Познавательная игра по теме "Десять открытий 2010 г." (интегрированное внеклассное мероприятие)

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия:

  • Оживить интерес учащихся к предметам естественного цикла.
  • Актуализировать знания учащихся по различным разделам курса физики, биологии, химии, географии, истории.
  • Обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями.
  • Способствовать развитию у учащихся сообразительности, скорости мышления, речи, коллективного принятия решений, познавательного интереса и творческих способностей.

Оборудование: Доска с маркерами, проектор, презентация участников игры, призы победителям и утешительные призы проигравшим.

Ход игры

В зале команды формируются ведущим, по 10 человек в каждой команде. Это делает игру интереснее и команды получаются более менее равными по возможностям. Ведущий оглашает командам и болельщикам правила игры: Игра состоит из 2-х чередующихся частей: викторины и познавательной части - доклады учащихся с использованием презентации "Десять открытий 2010 года". Каждой команде задаются по 10 вопросов из каждого предмета естественного цикла. За каждый правильный ответ команде дается 1 балл. Если ответ команда даёт неправильно, то другая команда может заработать дополнительные баллы. Ну, а если ни одна из команд не знает ответ на какой-нибудь вопрос, то помогают болельщики и свой ответ передают одной из команд. Выигрывает та команда, которая набирает больше всех баллов.

Вопросы к викторине по физике для первой команды:

  1. Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр)
  2. Длина траектории тела. (Путь)
  3. Энергия (общая мера движения), которую тело получает или отдаёт при теплопередаче. (Количество теплоты)
  4. Единица измерения давления. (Паскаль)
  5. Слово, которое воскликнул Архимед, когда сделал важное открытие. (Эврика)
  6. Явление сохранения скорости при отсутствии действия на тело других тел. (Инерция)
  7. На каких явлениях основано действие медицинского шприца? (На существовании атмосферного давления и давления)
  8. Общее название малых планет солнечной системы. (Астероиды)
  9. Как включают в цепь прибор для измерения силы тока? (Последовательное)
  10. Название видимого электромагнитного излучения Солнца. (Свет)

Доклад учащихся первой команды. Графен (Презентация. Слайд 2-4 )

Минувший год стал годом официального признания графена - углеродного наноматериала, состоящего из единичного слоя атомов углерода, соединенных между собой структурой химических связей из правильных шестиугольников, которые по своей геометрии напоминают структуру пчелиных сот. Именно за открытие графена А.Гейму и К.Новоселову была присуждена Нобелевская премия 2010 года по физике. Уже в этом году этот экспериментальный материал, обладающий рядом уникальных свойств, нашел свое применение в промышленном производстве. К примеру, американская компания Vorbeck Materials придумала специальный тонер на графеновой основе для особого принтера, предназначенного для печати микросхем. Напечатанные на этом принтере печатные платы будут использоваться при изготовлении мобильных телефонов и меток безопасности для магазинов. На очереди - производство из графена микропроцессоров, сенсорных экранов, фотоэлементов для солнечных батарей и гибких электронных приборов.

Вопросы к викторине по физике для второй команды:

  1. Природа молнии. (Электрическая)
  2. Физическое понятие, характеризующее экономичность устройств и двигателей. (КПД)
  3. Значение скорости тела. (300000 км/с)
  4. Явление резкого возрастания силы тока при внезапном "падении" сопротивления. (Короткое замыкание)
  5. Атом, потерявший электрон. (Положительный ион)
  6. Название сосудов, соединённых между собой. (Сообщающие)
  7. Единица измерения мощности. (Ватт)
  8. Объём воды, вытесняемой судном при погружении его в жидкость ватерлинии. (Водоизмещение)
  9. То, без чего не бывает измерительных приборов. (Шкала)
  10. Числовое значение второй космической скорости для Земли? (11,2 км/с)

Доклад от второй команды. Информативный лазер. (Презентация. Слайд 5-7)

Специалисты Института автоматики и электрометрии совместно с британскими коллегами из Университета Астона создали лазер, позволяющий передавать неограниченные объемы информации на сколь угодно большие расстояния. Как известно, главный недостаток существующих сейчас методов передачи сигналов по оптоволокну - потери сигнала, составляющие до 99 процентов на 100 километров пути. Из-за этого на протяжении кабеля приходится устанавливать усилители, что, в свою очередь, приводит к снижению качества сигнала. Новая разработка ученых ИАиЭ СО РАН позволяет решить эту проблему, используя принцип "рэлеевского рассеяния" - явления, при котором изменяются свойства света, проходящего через материал. Благодаря этому ученым удалось добиться однородного распределения светового сигнала, не требующего усиления, по всей длине оптоволоконного кабеля. "Наш лазер позволит передавать неограниченные объемы информации на огромные расстояния, - говорит автор изобретения Сергей Бабин, руководитель лаборатории волоконной оптики ИАиЭ.- Сегодня испытания этого лазера активно ведутся в нескольких европейских странах в рамках единого европейского проекта, и на внедрение этой системы понадобится не менее пяти лет". Тем не менее российский лазер уже возглавил список главных изобретений года по версии научного журнала Optics & Photonics News.

