Цель: прививать любовь к родному краю, знакомить с историей марийского края, знакомить с названиями марийских народных инструментов, приобщать к музыкально-поэтической культуре марийского народа.
Задачи:
- Вызывать интерес к марийской национальной культуре, языку.
- Формировать у детей яркие, эмоциональные представления о национальной музыке.
- Воспитывать любовь и уважение к людям разной национальности.
Оборудование: фотопейзажи республики Марий Эл, марийская утварь, детские музыкальные инструменты, аудиозаписи, карта республики, герб и флаг республики, марийские национальные костюмы луговых и горных мари (детские и взрослые), кукла в марийском костюме.
Методические приёмы: беседа с использованием карты республики Марий Эл, художественное слово, рассказ музыкального руководителя, прослушивание музыкальных произведений и песен марийских композиторов, гимна республики, рассматривание марийских старинных костюмов, исполнение детьми марийских плясовых мелодий на детских музыкальных инструментах и ложках.
Словарная работа: Царевококшайск, Краснококшайск, Красный город; элементы костюма, щовыр – верхняя одежда, ший аршаш – нагрудное украшение, шиян ушто – расшитый пояс, ошпу – головной убор; национальные марийские инструменты, шувыр – волынка, шиялтыш – дудочка, тумыр – барабан, орол панга – сторожевая палка, она тумыр – деревянный барабан, гармошка – марий гармонь; частушки – такмак-влак.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Зал празднично украшен. Музыкальный руководитель и дети в национальной марийской одежде. На боковых стенах: государственный Герб и флаг Республики Марий Эл; карта марийского края. Звучит спокойная марийская народная мелодия в записи. Дети свободно входят в зал, останавливаются у карты республики.
Ведущая: Ребята! Много лет назад, вскоре после революции 4 ноября 1920г. была образована Марийская Республика. И сегодня мы празднуем день её рождения, в этом году нашей республике исполняется 91 год. Перед вами карта, в центре её вы видите звёздочку, что она означает? (ответы детей). Сегодня я вам предлагаю отправиться в занимательное путешествие по нашей малой Родине – Республике Марий Эл. А на чем бы вы хотели путешествовать? (высказывания детей). Я вам приготовила сказочный ковёр-самолёт. (Дети рассаживаются на ковре. Звучит любая спокойная инструментальная пьеса. Ведущая побуждает детей покачиваться, держаться крепко, вглядываться в даль).
Ведущая: Ребята, посмотрите какие необъятные марийские просторы! Как много полей, лесов, рек и больших городов, маленьких деревушек .Внимание! Наш ковёр-самолёт приземляется в столице Республики Марий Эл – в городе … (дети называют столицу Марий Эл). Кто знает, как переводится на русский язык слово Йошкар-Ола?
Дети: Красный город.
Ведущая: А кто скажет, как назывался наш город раньше? Царевококшайск и Краснококшайск. Давайте присядем на стульчики и послушаем стихи о нашем крае.
Рома:
Спешит рассвет по сёлам и лугам
И поезд мой рассветный тоже мчится,
Везёт меня к заветным берегам,
В мою родную дивную столицу.
Ксения:
Привет тебе, привет, Йошкар-Ола!
Издалека твою красу я вижу
Ты новый светлый облик обрела
И стала мне ещё милей и ближе. (В.Рожкин)
Ведущая: А кто является президентом
нашей республики? Как его зовут? В любой стране
мира есть государственные символы. Есть они и у
Республики Марий Эл. Назовите их. (дети
отвечают) Давайте внимательно рассмотрим Герб
Марий Эл. Что вы можете сказать о нём? Расскажите,
пожалуйста, где можно встретить изображение
Герба? (На вывесках государственных зданий,
машинах, самолётах, монетах и т.п.) Кто изображён
на нашем гербе? Да, медведь. Медведь традиционно
был одним из основных тотемных животных у
финно-угорских народов и славянских племён.
Медведь, будучи животным регионального значения,
олицетворяет собой хозяина и защитника леса. В
левой лапе медведь держит щит лазуревого цвета с
изображением золотого национального солярного
знака марийцев – древнего символа плодородия. В
правой лапе– меч в ножнах и золотой молот. Меч
как символ власти, твердости, готовности к защите
отечества. Молот – обобщенный символ ремесла и
промышленности, трудолюбия и созидания.
