"Сергий Радонежский. Подвижники земли русской". Литературное чтение в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Чтение – вот лучшее учение. (А. Пушкин)


Книга – окно в мир.

Цель урока: познакомить с жизнью великого подвижника земли русской, героя духа Сергия Радонежского.

Задачи урока:

  • Обогащение духовного мира детей через знакомство с жизнью Сергия Радонежского, формирование интереса к учению.
  • Эстетическое воспитание, формирование духовных и нравственных качеств ребёнка как основы для гармоничного развития личности, воспитание уважения к труду, любви к людям.
  • Развитие речи, мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы, развитие умения работать в коллективе, терпеливое, бережное отношение друг к другу.

Оборудование урока: проектор, интерактивная доска, компьютер, аудиоаппаратура, книга Л.А.Чарской «Один за всех», кроссворд, карточки с текстами и заданиями.

Основные этапы урока:

  • Организационный этап.
  • Знакомство с жизнью Сергия Радонежского.
  • Работа над восприятием художественного образа, пониманием сущности произведения.
  • Работа с текстом: чтение художественного текста и проверка знания его содержания, развитие умения пересказывать прочитанный текст, выборочное чтение, вопросы по содержанию, ответы на заданные вопросы.
  • Творческая работа. Рисование.
  • Домашнее задание: придумать письмо, подготовить пересказ.
  • Рефлексия. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы отправимся в путешествие. Давайте проверим, как мы с вами готовы к путешествию. Что сделали? Какую книгу прочитали? На какую экскурсию съездили? Готовы! Представьте, что Вас взяли в путешествие в прошлое и доверили сфотографировать самое интересное для обложки новой книги. Что бы Вы сфотографировали? Что Вас удивило больше всего? Что запомнилось? Помните, что у Вас остался только один кадр! Спешите увидеть главное в простом и обыденном!

II. Сообщение темы урока

– Тема нашего урока: «Один за всех». Сергий Радонежский – скромный подвижник, богатырь духа, его деятельность тесно связана с историей родины. Это пример кротости, веры, любви и трудолюбия для служения родной земле, своему народу. В путь!

III. Работа с текстом

Восстанови текст. Перескажи прочитанное.

1) Подчёркнутые слова пропущены. Подбери недостающие слова.

«В давние времена в России были огромные дремучие леса. Городов было мало, деревни и сёла находились далеко друг от друга. Люди жили в деревянных домах, пахали землю, охотились в лесах, ловили рыбу в реках и озёрах».

2) Прочитай цепочку слов и попробуй восстановить текст.

Кирилл – Мария – Стефан – Варфушка – Пётр

«Недалеко от города Ростова Великого жили хорошие добрые люди – Кирилл и Мария. Они были очень благочестивыми, любили Бога, старались всегда помогать бедным и ходили в церковь. Особенно они были ласковы к странникам, к бездомным. Они принимали таких нищих к себе, кормили, поили и оставляли у себя ночевать. У них было несколько детей – Стефан, Петр и Варфоломей».

IV. Выразительное чтение вслух. Задание по вариантам, по колонкам (3).

  1. «Мальчик Варфоломей смотрит на едва зримый танец былинок и пестрых цветов от ласки ветерка, от зыби. Мальчик он странный какой-то и совсем особенный. Лежит на земле, глаза широко раскрыты. Синие волны переливаются в этих глазах. Золотая небесная звезда загорается в них. Загорается и вдруг то меркнет, то снова сияет. Целый мир в этом взоре, мир недетский».

  2. «Стефан учился хорошо, а маленькому Варфоломею грамота плохо давалась. Он старался всеми силами, даже плакал потихоньку ночью, так ему было грустно, что не дается ему эта трудная азбука. В свободное время мальчики, хотя еще и небольшие, но уже помогали своим родителем, чем могли. У боярина Кирилла было несколько лошадей, которых мальчики отводили в поле. Они с удовольствием садились верхом и гнали их в поле и обратно».