Доклад от первой команды. Аппарат для зрения (Презентация. Слайд 8-9)

Одним из основных приложений современных инноваций является возможность улучшать качество жизни людей, в том числе и людей с ограниченными возможностями. Именно этой цели и служит прибор Eyewriter, который позволяет полностью слепым людям эффективно ориентироваться в окружающем мире. Этот прибор был разработан инженерами компании Graffitti Research Lab. для больных пигментным ретинитом - это заболевание вызывает дегенерацию фоточувствительных клеток сетчатки и прогрессирующую потерю зрения. Ученые решили направить электрические импульсы от миниатюрной видеокамеры прямо на сетчатку, стимулируя ее к построению модели изображения. И вот, в 2010 году в медицинском центре Университета округа Колумбия прошли клинические испытания прибора: полностью ослепшая Барбара Кемпбелл стала первой пациенткой в мире, которой были имплантированы видеокамеры.

Вопросы к викторине по биологии для первой команды:

  1. Дайте название нервной клетки. (Нейрон)
  2. Как называется заболевание, связанное с воспалением отростка на одном из отделов кишечника? (Аппендицит)
  3. Как называются плоды растений семейства крестоцветные? (Стручок)
  4. У каких растений отсутствуют корни? (У низших)
  5. Процесс образования на свету органических веществ из неорганических? (Фотосинтез)
  6. Лист какого растения изображён на канадском флаге? (Клена)
  7. В старину считали, что это растение защитит от вампира. (Осина)
  8. В XIX веке Луи Пастер предложил метод борьбы с бактериями. На чём основан этот метод? (Пастеризация)
  9. Вид кровотечения наиболее опасный для жизни человека? (Артериальное)
  10. Из каких организмов впервые получил антибиотики? (Грибы)

Доклад от первой команды. Искусственный геном (Презентация. Слайд 10-12)

Крейг Вентер и его сотрудники впервые в истории воссоздали "в пробирке" полный геном бактерии Mycoplasma mycoides и внедрили его в оболочку другой бактерии Mycoplasma capricolum, получив при этом первую в мире искусственную форму жизни. Проект, над которым работали 15 лет, стоил огромных усилий и обошелся в 40 млн долларов. Вентер 10 лет назад был одним из авторов расшифровки генома человека. "Это первая в истории синтетическая клетка, и синтетической мы ее называем потому, что она содержит полностью искусственную хромосому, синтезированную из химических компонентов в специальном устройстве по компьютерной программе",- сообщил Вентер журналистам. Значение этого эксперимента трудно переоценить: теперь у ученых появилась возможность создавать "синтетические" бактерии с геномом, сконструированным специально для решения конкретных задач в области энергетики, экологии, медицины - производства новых видов топлива, вакцин, белковых препаратов, переработки отходов. Например, исследователи собираются создать водоросли, способные улавливать углекислый газ и вырабатывать углеводороды.

Вопросы к викторине по биологии для второй команды:

  1. Как называется подвижное соединение двух костей? (Сустав)
  2. Какая реакция среды в ротовой полости? (Щелочная)
  3. Какое растение является символом навязчивости? (Репейник)
  4. Какая кислота вырабатывается в желудке? (Соляная)
  5. Назовите витамин, вырабатывающийся под действием ультрафиолетовых лучей. (Витамин D)
  6. Как называется скелет головы? (Череп)
  7. Ответная реакция организма на раздражение? (Рефлекс)
  8. Клетки крови, переносящие кислород? (Эритроциты)
  9. Сколько конечностей у человека? (Четыре)
  10. Назовите самое тяжёлое животное на Земле.(Слон 12-14 тонн)

Доклад второй команды. Протеобактерии GFAJ-1 (Презентация. Слайд 13-15)

