Урок физики по теме "Сила Архимеда". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости (газа) и показать зависимость силы Архимеда от объема погруженной части тела и плотности жидкости.

Задачи:

  • Образовательная – обеспечить усвоение учащимися формулы для расчета архимедовой силы.
  • Воспитательная – формирование научного мировоззрения, эстетических представлений,  способности следовать нормам поведения на уроке.
  • Развивающая – развивать познавательную активность учащихся,  умение  делать наблюдения,  ставить  эксперименты  и делать выводы.

Демонстрации:

1. Действие архимедовой силы в жидкости.
2. Равенство архимедовой силы весу вытесненной жидкости.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  экран, портрет Архимеда,  ведерко Архимеда, сосуд с отливом, штатив. Для фронтальной работы: динамометр, измерительный цилиндр, набор тел для калориметра, стаканы с водой и раствором соли.

План урока

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин.

1 Организация начала занятия Приветствие учителя, сообщение темы урока 2
2 Актуализация знаний Фронтальный опрос 5
3 Постановка  учебных проблем Сообщение учителем целей урока 3
4 Изучение нового материала Постановка проблемного задания, демонстрационный эксперимент, исследовательский метод (фронтальная практическая работа). 20
5 Закрепление изученного материала Решение количественных и качественных задач. 10
6 Подведение итогов урока, домашнее задание. Фронтальный опрос, запись домашнего задания на доске и в тетради. 5

ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организация начала занятия Приветствие учителя.
Сообщение учителем темы урока (слайд 1)
Записывают в тетрадь дату и тему урока.

 

2. Актуализация знаний Фронтальный опрос:

1.  На прошлом уроке мы с вами узнали, что на тело погруженное в жидкость(газ) действует выталкивающая сила. Как мы ее обнаруживали на опыте?

2. Какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы?

3. К чему приложена выталкивающая сила?

4. Как направлена выталкивающая сила?

 

Учащиеся отвечают: «Мы опускали в воду тело подвешенное к динамометру и наблюдали сокращение пружины динамометра в воде.  Разность между весом тела в воздухе и в воде определяла выталкивающую силу.

Например, мы легко поднимаем под водой тяжелый камень, который не можем поднять на земле.

К телу.

Вверх, противоположно силе тяжести.

3. Постановка проблемы Сегодня мы свами найдем другой способ определения выталкивающей силы.  На экране слайд 2: цели урока.  
4. Изучение нового материала. Учитель демонстрирует  опыт с  ведерком Архимеда.
На экране  слайды 3-4

1. Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду?

2. Каков объем воды, вытесненный телом

3. Что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение? (слайд 5)
4. Как можно увеличить вес ведерка?

Какой можно сделать вывод?

После вывода, сделанного учащимися,  учитель показывает слайд 6.
Этот вывод впервые сформулировал  Архимед. Запишем его в тетрадь.

Записали? А теперь давайте послушаем легенду об Архимеде. (слайд 7)

Теперь давайте выясним, от каких  факторов  зависит и от каких не зависит сила Архимеда (слайд 8)

 

 

 

После проведения экспериментов и заслушивания выводов учащихся на экране появляется слайд 9

Наблюдают за экспериментом и отвечают на вопросы.

1. Пружина сократилась, т. к. на тело, погруженное в воду, подействовала  выталкивающая сила.

2. Объем воды, вытесненной телом равен объему тела.

3. Вынуть тело из воды.

4. Вылить в ведерко вытесненную воду.

Учащиеся формулируют вывод: Сила, выталкивающая целиком погруженное в  жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела .

Записывают вывод в тетрадь.

 

Ученик рассказывает легенду об Архимеде.

Учащиеся вместе с учителем проводят фронтальные опыты и выясняют, зависит или не зависит сила  Архимеда  от:

  • объема погруженной части тела;
  • от плотности тела;
  • от веса тела;
  • от глубины погружения тела;
  • от плотности жидкости.

По ходу экспериментов делают выводы.

Учащиеся записывают в тетрадь формулу для расчета силы Архимеда. (слайд 10)

5. Закрепление нового материала Учитель предлагает ребятам подумать и ответить на вопросы: слайды 11-17

Учитель предлагает учащимся письменно решить задачу слайд 18

Учащиеся решают  устно качественные задачи по слайдам  11-17.

Решают задачу в тетрадях, с последующей проверкой (слайд 19)

6. Подведение итогов урока и задание домашнего задания. На экране слайд 20. Учитель проводит фронтальный опрос:

1. Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкость или газ?

2. Как рассчитать архимедову силу?

3. От каких величин зависит сила Архимеда?

 

Домашнее задание основное:  прочитайте § 49, ответьте на вопросы к §49, упр.   24 письменно. Дополнительное подумайте над проблемной задачей слайд  21.

Учащиеся отвечают на вопросы:

1. Сила Архимеда.

2. Плотность жидкости умножить на коэффициент g и на объем погруженной части тела.

3. Сила Архимеда зависит от плотности жидкости или газа, объема погруженной части тела.

 Учащиеся записывают домашнее задание в тетрадь.

Список литературы:

1. Александрова З.В., Бададина И.В. «Уроки физики с использованием информационных технологий 7-11 классы» – М: «Глобус», 2009.
2. Волков В.А. «Тесты по физике 7-9 классы» – М: «ВАКО», 2010.
3. Кирик Л.А. методические материалы по физике для 7 класса сред. шк. – М: Илекса, 2003.
4. Перышкин А.В. Физика: Учеб. Для 7 класса сред. шк. – М: Просвещение, 2011.