Формирование эстетической культуры у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода

Разделы: Работа с дошкольниками


Произведение подлинного искусства - всегда чудо. Даже когда всё в нём кажется простым и ясным. Чудо потому, что и самое простое, и самое сложное в искусстве всегда поражает: как, по каким неведомым нам законам могли родиться в уме и сердце мастера, а затем воплотились в звуках или красках эти чудесные образы?

Чудо потому, что встреча с произведением большого искусства рождает переживания, мысли, чувства, природу которых очень трудно объяснить. Чудо потому, что мы берем от искусства часто несравненно больше того, что дает мастер:

В центре внимания ученых, исследователей, педагогов-практиков находятся поиски путей организации жизни детей таким образом, чтобы сформировать у каждого ребенка основы эстетической культуры, духовности, способствовать развитию художественного творчества.

В научных трудах по философии, педагогике, психологии существует большое количество определений культуры и эстетической культуры. Мы придерживаемся понятия культуры, предложенного Д.Б. Кабалевским: "Культура - это процесс, под влиянием которого изменяется человеческий мир и сам человек", "эстетическая культура человека - это единство чувств, вкусов и идеалов, которые материализуются в процессе преобразования мира по законам красоты".

Проведенный анализ литературы показал, что эстетическая культура ребенка дошкольного возраста не может быть определена однозначно, поскольку это не сумма каких-либо качеств и признаков, а динамическое, процессуальное образование, представляющее собой постоянно изменяющуюся и обогащающуюся совокупность эстетических знаний, умений и навыков, объединенных с эстетической деятельностью, присвоенных ребенком на основе его собственного конкретного жизненного опыта и опыта детского коллектива в целом. Процесс формирования эстетической культуры дошкольника - это целенаправленный педагогический процесс эстетического воздействия на ребенка, включения его в эстетическую деятельность, организуемый педагогом и осуществляемый им совместно с детьми.

По утверждению ученых А.И. Бурова, Л.П. Печко, Ю.Н. Петрова эстетическая культура человека есть единство трех составных частей:

  1. Эстетических чувств и эмоций, как исходных компонентов и основы эстетического сознания; эстетических оценок, вкусов, идеалов как высших компонентов эстетического сознания.
  2. Знаний, являющихся фундаментом эстетических взглядов и убеждений, мировоззрения человека.
  3. Умений, способностей, потребностей, творческих навыков, необходимых для проявления, развертывания эстетических аспектов во всех видах и формах деятельности.

Задача формирования эстетической культуры старшего дошкольника не может быть решена без внимательного отношения к особенностям формирования основных психических процессов и функций в старшем дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребенка. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития черт поведения детей, деятельности, связанной с интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферой.

Характерная черта старшего дошкольника - устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности - игре, общении, рисовании, танцах, пении, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание следующих условий:

  • обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
  • организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту - музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;
  • предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
  • поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

Развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (знакомство с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развития художественного вкуса.

Положительная роль воздействия различных видов искусства и художественной деятельности на детей дошкольного возраста подтверждена фундаментальными исследованиями сотрудников лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания в 60-е годы ХХ в.: Т.С. Комаровой, В.С. Косминской, И.А. Курочкиной, И.П. Сакулиной, Е.А. Флериной. Это позволило начать разработку системы комплексных и интегрированных занятий в детском саду (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.Н. Доронова). С 70-х годов вопросы комплексного взаимодействия искусств получили систематическую научную проработку и вошли в практику многих педагогов.

Проблема воспитания детей дошкольного возраста средствами взаимодействия искусств получила также свое отражение в современных исследованиях И.В. Штанько, Д.И. Воробьевой, Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой, О.А. Куревиной, Б.П. Юсова и др. В них отмечается, что использование полихудожественного подхода в воспитательно-образовательном процессе ДОУ способствует проявлению активности, самостоятельности и инициативы в применении основных приемов работы к новому содержанию, нахождению новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами, а также при помощи различных изобразительных средств.

Термин "полихудожественный подход" появился в 1987 году в разработках Лаборатории комплексного взаимодействия искусств Исследовательского Центра эстетического воспитания Российской академии образования и принадлежит доктору педагогических наук, профессору Б.П. Юсову. По мнению автора, ребенок с самых первых лет рождения по своей природе предрасположен в равной степени к разным видам искусства, то есть он полихудожественен.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства, способен действовать и творить в любом виде искусства. Педагогический смысл этого в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств.

