Одной из важнейших задач изучения литературы в школе является эстетическое развитие учащихся.
Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным фактором. Эстетическое воспитание развивает человека в основном не для искусства, а для его активной жизнедеятельности. Своей основной целью эстетическое воспитание ставит выработку у людей привычек и норм поведения в соответствии с постигаемыми ими и утверждаемыми в практике законами красоты. Этому умению необходимо учить и подростка, и юношу, и молодого человека. Часто учащиеся вечерней школы именно здесь в первый раз за многие годы открывают книгу, узнают много нового и интересного, меняют свои жизненные приоритеты. А положительное воздействие лирики как рода литературы общеизвестно. Поэтому создание системы внеклассных мероприятий по лирике в условиях вечерней школы является актуальной проблемой в связи с особенностями контингента учащихся.
Контингент учащихся вечерней школы является весьма пестрым по возрастному и социальному составу. Относительно общими и устойчивыми его характеристиками являются выпадение из нормального возрастного образовательного потока и принадлежность к группам повышенного риска (маргиналы, беженцы, неблагополучные семьи, низкокультурные слои, группы с асоциальными ценностями и т.п.). При этом типичным следствием отставания в учебе является дидактическая запущенность, сопровождаемая падением мотивации к учебной деятельности и девиантным поведением.
Так внеклассная работа по литературе очень важна для реализации главной цели: формирование всесторонне гармонически развитой личности.
Изучение лирики в школе играет большую роль в воспитательном и учебном процессе. Лирика - тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Но знакомство учеников со стихотворениями конкретно на уроке не всегда удовлетворяет эстетической необходимости, учитывая особенности детей подросткового возраста и части молодых людей, имеющих большой перерыв в учении, поэтому актуальность системы воспитательной работы очевидна.
Поэзия трудна и притягательна для читателя. Здесь совершается победа души над реальными жизненными обстоятельствами, чувство как бы освобождается от тирании событий и становится самоценным. Это вознесение над реальностью манит читателя, как полет, но для полёта нужно вырастить крылья.
Известно, что поэзия обладает возможностью воздействовать на эмоциональный мир ребёнка, помогая ему увидеть и понять чувства, мысли, переживания другого и одновременно "присвоить" их себе. Чем раньше хотя бы самые элементарные частицы высоких человеческих чувств, выраженных поэтами, дойдут до сознания, сердца и памяти подростков, тем больше надежда вырастить их эмоционально-грамотными, душевно-чуткими и общественно-активными людьми. "Формулы", выведенные поэтами, учат любить родину, ненавидеть подлость, уважать человеческое достоинство. Настоящий поэт всегда открывает мир чувств и мыслей, способных обогатить человека. Поэзия - это открытие. Поэт заставляет читателя-подростка, даже если у него есть уже сложившееся отношение к описываемому явлению, заново увидеть, пережить, оценить. Радость этих открытий обогащает человека, делает зорче, мудрее, глубже. Внушить подростку уважение к этой способности поэзии - значит, в какой-то мере научить видеть прекрасное вокруг себя, в обыденной жизни. Поэзия открывает красоту мира и дарит её читателю, останавливает текущее мгновение и возвращает его людям, заставляет радоваться, грустить не только о своём, а о чём-то большем. То есть поэзия объединяет людей в общем переживании - открытии. Когда учащийся анализирует стихи, общие идеи, заложенные в них авторами, становятся личными убеждениями учащихся. Смягчающая и облагораживающая сила поэзии особо важна для эмоционального воспитания подростка, когда тот, сталкиваясь с непониманием, несправедливостью или кажущейся враждебностью окружающих, нередко озлобляется, замыкается в себе.
С одной стороны, всё просто, но с другой - наличие серьёзной проблемы очевидно. В настоящее время существует множество разработок по внеклассной работе, интересных, развивающих духовный мир юного человека. Вопрос в том, что системы, объединяющей их в один цикл, отвечающей основным принципам, нет. А её необходимость очевидна. Поэтому мы, ставя во главу угла предложенные принципы, создали систему воспитательной работы для учащихся вечерней школы, основной упор которой делается на мероприятия с использованием лирических текстов. Новизна нашего исследования в том, что мы попытались, с одной стороны, обобщить опыт дневной школы, с другой, применить его на школу взрослых.
Соответственно, внеклассная работа по литературе тесно связана с внеклассной работой по другим предметам - это всегда работа по эстетическому воспитанию в целом. При этом решается несколько задач. Во-первых, реализация межпредметных связей при изучении лирических произведений (отсутствие уроков музыки, рисования в программе вечерней школы) на уроках русского языка (12 класс зачётная тема "Художественный стиль" завершается творческим заданием по созданию собственного лирического произведения) и курса истории ("Итоги 19-го столетия"); во-вторых, углубление знаний о лирике происходит на внеклассных мероприятиях; в-третьих, при участии в проектах (школьная газета "Свет в окне", школьный сайт, издание сборников).