Сообщение об открытии гамма-протеобактерий GFAJ-1 семейства Halomonadaceae стало настоящей сенсацией не только в научной среде, но и дало пищу для размышлений самым разным людям. Все дело в том, что эти бактерии, открытые в озере Моно в Калифорнии, опровергли основной постулат микробиологии, согласно которому все биомолекулы земных организмов могут состоять только из шести основных элементов - водорода, углерода, кислорода, азота, фосфора и серы. ДНК состоит из пяти химических элементов - углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора - было известно еще с 20-х годов прошлого века. Тем неожиданнее была находка астробиологов НАСА под руководством Фелисы Вольф-Саймон. Они впервые показали, что один из "кирпичиков" ДНК - фосфор - может заменяться мышьяком по крайней мере у одного вида бактерий, обнаруженных ими в соленом озере на востоке Калифорнии. Мышьяк - элемент, прежде считавшийся смертельным ядом для всего живого. Известная нам до сих пор жизнь требовала присутствия в организме определенного набора химических соединений. Однако теперь мы убедились, что для возникновения жизни могут быть использованы и другие комбинации, что должно привести к пересмотру самого понятия "жизнь" и принципиально изменить наши взгляды на стратегию поиска внеземной жизни на планетах Солнечной системы".

Вопросы к викторине по географии для первой команды:

  1. Можно ли увидеть с вершины Эльбруса Чёрное море и Каспийское море? (Можно)
  2. Почему зимой холодно, а летом жарко?
  3. Где в ясную летнюю погоду теплее - в лесу или поле? (В поле)
  4. Куда девается снег, выпадающий на горах, выше снеговой линии? (В ледник)
  5. Какой континент пересекает все меридианы? (Антарктида)
  6. Распространение, какого вида транспорта привело к введению поясного времени? (Морского)
  7. Где всегда дуют только южные ветры? (На южном полюсе)
  8. Можно ли вернуться во вчерашний день? (Да)
  9. За сколько дней Филеас Фог в романе Жюля Верна проделал путешествие вокруг света - 80 или 79? (79)
  10. Где новый год наступает раньше: на восточном или западном берегу Берингова пролива? (Западном

Доклад от первой команды. Границы Вселенной. (Презентация. Слайд 16-18)

Также 2010 год войдет в историю науки как год, когда астрономы обнаружили границы Вселенной, поставив таким образом под сомнение как общепринятую модель бесконечной Вселенной, так и теорию Эйнштейна. Ученые из Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили с помощью телескопа VLT обнаружили самый удаленный объект в космосе - галактику UDFy-38135539, расположенную более чем в 13 млрд световых лет от Земли. Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO) измерили расстояние до самой далекой галактики и самого удаленного известного человеку объекта, который мы видим таким, каким он был спустя всего 600 миллионов лет после Большого взрыва. "Впервые удалось увидеть столь далекий - в пространстве и во времени - объект, свет от которого смог пробиться к нам сквозь довольно плотный водородный "туман", заполнявший всю Вселенную в эпоху ее молодости. А пока свет шел к нам, галактика продолжала удаляться; сегодня ее отделяют от нас 30 миллиардов световых лет", - сказал старший научный сотрудник Астрономического института МГУ имени Штернберга Владимир Сурдин.

Вопросы к викторине по географии для второй команды:

  1. Можно ли просверлить Землю насквозь? (Нет)
  2. Где холоднее - на Южном или на Северном полюсе? (Южном)
  3. Какое море не имеет берегов? (Саргассово)
  4. Назовите самую большую реку, не имеющую стока в океане. (Волга)
  5. Какой значительный полуостров заявляет о себе, что он невелик? (Ямал)
  6. Какой материк Земли можно назвать самым сухим? (Антарктида)
  7. Представители этого народа в последнее десятилетие составили одну из самых значительных групп эмигрантов из России: начиная с 50-х гг., более полумиллиона человек выехало из европейских стран? (Немцы)
  8. Правильно ли утверждение: Западная Сибирь - главный район выращивания подсолнечника в России (Северный Кавказ).
  9. Правильно ли утверждение: кукуруза - важнейшая зерновая культура России. (Нет)
  10. Правильно ли утверждение: ведущим видом транспорта в России по объёмам грузовых перевозок является железнодорожным. (Да)

Доклад от второй команды. 1000-я грамота (Презентация. Слайд 19-21)

Главной исторической сенсацией года все российские археологи единодушно признали находку сразу 42 новых берестяных грамот в Великом Новгороде. Причем у этого открытия есть четкая дата - 21 июля 2010 года. Именно в этот день на Троицком раскопе были найдены две берестяные грамоты XII века, получившие номера 1000 и 1001. Всего с начала полевого сезона 2010 года в Новгороде найдено уже 28 берестяных грамот. При этом за 2009 год археологи не нашли ни одной (единственная береста была обнаружена в Старой Руссе). Берестяные грамоты являются ценным письменным источником, позволяющим восстановить повседневный быт Древней Руси и заполнить исторические лакуны, оставленные в официальных летописях. Они сохранились до наших дней благодаря уникальному стечению обстоятельств, главным из которых является особенная почва Новгорода, в которой органический материал -   березовая кора, не сгнивает.