В своей работе мы опираемся на полихудожественный подход к формированию основ эстетической культуры у детей дошкольного возраста. Он заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности используемых в воспитательно-образовательном процессе ДОУ различных видов искусства и музыкально-художественной деятельности с целью нравственного, художественного, эстетического развития ребенка. Эффективность интегрированных занятий в воспитании ребенка дошкольника состоит в том, что в них могут объединяться знания из различных областей: музыка, художественная литература, произведения изобразительного искусства и др. Интегрированные занятия объединяют и разнообразные виды деятельности дошкольников: музыкально-художественную, игровую, коммуникативную, продуктивную и др. Главная цель таких занятий - дать детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

На основе проведенного теоретического анализа и начальной диагностики, нами разработана экспериментальная программа по формированию эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе полихудожественного подхода, которая включала в себя следующие направления:

  1. Работа детьми.
  2. Работа с педагогическим коллективом.
  3. Взаимодействие с родителями и социальными институтами города.
  4. Обогащение предметно - пространственной развивающей среды ДОУ.

Первое направление включало в себя блоки интегрированных занятий. Нами были выделены 3 блока:

  • блок 1. "Я для песни задушевной взял лесов прекрасных шепот";
  • блок 2. "Настроения и чувства в искусстве";
  • блок 3. "Консерватория для дошкольников" (Приложение 1).

На данных занятиях помимо традиционных методов применяли методы, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение и творчество.

  • метод одномоментности. Этот метод основан на одновременном восприятии произведений различных видов искусств и способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности. Использование данного метода обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности художественных образов в рисунке, пластике движений, мимике, жесте.
  • метод контрастности. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, обостряет остроту ощущений ребенка при восприятии музыкального, зрительного, поэтического ряда.
  • метод "подмастерья". Позволяет рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества, сотворчества.

При использовании перечисленных методов, осуществляется органическое слияние и одномоментное воздействие на слуховые, зрительные, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир звука, цвета, слова и осознания им мира культуры.

При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующие моменты:

Организационный. Преследует цель создания условий, обеспечивающих эмоциональный настрой ребенка на содержание занятия. Удивление в процессе общения педагога с детьми может стать фактором, организующим и стимулирующим детское внимание и деятельность. Появление педагога в необычном костюме, головном уборе или гриме, со странным на вид предметом в руке или куклой обеспечит заинтересованность детей проблемой занятия.

К каждому занятию педагог готовит соответствующий его целям сценарий, продумывает ход, подбирает такой зрительный и музыкальный ряд, оборудование, которые бы способствовали формированию в детях установки на заинтересованное отношение к окружающему их миру. При этом формы и методы работы с дошкольниками определяются, с одной стороны, особенностями восприятия ребенка мира, с другой - задачами программного характера. Но тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагают активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно-творческую деятельность.

Взрослым следует помнить, что иногда фантазия детей, художественные образы, неожиданно предложенные ими, могут увести педагога от заранее запланированного хода их проведения. Умение действовать "по ситуации" - одно из важнейших требований к качественным характеристикам профессионализма педагога, работающего в "режиме интеграции". Кроме этого, независимо от тематики занятия, его организация, наряду с прослушиванием музыкальных произведений, творческой изобразительной деятельностью включает в себя упражнения из психогимнастики, пальчиковой, речевой или речедвигательной разминки.

Информационно-чувственный. Основан на актуализации процессов восприятия, оптимизирует условия получения детьми необходимой информации о художественных образах на чувственном уровне. Прохождение информации через сенсорные каналы восприятия и ощущений делает возможным взаимодействие между отдельными модальностями восприятия (визуальной, слуховой, кинестетической), которые и лежат в основе создания художественного образа посредством творческой, преобразующей деятельности. В основе этого явления лежит синестезия - чувственное отражение окружающей действительности, именно оно "работает" в различных видах искусства.