Таким образом, в вечерней школе необходима продуманная система (индивидуальных, групповых и коллективных усилий) взаимодействия всех работников и на уроках, и после них. Особенно важно непосредственное общение учителя с обучающимися, для которых это роскошь, ибо в предыдущих учебных заведениях они были аутсайдерами.
Нами предложена система внеклассных мероприятий, цель которой эстетическое и нравственное развитие учащихся разновозрастных групп вечерней школы. Главную роль в ней играют мероприятия, формирующие вкус к лирическим произведениям.
Система внеклассных мероприятий по лирике есть неразрывная часть внеклассной работы как учителя русского языка и литературы, классного руководителя, редактора школьной независимой газеты "Свет в окне" и школьного сайта.
В связи с этим каждый год нами проводятся:
1. Неделя русского языка и литературы, которая завершается общешкольным мероприятием ("Игры Доброй воли", "Весеннее пробуждение" и др.). Эта форма внеклассной работы по предмету в условиях недостатка времени у обучающихся вечерней школы оказалась наиболее эффективной, т.к. позволяет одновременно выполнить ряд задач (образовательных, воспитательных, развивающих).
Мы активно занимаемся разработкой внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе, в том числе и по лирике. Большинство наших разработок имеют синкретичный характер.
2. Издание школьной газеты "Свет в окне" (1-2 номера в год), в состав редколлегии которой входят учащиеся в качестве авторов, корреспондентов и художников. На страницах газеты мы печатаем лирические, прозаические и публицистические произведения учащихся, что является одним из средств реадаптации учащихся вечерней школы, повышения их самооценки. Следует отметить, что 50% публикаций, авторами которых являются обучающиеся, составляют лирические произведения. Цель создания газеты - рассказать о самых заметных событиях школьной жизни, её героях и возможность высказать своё мнение. В издании отсутствует цензура в лице администрации школы. Газета бесплатно распространяется среди учащихся школы. Все выпущенные номера представлены на школьном сайте.
3. Издание сборников прозы и поэзии. Среди наших учащихся большое количество творческих личностей, поэтому нами были выпущены: сборник поэзии "Родники", "Как трудно обмануться в человеке:" Ю.Смирновой, альманах "Живые слова" и т.д. Безусловно, не все учащиеся становятся авторами данных сборников, поэтому работы учащихся проходят конкурсный отбор учителя литературы и поэта А.Будникова. Выпуск сборника с произведениями учащихся школы - это высшая оценка труда для этой категории обучающихся. Всем авторам школа дарит выпущенные брошюры. Учащиеся, не владеющие правилами орфографии и пунктуации, создают удивительные произведения, поэтому печатание сборников является эффективным средством повышения самооценки.
4. Презентация очередного школьного сборника проходит на Дне поэзии имени К.Васильева. Недостаточно издать сборник работ учащихся, не менее важно сделать из этого небольшого события большой праздник с гостями, в т.ч. компетентными: это поэты (А.Будников, Т.Троицкая), библиотекари. Такие мероприятия выполняют очень важную для вечерней школы задачу: сплачивают группы разновозрастных учащихся с разным уровнем обученности и воспитанности, жизненных установок в единый коллектив с определёнными традициями и убеждениями.
5. Участие учащихся вечерней школы в литературных и филологических конкурсах разного уровня. Уже само участие в конкурсах, а не только победа в них, повышает самооценку обучающихся, пробуждает в них заинтересованность в изучении русского языка, литературы, истории, приучает более ответственно относиться к своим обязанностям. Победы и участие наших учащихся всегда отмечается на общешкольных мероприятиях, и администрация школы дарит им небольшие памятные подарки, что, безусловно, с одной стороны, стимулирует этих учащихся на дальнейшее самосовершенствование, с другой, даёт отличный пример остальным. Главное здесь то, что обучающийся, который не станет поэтом или писателем, выйдет из стен школы человеком, уважающим и ценящим родителей, учителей, своих одноклассников. Не менее важную роль играет участие учеников в конкурсах по математике, биологии, причиной неуспеха этих предметов является отсутствие базовых знаний и умений, вследствие чего наши учащиеся не могут конкурировать с учащимися дневных школ. В литературных конкурсах нужен жизненный опыт, который есть в избытке у наших учеников, поэтому они всегда отзываются на предложение учителя поучаствовать в том или ином конкурсе или проекте. Облагораживающая сила литературы, в т.ч. поэзии, здесь выполняет сверхзадачу педагогического воздействия, каким является процесс воспитания.
Внеклассная работа учителя по лирике есть неразрывное звено учебно-воспитательного процесса в сменной школе, поэтому её эффективность не возможна без коллективных воспитательных усилий как со стороны педагогического коллектива, так и со стороны родителей и самих учащихся. Результат этой работы очень трудно отследить, так как он проявляется в течение всей жизни человека.