Основной задачей ДОУ является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи.
Если у 4-х летнего ребенка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ФФНР, ОНР), то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьезно осложняются.
В современных работах по логопедии отмечается то, что использование символики на более ранних (по сравнению с традиционными) этапах работы позволяет расширить рамки готовности к обучению грамоте.
Для этого нужно:
- использование вспомогательной символики или картинок-символов;
- упражнения в звуковом анализе и синтезе только на материале правильно произносимых звуков.
Поэтому принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, нужно остановиться именно на вопросе о важности вспомогательных средств при начале работы над звуковым анализом.
Специализация ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включает в себя совместную деятельность медицинских работников и коррекционно-педагогическую работу.
Основная масса детей с нарушениями ОДА имеют нарушения речевого развития. Тяжесть речевых нарушений зависит от сложности ортопедического диагноза. Поэтому важность и необходимость логопедической работы с такими детьми очевидна.
В связи с этим особую важность приобретают проблемы своевременного выявления детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии, коррекция этих нарушений и тем самым выравнивания психологического развития основной массы детей-логопатов до возрастной нормы.
Данная категория детей имеет свои специфические особенности:
- в поведении;
- в общении;
- эмоционально-волевой сфере;
- познавательной деятельности.
Все эти проблемы заставляют более внимательно и пристально взглянуть на методы проведения логопедических занятий.
Кроме логопедической помощи в ДОУ компенсирующего вида с детьми проводиться большое количество лечебных, развивающих занятий и тут встает очень актуальная задача: как проводить коррекционно-логопедические занятия, чтобы логопедическая помощь ребенку была действительна полезна, результативна.
Многие дети, имея особенности поведения, без особого интереса и желания посещают логопедические занятия. Известно, что дефекты речи препятствуют успешному обучению детей в школе по русскому языку, чтению и ряду других учебных дисциплин. Из этого следует, что для данной категории детей логопедические занятия имеют огромное значение.
Дети-дошкольники познают окружающий мир через игровую деятельность. Каждый ребенок требует индивидуального подхода, для каждого необходимо выбрать свой стиль в работе.
Практическая работа показала, что логопедические занятия с детьми должны быть эмоционально окрашены, увлекательными и интересными для каждого ребенка. Всего этого можно добиться, широко используя на занятиях игровые моменты.
Собираясь на занятия в логопедический кабинет, дети уже сами настраиваются на положительные эмоции от того, что на занятиях их ждут интересные, новые игры.
Широко используя дидактические игры на всех этапах коррекционной работы с детьми, результат речевого нарушения нормализуется.
Дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата первично имеют различные отклонения в развитии общей и мелкой моторики. Вторично имеют нарушения звукопроизношения и несформированность фонематического слуха. Нарушения в восприятии фонем влечет за собой недостатки в звукопроизношении.
Поэтому необходимо проводить работу над речеслуховым и речедвигательным анализаторами одновременно.
Среди детей-дошкольников с нарушениями ОДА очень часто встречаются дети с особой сложностью преодоления недостатков звукопроизношения. Для них характерны трудности в подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата. Это свидетельствует о наличии недостаточной мышечной иннервации в органах артикуляции.
Благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работы губ, языка, голосовых связок, мягкого неба человек правильно произносит звуки речи, как изолированно, так и в речевом потоке.
Точность, сила и дифференциация этих движений у ребенка проявляется не сразу. Они вырабатываются постепенно, в процессе речевой деятельности. А нарушения иннервации препятствуют формированию этих движений.
Поэтому в процессе практической работы с данными детьми по исправлению звукопроизношения, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Этапы работы.
1. Подготовительный этап.
Дети с нарушениями ОДА страдают нарушением двигательной сферы в разной степени. Движения органов артикуляции это часть двигательной сферы. Поэтому детям трудно и тяжело даются многие движения языком, губами, нижней челюстью. Чтобы помочь ребенку выработать нужные движения и существует подготовительный этап, т. е. комплекс специальных упражнений для артикуляционного аппарата. Это артикуляционная гимнастика.
Чтобы двигательные навыки у детей закрепились, становились более прочными, требуется систематическое, многократное повторение этих упражнений. При выполнении ребенком упражнений наблюдаются напряжения движений губ, языка, нижней челюсти. У детей не всегда получается все хорошо с первого раза. Многие из них отказываются их выполнять. Чтобы добиться у ребенка нужного результата его необходимо заинтересовать, увлечь. Этого можно добиться используя в своей работе яркий, наглядный,картинный материал, интересные пособия и игровые приемы. Поэтому, простую артикуляционную гимнастику можно сделать очень интересным, веселым и продуктивным этапом в работе с ребенком.