Проблемно-мотивационный. Призван стимулировать активность ребенка за счет органичного включения проблемной ситуации в ход занятия, причем профессионализм педагога проявляется в умении заострить ситуацию так, чтобы ребенок ее воспринял как личную проблему. В результате она оказывается особым педагогическим механизмом, который ставит ребенка в новые для него условия, требует от него максимальной мобилизации знаний, умений, волевых усилий, направленных на решение проблемной задачи. В итоге происходит накопление личного опыта ребенка.

Деятелъностный. Основа занятия во многом обеспечивает его развивающий эффект, создает условия для анализа художественных образов, их воссоздания в других видах деятельности: в словесном творчестве, пантомиме, музыкально-ритмических движениях и пр. При этом "акт творчества" отличается от других форм обучения тем, что в это время ребенок не накапливает знания, а отдает их, обретая уникальный опыт творческой самореализации. Традиционные занятия ребенка рисованием, музыкой, развитием речи, ознакомлением с художественной действительностью создают своеобразную базу для постижения им как средств выразительности в искусстве, так и собственных возможностей в деятельности. Впоследствии, на интегрированных занятиях, открывается широкое поле для творческого преломления полученных детьми знаний.

Прикладное значение продуктов детской творческой деятельности. Особенно значимо в связи со становлением их социального статуса. Во-первых, это явное проявление уважения к ребенку со стороны взрослых и сверстников, во-вторых, продукт его творческого воображения, материализованный в рисунке, поделке, стихотворении, танце, мелодии, приобретает черты особой значимости: это часть его символического "Я". Эти предметы, находя свое место в интерьере детского сада, в коллективных играх, способствуют осуществлению грандиозной работы осмысливания окружающего мира и самого себя.

Учитывая тяготение детей к игровой деятельности, нами была подобрана и объедена в блоки серия игр: это дидактические и сюжетные игры по ознакомлению с музыкой, народным творчеством, разными жанрами живописи. А так же мы использовали:

  • чтение художественной литературы;
  • театрализованную деятельность;
  • организацию праздников и развлечений.

В преддверии праздников были оформлены выставки детско-родительского творчества, такие как: "Осенние фантазии", "Я и моя семья", "Наши мамы - рукодельницы", "Зимние забавы", "Наши сильные мужчины".

Работа с педагогическим коллективом включала в себя:

  • проведение Педагогического совета "Взаимосвязь искусств и художественной деятельности в формировании основ эстетической культуры у детей дошкольного возраста";
  • педагогического часа "Организация предметно - развивающей среды, как одно из
  • условий формирования эстетической культуры у детей дошкольного возраста";
  • семинара "Влияние искусства на развитие личности дошкольника",
  • деловой игры "Моделирование интегрированных занятий";
  • консультаций "Новые краски музыки", "Музыкальные моменты на "немузыкальных" занятиях";
  • организацию смотров-конкурсов.

При взаимодействии с родителями и социальными институтами города использовались следующие формы:

  • групповые и индивидуальные консультации по вопросам эстетического воспитания дошкольников в семье;
  • собрания в нетрадиционной форме (собрания - студии, КВН и др.);
  • привлечение родителей к участию в праздниках и развлечениях;
  • совместное с детьми посещение театров, выставок, концертов.

Следующим направлением в работе явилось обогащение предметно - пространственной развивающей среды ДОУ.

Оно включало не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства (коридоры и лестничные марши, где были оформлены картинная мини-галерея с репродукциями знаменитых художников, фотовыставка "Наш Белгород", также детские вернисажи и выставки творческих работ).

Сопоставление данных стартовой и итоговой диагностик показало положительную динамику в формировании основ эстетической культуры у старших дошкольников. Полученные данные подтверждаются наблюдениями педагогов и родителей: отмечается повышение интереса детей к искусству. Это стало выражаться в большом количестве вопросов познавательного характера, в содержании самостоятельной игровой деятельности, детских рисунках и поделках.

Анализируя работу по данному направлению, мы пришли к следующим выводам: наиболее эффективным средством формирования эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста является искусство. Использование искусства в формировании эстетической культуры у старших дошкольников обусловлено его полифункциональностью, широким спектром воздействия на развивающуюся личность, огромным педагогическим потенциалом в развитии социально важных качеств и способностей, а также возрастными особенностями старших дошкольников, их восприимчивостью к искусству и склонностью к различным видам художественно-творческой деятельности.