Цели:
- Расширять представления учащихся о Великой Отечественной войне.
- Развивать устную связную речь, мышление, обогащать словарный запас.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Оборудование: грамзаписи песен:
«Вставай, страна огромная!», голос Левитана,
«День Победы», «Минута молчания», фотографии и
книги о войне,
серия открыток семьи Степановых.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент
1. Сообщение темы
– Какие праздники люди нашей страны празднуют
в мае?
– А о каком празднике эти строки?
По всей стране, в кругу друзей
Гремит торжественная дата –
Великий, славный юбилей
Побед советского солдата.
2. Артикуляционная работа
– Прочитайте пословицу. Объясните значение.
«Дружно за мир стоять – войне не бывать».
II. Основная часть
1. Вступительная беседа
Страна цвела, но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час, стальною став стеною
Вся страна оружие взяла,
Чтоб защитить Отечество родное.
(Звучит запись голоса Левитана. Песня «Вставай, страна огромная!»)
– 22 июня 1941 года (дата записывается на доске) фашистская Германия напала на нашу Родину. Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов ценою собственной жизни старались сдержать натиск фашистов. По плану гитлеровских генералов война должна была продлиться несколько месяцев. Но на защиту Родины встал весь советский народ. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды.
2.Словарная работа
– Объясните значение слов: добровольцы, партизаны, фашисты.
- Добровольцы – тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу (добровольно вступивший в армию).
- Партизаны – вооружённые, самостоятельно действующие отряды в тылу врага.
- Фашисты – приверженцы Гитлера (вождь Германии в 1933 – 1945г.), направленные на уничтожение демократии, вероломно напавшие на Советский Союз.
– Четыре долгих года шла Великая Отечественная война.
1) Фронт ревел и кипел
Полыхающим огненным кругом,
И мечты, и надежды,
И волю, и кости дробя.
И последний кусок и глоток,
Как всегда был для друга,
И последний патрон, как всегда,
Про запас для себя.2) От Москвы, Сталинграда и Курска
Врага повернули.
И Победа у нас, и потери у нас велики.
Миллионы солдат домой не вернулись,
Боевые друзья, незабвенные фронтовики.
– Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов советских жизней.
3. Рассказ о семье Степановых.
(Серия открыток семьи Степановых).
– На Кубани, в станице Днепровской Тимашёвского района жила крестьянская семья, вырастившая девять сыновей. Работящая и неутомимая Епистиния Фёдоровна учила своих детей жить в труде, быть честными, добрыми людьми. Они были разными, её дети.
Александр – первый помощник в семье, выращивал
хлеб, косил сено, с винтовкой в руках охранял
колхозное добро.
Николай – сам овладел нотной грамотой и научился
играть на скрипке, организовал оркестр народных
инструментов.
Василий – был самым весёлым и находчивым,
прекрасно играл на скрипке и овладел техникой
дирижирования, часто организовывал субботники,
руки у него были «золотыми» – мог быть
парикмахером, сапожником, художником, сам
смастерил скрипку и балалайку.
Филипп – был талантливым земледельцем, вырастил
самый высокий урожай зерновых и сахарной свёклы
в Тимашёвском районе, стал участником Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки в Москве.
Фёдор – работал в колхозе конюхом, учётчиком,
счетоводом, помогал по дому больше других, мечтал
стать командиром Красной Армии.
Иван – писал стихи, любил читать военные романы,
в школе был пионервожатым, заведовал Домом
пионеров.
Илья – хорошо играл на гитаре и задушевно пел,
когда призвали на службу в армию, учился на
танкиста.
Павел – мечтал стать школьным учителем, был
хорошим гимнастом, писал стихи, пьесы для
драмкружка, с увлечением исполнял комические
роли, умел хорошо работать, знал цену хлебу,
который выращивал вместе с братьями.
Александр – работал в полеводческой бригаде,
мечтал окончить курсы трактористов.
Все они отдали свои жизни за свободу и счастье
Родины. Александр погиб ещё на заре Советской
власти, замученный белогвардейцами. Фёдор погиб
в бою с японскими захватчиками, выполняя свой
интернациональный долг. Остальные братья не
жалея жизни сражались с фашистами в период
Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
За героизм и мужество они были отмечены
наградами Родины, а младший Александр посмертно
был удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1975 году в Тимашевске был открыт музей семьи
Степановых.
4. Чтение стихотворений.
1) Настал великий час расплаты.
Пришёл рассветный час Земли,
Когда советские солдаты
Водрузили флаг Победы,
Флаг начала весны!2) Конец войне! Могучею лавиной
И опрокинут, и раздавлен враг,
Конец войне! Над городом Берлином,
Победно реет наш советский флаг!
(Звучит запись «День Победы»).
5. Чтение сочинения «Мой геройский дед»
– Многих семей коснулась война. Многие ваши дедушки и бабушки воевали на фронтах. Мою семью тоже опалило огнём войны. Не вернулся, погиб смертью храбрых, мой родной дядя. Мне о нём рассказала моя бабушка и мама, а я рассказала своим детям. Мой сын писал реферат по истории, где рассказал про деда, а дочь написала сочинение «Мой геройский дед». Его я предлагаю вашему вниманию.
(Минута молчания).
6. Чтение стихотворения «Хотят ли русские войны» (Е. Евтушенко)
Хотят ли русские войны,
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят те сыны,
Хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно видеть сны могли.
Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю грустную свою.
И вы тогда понять должны
Хотят ли русские войны.
III. Итог
– Хотят ли русские войны? Почему?
– Что вы узнали о войне?
– Кто из вашей семьи воевал в годы Великой
Отечественной войны?
– Какой праздник мы отмечаем 9 Мая?
IV. Задание на дом
– Расспросите своих родственников, которые воевали в годы Великой Отечественной войны, подготовьте рассказ.