Доклад от первой команды. Вода на Луне (Презентация.Слайд 22-24)

Еще недавно считалось, что Луна - одно из самых сухих мест во всей Солнечной системе. Но весной этого года при помощи радара Mini-SAR, расположенного на индийском зонде "Чандраян-1", ученые обнаружили более 40 кратеров вблизи Лунного северного полюса, в каждом из которых на дне находится слой водяного льда толщиной минимум 2 метра. По мнению ученых, это вещество попало на Луну вместе с падающими на нее в течение миллиардов лет кометами, метеоритами и астероидами. Солнце испаряло летучие компоненты, которые затем разносились по всей Луне, но только в вечном холоде всегда затененных кратеров они оставались навсегда.
По самым скромным оценкам, на нашем естественном спутнике есть не менее 600 млн тонн воды.

Вопросы к викторине по химии для первой команды:

  1. Какой газ находится в кислородных подушках? (Кислород)
  2. Вещества, которые получают при горении разных веществ в кислороде? (Оксид)
  3. Как называется реакция, при которой выделяется тепло? (Экзотермическая)
  4. Как называются соли угольной кислоты? (Карбонаты)
  5. Как называется кислота, по уровню производства которой можно судить о мощности химической промышленности страны? (Серная)
  6. Назовите вещество, которое образуется при горении кислорода и водорода. (Вода)
  7. Вещество, дезинфицирующее воду, и не оставляющее привкуса? (Озон)
  8. Метод очистки воды? (Фильтрование)
  9. Назовите металл, плотность которого меньше плотности воды. (Натрий)
  10. Как называется процесс, сопровождающийся отдачей электронов. (Окисление)

Доклад учащихся первой команды. 117-й элемент(Презентация. Слайд 25-27)

В апреле 2010 года российские физики из Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н. Флерова Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне доложили о триумфальном завершении эксперимента, длившегося почти год: на циклотроне У-400 был наконец-то синтезирован 117-й элемент таблицы Менделеева. Как сообщил руководитель эксперимента академик Юрий Оганесян, для получения нового элемента ученые обстреливали мишень из берклия-249 ионами кальция-48, и в общей сложности было зафиксировано шесть событий рождения ядер 117-го элемента, который пока назван "Унунсептий" (т.е. стосемнадцатый).

Cотрудники Лаборатории ядерных реакций имени Флерова с 1960-х годов успешно синтезируют новые элементы. Во времена СССР здесь были получены 104, 105, 106, 107, 108 элементы. Здесь же были синтезированы впервые сверхтяжелые элементы с атомными номерами со 112 по 116 и самый тяжелый на сегодня 118-й элемент. Теперь ученым удалось заполнить "пропуск" и синтезировать 117-й элемент.

Вопросы к викторине по химии для второй команды:

  1. Какой тип кристаллической решётки в алмазе? (Атомная)
  2. Как называется химическая связь между ионами? (Ионная)
  3. Атомы, отличающиеся по атомной массе, но имеющие одинаковый заряд ядра?(Изотопы)
  4. Назовите металл, который входит в состав поваренной соли? (Натрий)
  5. Назовите химическую формулу мела, мрамора, известняка. (СаСО3)
  6. Назовите учёного химика, который не различал некоторые цвета. (Дальтон)
  7. Как называются растворимые в воде основания? (Щелочи)
  8. Элементарные частицы, движение которых обуславливает многие физические свойства металлов? (Электроны)
  9. Назовите химический элемент, который входит в состав отбеливателей. (Хлор)
  10. Назовите нерастворимую в воде кислоту. (Кремниевая)

Доклад от второй команды.Экологически чистый пластик (Презентация. Слайд 28-29)

Еще в позапрошлом году такое выражение могло восприниматься только как шутка. Но в 2010 году инженеры из американской компании Novomer разработали новый пластик NB-180, состоящий на 80 процентов из "парникового газа" - двуокиси углерода. Причем, как отмечают специалисты, перед обычными полимерами NB-180 обладает двумя преимуществами: во-первых, при его производстве экономятся невозобновляемые нефтепродукты, во-вторых, он быстро разлагается в естественной среде. Кроме того, получение новой пластмассы в два раза менее энергоемко и она не содержит фенола, который является сильным канцерогеном. Методика изготовления NB-180 пока держится в секрете.