Ребенку не интересно повторять несколько раз одно и тоже движение сидя перед неподвижно перед зеркалом. Он быстро устает, отвлекается.
О проведении артикуляционной гимнастики пишут в своих работах Правдина О. В. , Хватцев И. Б. , Фомичева М. Ф. и другие авторы. Они отмечают ее нужность и важность. В логопедической литературе перечисляются комплексы артикуляционной гимнастики для разных групп звуков.
Монотонное повторение определенных движений языком, губами дети могут выполнить несколько раз, но качества от выполнения данного упражнения достигается не всегда.
Ребенку будет намного интереснее выполнять определенное упражнение, если при его выполнении он будет опираться на картинку. Поэтому, чтобы заинтересовать ребенка выполнить упражнение с интересом, каждому упражнению в соответствии с выполняемым движением дают названия ("Фокус", " Лопатка", "Жук" и т. д.), кроме того, есть картинка-символ (образ- наглядное представление о чем- либо). Картинка-образ служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении.
Таким образом, при повторении нужного упражнения уже не нужно еще раз объяснять, как делать данное упражнение. Картинка - символ дается ребенку, и он уже знает, какое упражнение он должен выполнять. При этом дети очень оживляются и, используя игровой прием, картинку - символ отрабатывается нужное движение. Одновременно у ребенка развивается внимание, память, самоконтроль: он становится активным участником учебного процесса, заинтересованным в достижении положительного результата.
Огромную роль на данном этапе работы играет "ситуация успеха ", очень важно похвалить ребенка, если у него что-то получается верно, быстро, хорошо. Это благотворно влияет на ход дальнейших занятий так как повышает интерес к ним, а ребенок чувствует уверенность в своих силах и способностях.
Подборка таких картинок - символов позволяет сокращать время на словесные инструкции, описание упражнения, а уделить больше внимания качественной стороне работы и выработке нужных положений, движений органов артикуляционного аппарата.
Картинки - символы - это незаменимый дидактический материал при работе на подготовительном этапе, а также при отработке опорных звуков речи, выработке воздушной струи, развитии фонематического слуха.
Символ - это предмет или действие, служащее условным знаком какого- либо понятия.
Отработка опорных звуков, опора на картинки - символы уже на подготовительном этапе способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, развитию фонематического слуха, формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука. Это особенно важно в работе с детьми имеющими нарушения речи и стертую дизартрию.
2. Постановка звука.
К следующему этапу - постановке звука, можно переходить, когда ребенок научился легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
На данном этапе работы важно добиться правильного звучания изолированного звука путем объединения отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создания артикуляционной базы звука, добавления воздушной струи и голоса.
Так как существует несколько способов постановки любого звука, всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный контроль, слуховой, тактильный контроли и опорные звуки.
Постановка звука - это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильных, сформированных ранее. Опираясь в работе на звукоподражание можно избежать возврата старых связей.
В начале работы ребенку не следует говорить, какой звук мы хотим получить, а создавая словесно артикуляционную базу, помогаем тем самым ребенку достичь нужного положения органов артикуляции. Как только появляется правильно произнесенный звук, вводится соответствующее звукоподражание. Например: - "Слышишь, как у тебя звонко зазвенел колокольчик у комарика?", "Еще раз позвени."
Когда звук будет поставлен, соотносим это звукоподражание со звуком речи.
Поскольку звук для ребенка - понятие абстрактное, картинка - символ по нескольким параметрам соответствует этому звуку. Звукопроизношение, которое соотносится с предметом, изображенном на картинке, напоминает нужный звук (ш- ш-ш - шуршит мышка (рис. № 4), а -а- а - плачет Анна (рис. № 3), у - у - у - дудочка дудит (рис. № 2) и т. д. (рис. № 1))
Картинка-символ соотнесена и с движениями основных органов артикуляционного аппарата, подсказывает ребенку направление движения. Например, Жук летит вверх, и кончик языка поднимается вверх - когда произносим звук "Ж ".