Геральдический щит украшен золотой короной,
олицетворяет государственную власть,
представляющую собой венец с тремя зубцами (3
крупных города республики: Йошкар-Ола, Волжск,
Козьмодемьянск) и стилизованной под
национальный орнамент буквы М (Марий Эл).
В гербе используются цвета:
- Червлёнь – символизирует храбрость, мужество, любовь.
- Лазурь – символизирует честность, верность и безупречность.
- Серебро – символизирует благородство, чистоту и правдивость.
- Золото – символизирует могущество и богатство, а так же христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие.
Ведущая: Что вы можете сказать о флаге нашей республики? Какого он цвета? Что означают эти цвета? (Это цвета природы, добра и красоты. Белый – мир и чистота, красный – огонь, отвага, любовь). Флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета (традиционный цвет одежды марийского народа) с полосой красного цвета у древка (мачты) во всю ширину флага орнаментированной традиционным национальным узором.
Дети: Белый цвет – березка, красная полоска – солнечный рассвет.
Ведущая: А знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но еще и главную музыку страны? А как она называется? Правильно – Гимн. Как ее надо слушать? Молодцы! Давайте положим ручку на грудь там, где стучит сердечко и послушаем гимн Марий Эл. Звучит гимн (взрослые подпевают).
Ведущая: Здравствуй земля марийская! Низкий поклон тебе. С давних пор был обычай такой брать с собой в дальние страны горсть земли родной. Вот она горсточка земли марийской. Давайте скажем ей добрые слова. («Родня земля и в горсти мила», «Родная земля-мать, чужая – мачеха» « Кто, где родился там и пригодился») Сегодня мы будем говорить о музыке марийского края, будем петь марийские песни, читать стихи марийских поэтов и играть в марийские народные игры.
Ксения:
Марийский край родной на карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край марийский милый,
Ты как цветок – прекрасен, мил и чист. (С. Вишневский)
Звучит песня «Марий Эл» В. Захаров (портрет композитора).
Ведущая: Наша республика богата своими лесами, которые щедро одаривают нас своими дарами – грибами и ягодами. А ещё каждый народ богат своими пословицами и поговорками. Давайте вспомним осенние пословицы и поговорки.
Оля: Осенью и мышь богата.
Артём: Осенний дождь верёвки вьёт.
Миша: Осенний снег зимним работам протирает дорогу.
Ведущая: В старину у марийцев в обиходе была поговорка: «Дерево на дерево опирается, а человек на человека», а теперь говорят – «Народы страны дружбой сильны». Хоть и родились мы с вами здесь, в лесном марийском крае, но Родина наша – вся Россия. Ребята, а ещё есть марийские народные осенние приметы. Послушайте их:
- Если птицы осенью запели как весной, значит пришло бабье лето.
- Осенью утки летают низко – к слякоти.
- К осени сильно начинают кусаться мухи.
Вдруг раздаётся стук в дверь.
Ведущая: Кто там в ворота стучится?
Пампалче: Это я к вам в гости спешу!
Ведущая: Кто к нам в гости пришёл, ребята вы узнали нашу гостью, она пришла к нам из марийской народной сказки! А какой?
Дети: Это Пампалче из сказки «Гусли-самогуды».
Пампалче: А какие ещё марийские сказки
вы знаете? (ответы детей). Кокша богатырь.
Сереброзубая Пампалче. Как лиса женила марийца
на царской дочке. Чодыра – кува.
Молодцы! Я хочу поиграть с вами в марийскую
народную игру «Катя сидит дремлет», вставайте
скорее все в кружок.
Проводится игра на следующие слова:
Сидит Катя, сидит Катя, сидит Катя, дремлет.
Катя, встань-ка, Катя, встань-ка, Катя, встань-ка, попляши.
Катя, выбери, Катя, выбери, кого любишь, с тем пляши!
Ведущая: Спасибо, Пампалче, за игру. А знаете ли вы, что осенью марийский народ отмечал праздник нового хлеба. В этот день столы ломились от разных угощений, и главным угощением был новый хлеб, испеченный из нового урожая зёрен. Все веселились, пели, играли, приглашали гостей и музыкантов. На каких же музыкальных инструментах играли раньше? Давайте поговорим о марийских национальных инструментах. Большой популярностью у марийского народа пользовался ШУВЫР – волынка,
на ней и до сих пор в марийских деревнях играют на разных праздниках, ТУМЫР – барабан, без него не обходится ни один марийский танец, ШИЯЛТЫШ – дудочка,
пастухи любили брать её с собой в поле, и нежнейшие гусли – КУСЛЕ.
