вверх, 9 клеток влево, 1 клетка вверх.)
У. Что получилось? Чего не хватает у ключа? Сделайте прорезь.
Благодаря ключу, мы можем попасть в удивительный мир математики, а можем оказаться в центре детективной истории. Сегодня мы - детективы. Уважаемые сыщики, вот вам первое дело: “Дело об ограблении в отеле”.
СЛАЙД 5
(Подготовленный ученик зачитывает информацию. У детей- индивидуальные листы детективов. Приложение 1.)
У. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать детектив?
Дети. Плодотворно работать, добиваться цели, быть внимательным, уметь анализировать данные и выстраивать логическую цепь рассуждений.
3. Арифметический диктант.
У.Как вы думаете, люди сразу становятся детективами?
(Ответы детей.)
У. Мы с вами тоже начнём с малого. Сыщик должен уметь логически мыслить и находить верный ответ. Если вы согласны с утверждением, то ставите знак “+”, а если нет, то ставите знак отрицания. Готовы? Начнём:
СЛАЙД 6
Верите ли вы, что:
У. У вас получились ленты ответов. Я предлагаю три варианта ответов:
( Предлагаются на слайде варианты ответов.)
У. Какой вариант получился у вас? Если вы справились с заданием, то цвет дорожки изменится.(обсуждение неверных вариантов). А теперь появится название темы нашего урока.
4. Сообщение темы урока.
У. Итак, тема нашего урока: “Умножение”. А точнее: “Умножение 9 на 9. Закрепление”.
5. Повторение изученного материала.
a) Повторение таблицы умножения 9 и на 9.
У.Что такое умножение? Как называются числа при умножении? Что показывает первое число в записи? Второе?
(Ответы детей.)
У. У детектива часто работа строится на догадках. Как говорится: “работают на ощупь”, “в полной темноте”. Вам предстоит такое же задание. Необходимо закрытыми глазами достать “геометрическую фигуру”, узнать её на ощупь, прочитать выражение, записанное на ней.
(Дети записывают только ответы, а использованные фигуры учитель произвольно развешивает по классу.)
У. Какие результаты у вас получились?
(Ответы детей.)
У. Какое правило в задании встретилось?
Д. Умножение числа на 1.
У. Озвучьте его.
b) Задание на логику.
У. Одно из важнейших умений детектива – разгадывать чужие секреты и уметь расшифровывать. По ключу выполните расшифровку.
СЛАЙД 7
У. Перед вами ключ к ответу шифровки.
На доске:
У. Какие выражения у вас получились?
СЛАЙД 8
Д.
6·9 | 9·5 |
23+58 | 41+29 |
17+63 | 9·4 |
У. Разбейте все выражения на 2 группы. По какому признаку вы это сделали?
Д. В один столбик войдут выражения на сложение, а во второй – на умножение.
(По щелчку получается 2 столбика)
У. Какое выражение во втором столбике окажется лишним, не таким как другие?
Д. 6?9
(По щелчку цвет выражения меняется)
У. Прочитайте это выражение по-разному.
(Ответы детей.)
У. Какое свойство математики поможет нам превратить его в выражение умножения 9?
Д. Переместительное свойство умножения.
У. Расскажите его.
(Ответы детей.)
У. Допишем наш арифметический диктант ответами выражений на умножение.
с) Задание на внимание.
У. У детектива должна быть хорошая зрительная память. Перед вами фотография места после ограбления. На просмотр даётся 30 секунд. Позже вы должны ответить на ряд вопросов по данной фотографии.
СЛАЙД 9
У. Проверим вашу наблюдательность.
СЛАЙД 9-15 (по щелчку таётся тестовое задание и варианты ответов к нему, затем проявляется правильный ответ)
- Сколько книг валяется на полу?
- Открыта или закрыта клетка?
- Где находится букет?
- Чей портрет стоит на телевизоре?
- Сколько клубков валяется на полу?
- С какой стороны порвана занавеска?
- Сколько времени показывают часы?
6. Физкультминутка.
У. Вашу память и внимание можно проверить и другим способом. Закройте глазки и посмотрите на круг, на треугольник, на трапецию, на зелёную фигуру, на чёрную фигуру и т.д.. Откройте глаза, проверьте свою память.
7. Повторение изученного материала. Продолжение.
a) Задания на логику.
У. На месте ограбления сыщик увидел шифровку. Разгадайте фразу.
(Задание дано на листах детектива. Дети самостоятельно расшифровывают фразу: “Место встречи – банк”. Приложение 2.)
У. Тут же было дано распоряжение: усилить охрану вдвое около территории, где хранились ценности.
СЛАЙД 16
Предлагается изображение:
У. Хозяин банка оказался прижимистым. Дополнительно нанимать людей для охраны не захотел. Детективу пришлось найти выход из положения. Как он это сделал?
(Дети предлагают варианты. В ходе обсуждения учитель подводит к верному решению задания. По щелчку на слайде показана новая расстановка охранников)
У. Были разосланы фотороботы с описанием преступника. Найдите его по описанию, если это человек с:
СЛАЙД 17
- круглым носом;
- квадратным лицом;
- прямоугольным ртом;
- с треугольниками на галстуке.
(Учитель с детьми ведут обсуждение и находят верный вариант, удовлетворяющий условию задания)
в) Решение задач.
У. Итак, преступник найден и разоблачён детективом. Вообще, сыщики очень тщеславные люди. У них между собой что-то вроде соревнования: кто больше раскроет преступлений? Сейчас нам предстоит выяснить, у кого работа продуктивнее.
СЛАЙД 18
1. Шерлок Холмс в месяц раскрывал по 2 дела. Сколько преступлений он раскрыл за 9 месяцев?
2. Эркюль Пуаро работал 2 года над сложными делами, раскрывая по 9 дел за год. Сколько им было раскрыто дел за это время?
(Дети самостоятельно решают задачи у доски. Затем идёт проверка.)
У. Так у кого шла продуктивнее работа?
8. Самостоятельная работа.
У. Одно из умений, которым должен обладать детектив – умение точно стрелять. Стрелять можно и в “молоко”, т. е. мимо, а можно заработать очки. Определите сами своё мастерство.
СЛАЙД 19
(Дети выбирают себе по силам задание. Даётся дифференцированное задание по трём уровням трудности. Первый уровень – базовый, т. е. “молоко”, второй уровень, т. е. “5 очков” из материала учебника, а третий уровень, т. е. задания повышенной сложности, на листах детектива.)
У. Очень часто, когда детектив проводит расследование, опрос свидетелей, они часто чего-то не договаривают, порой не врут, но не всё говорят. В этом случае сыщик может обмануться. Хотите опыт проведём? Скрестите указательный и средний палец. Дотроньтесь ими до кончика носа.
У. Сколько носов вы получили? Стало два носа? Это иллюзия осязания.
У. Вернёмся к нашему началу урока, т. е. похищению драгоценностей в отеле. Когда было совершено ограбление? Что произошло в тот самый момент? Электричество отключилось, а значит…
(Учитель подводит к выводу, если дети не смогут найти верный вывод.)
9. Итог урока.
У. Молодцы! Вы сегодня показали отличные мыслительные способности и, возможно, кто-то из вас, когда вырастет, станет настоящим сыщиком. А теперь зашифруйте ваше отношение к уроку, а я попробую расшифровать.