Кроме того изображение предмета на картинке по форме напоминает соответствующую букву. При раскрашивании картинки - символа важно верно выбрать цвет, он отражает какой-то артикуляционный признак звука.
Например, при раскрашивании картинки с шариком (звук "Ф", рис. № 3) - карандаш синего цвета, этот цвет холодный, как и струя воздуха, образующаяся при артикуляции звука ". Это ребенок ощущает тактильно на тыльной стороне ладони.
Таким образом, при постановке звука одновременно работают все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положение органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок), двигательный (ощущает положение языка, губ т. е. вырабатываются нужные кинестетические ощущения), т. о. Ребенок вырабатывает новые речевые рефлексы.
Такую слаженную, уравновешенную систему внутренних процессов И. П. Павлов называл динамическим стереотипом. Для детей с нарушением ОДА это особенно важно и актуально.
Подборка картинок - символов является постоянным дидактическим и наглядным материалом при проведении артикуляционной гимнастики , постановке и дифференциации звуков, используется в работе на занятиях по обучению грамоте. Успешно ими пользуются и воспитатели на своих занятиях по развитию речи.
Занятие.
Цели:
- Учить детей четко произносить указанные звуки,
- Учить анализировать звукосочетания АУ, УА, ИА, АУИ, ИАУ
- Учить выделять звуки А, У, И в начале слова.
- Закреплять связь: звук - буква.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие зрительного внимания, памяти и восприятия,
- Развитие мелкой моторики.
Оборудование: Картинки - символы : Аня плачет(звук а) (рис. №5), дудочка (звук у), (рис. №2), пони Иля (рис. 1) (звук и). Буквы А,У, И, красные квадраты. Предметные картинки (азбука, аист, утка, улитка, индюк, иголка).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед здоровается с детьми и дает им инструкцию. Дети ее выслушивают и рассаживаются в заданной последовательности: На стульчики сядут те дети,чьи имена начинаются со звука а (Алена, Алеша, Алина), а затем девочки, мальчики.
2. Постановка цели.
Логопед: Сегодня мы повторим звуки, которые уже все научились правильно произносить. А какие это звуки, вы догадайтесь сами.
Игра" Сломанный телевизор"
Логопед беззвучно артикулирует. Дети внимательно смотрят на губы и произносят звуки.
3. Анализ - синтез звукосочетаний.
Игра "В лесу".
Дети пошли в лес за ягодами, но отстали от взрослых и начали их звать : "АУ. ".
- Сколько звуков услышали.
- Назовите первый звук.
- Назовите второй звук.
- Как скажем вместе.
Логопед на доске из картинок - символов выкладывает это звукосочетание, дети выкладывают две красных квадрата, а под ними буквы.
Дети вспоминают, что красные квадратики обозначают гласные звуки.
Игра "Малыш "
Малыш спал в кроватке, проснулся и заплакал: "УА".
- Сколько звуков услышали.
- Назовите первый звук.
- Назовите второй звук.
- Как скажем вместе.
Логопед вызывает одного ребенка, он из картинок - символов выкладывает
это звукосочетание на доске, а дети из квадратиков и букв на столе.
Игра "Назови правильно"
Логопед выкладывает из карточек - символов ряд звукосочетаний (Аня, Дудочка, пони Иля : А У И)
- Сколько звуков.
- Назовите первый звук.
- Назовите второй звук.
- Назовите третий звук.
- Как скажем вместе.
Дети выкладывают три квадрата, под ними буквы
4. Физкультминутка.
Игра с мячом "Назови первый звук в слове"
Логопед произносит слово и бросает мяч ребенку, он выделяет первый звук в слове, называет его и возвращает мяч (уши, Алик, улей, иней, аист, иволга).
5. Выделение первого гласного в слове.
Игра с картинками "Выполни верно"
На доске выставлены картинки - символы (Аня, пони Иля, дудочка). У каждого ребенка картинка. Он четко называет изображенный на ней предмет, затем первый звук в слове.
После этого ставит свою картинку под картинку - символ.
6. Развитие фонематического слуха.
Игра "Придумай слово".
Логопед просит детей назвать слова на звук: А, У, И.
7. Формирование зрительно - пространственных функций.
Игра - Задание:
8. Итог.
Дети отвечают на вопрос: "Какие звуки и буквы повторяли. "
Логопед дает оценку деятельности детей.
Список используемой литературы:
- Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. Книга для дефектолога. СПб: Питер Пресс, 1998. - 224с.