Давайте послушаем, как они звучат. (аудиозапись-кусле и шиялтыш). А у нас здесь есть музыканты?
В исполнении детей звучит марийская народнвая плясовая.
Пампалче: Мне так весело стало, я тоже вас хочу повеселить. Вас веселить, не дрова рубить!
Пампалче исполняет марийский танец.
Ведущая: Провожая гостей, хозяева
наполняли сумки гостей гостинцами, а гости
дарили денежки в ответ.
Когда был собран весь урожай хлеба, люди выходили
на крыльцо своего дома и трубили в трубу, выражая
тем самым радость по поводу сбора нового
хлебного урожая. Давайте и мы протрубим в честь
нового урожая. Разбирайте наши трубы и трубите
громче! (игра на дудочках)
А где праздник, там веселье.
А вот звонкие, резные ложки расписные
От зари до зари веселятся ложкари!
Давайте и мы в ложки сыграем пьесу Сергея Макова «Весело играем»!
Мальчики на ложках исполняют пьесу С. Макова «Весело играем»
Ведущая: А девочки станцуют нам танец осенних листочков. (девочки исполняют танец). Повсюду на свете растёт детвора, а где детвора, там повсюду игра!
Проводится игра «Йыр-Йырла модыш». Играющие
встают в круг и передают друг другу платок за
спиной, водящий старается поймать платок, у кого
его он заберёт, тот и становится следующим
водящим.
Ещё одна игра «Пелашем». Дети встают в две
шеренги друг против друга, один из игроков со
словом «пелашем» идёт к противоположной шеренге
и одной рукой пытается вытянуть к себе игрока
противоположной команды, если получится, они
возвращаются в команду первого игрока, далее
игрок другой шеренги так же пытается вытянуть к
себе соперника, игра продолжается до тех пор,
пока одна из шеренг не перерастёт в одну большую
команду.
Ведущая: Вот и закончился наш праздник, пожелаем друг другу «кужу умырым» – долгих лет жизни, «таза лияш» – быть здоровыми, «кугу пайдалыкым» – большого счастья. А чтобы поддержать праздничное настроение нашим гостям, споём частушки – такмак-влак.
В Килемарах мы живём. Здесь танцуем и поём.
Родной посёлок прославляем, никогда не унываем!1. Килемарские ребята никогда не устают –
Если грустно, то попляшут, если весело – поют!2. А посёлок наш лесной, леса были там и тут.
А теперь на этом месте только лютики растут!3. Скоро мы тут подрастём и порядок наведём.
Снова наш посёлок будет, прямо скажем, – высший класс!4. А пока в саду играем, женихов тут выбираем.
Чтоб конфетки нам носили, и игрушечки дарили!5. Детский сад, детский сад – каменное здание.
В детский сад мальчишки ходят только на свидания!6. Хорошо дрова рубить, которые осиновы.
Хорошо девчат любить, которые красивые!7. Вот корова полетела в Килемарские края!
А кому какое дело, ведь корова не моя!8. Мой марийский милый край, для меня родной ты рай.
Юбилейный праздник твой, воспеваем всей душой!
Ведущая: Теперь, я уверена, что вы, дорогие мои девчонки и мальчишки, ещё больше узнали о родном крае и ещё больше будете любить свою малую Родину – родной марийский край!
Пампалче: Хорошо с вами время проводить, только мне пора, на прощанье, дети, я хочу вас угостить (раздаёт угощенье).
Ведущая: Нашей гостье Пампалче пора возвращаться в свою сказку, мы с ней прощаемся и говорим-чеверын. (дети прощаются). А мы с вами снова садимся на ковёр-самолёт и возвращаемся на свою малую Родину, в посёлок Килемары, в родной детский сад «Кече». Полетели! Приземлились, встали и пошли в группу.
Дети идут в группу под марийские народные наигрыши.
Литература:
- Л. Г. Горькова, Н. Ф. Губанова. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Вако, 2007.
- Юл. Эадаров. Вера предков. Язычество. – Йошкар-Ола, 2007.
- Научно-методический журнал «Учитель» // №3. – 1993.
- Талант памаш. Сценарий – влак. – Йошкар-Ола, 2007.