  3. «И опять хохочут. Знает Варфоломей, смеются над ним. Над его бессилием понять трудную грамоту смеются. Ах, беда, беда ему, Варфушке. Сколько ни бьется с ним учитель – не одолеть ему грамоты. Ввек не одолеть. Не дается ему книжная премудрость. Все он умеет: и избу из дощечек сколотить, и насад устроить, и деревца из щепочек выстругать, а грамота для него – темна, как ночь. Горе, да и только. И знают это его горе ребятки и смеются над ним».

Задание: прочитай текст вслух, придумай вопрос и задай его своему однокласснику.

V. Проверка умения запоминать прочитанное дома

Игра в кругу «Расскажи о том, что узнал из книги Е.Осетрова». Учащиеся передают друг другу мягкую игрушку и рассказывают «Я узнал…», «Меня удивило…».

«Часто в то время уходили богомольные люди в дремучие леса, строили там себе избушки и целыми днями стояли на молитве. Вот и Варфоломею захотелось так уйти, но родители сказали: “Мы уже старенькие, не оставляй нас, поживи еще с нами”. И он послушался и остался. Но через несколько лет сами родители захотели пойти в монахи, и Варфоломей смог тогда исполнить свое заветное желание. Брат его Стефан решил уйти вместе с ним. Шли они дремучим лесом и вдруг увидели пригорок, который так им понравился, что они решили тут и поселиться. Стали рубить деревья, построили себе избушку, а рядом с ней маленькую церковь. Когда церковь была готова, оба брата пошли в Москву и просили митрополита освятить её».

VI. Проверка умения запоминать текст, прочитанный учителем вслух.

Игра«Ты художник»

Нарисуй словесную картину о том, что услышал.

– Представь себя художником-иллюстратором. Какие возьмёшь кисти, краски, что нарисуешь к данному тексту?

«И вокруг избушки сугробы. До самых окон. С самого раннего утра подымается Варфоломей, разгребает снег, прокладывает рыхлую узкую дорожку среди двух снежных стен туда, к опушке…Однажды к избушке пришёл медведь. Страшный, огромный бурый медведь на задних лапах стоял в трех шагах от Варфоломея. Огромный, страшный великан.. Кроме бурого Мишки бывали и другие гости. Приходили рыжие лисички, хвостиками махали пушистыми, сияли темно-червонными шубками, жеманились будто. Прибегала семейка косоглазых, быстроногих, длинноухих. Водили мордочками, глазками, чесались лапками и прихорашивались. Зайчата кувыркались, пачкали в прошлогоднем гнилом листу чистые белые шубки. Потом внезапно с места бросались и убегали, поспешные. Проходил, тяжело ступая, степенный и важный кабан, страшно выставив белые клыки, будто дразнился. Были и еще гости. Самые частые, хоть и незваные – волки».

Расскажи ребятам, какая картина у тебя получилась!

VII. Проверка знания содержания

Игра «Кто здесь был и что забыл?»

Учитель показывает вещи героев книги, а ученики должны отгадать, чьи это вещи.

Книга – хлебушек – уздечка и повод – лист лопуха – ивовая лоза – указка – боярская шапка – кафтан – рубашка с пояском (Варфушка, Степан, отец, братик Пётр).

VIII. Проверка знания содержания и умения узнавать картины художников

Загадка

Проказник-ветер перепутал все картины, расставь на свои места, найди главную, объясни свой выбор.
Картины природы художника М.Нестерова: Лель, весна, два лада, начало весны, Алёнушка.

Среди предложенных репродукций можно выделить две картины:

1) Картина Михаила Нестерова «Труды Преподобного Сергия» – другая тема.
2) Картина Николая Рериха «Сергий – строитель» – тема общая, но другой художник.

IX. Проверка знания содержания

Игра «Кто ты? Откуда ты?»

Один ученик уходит за дверь, в это время класс придумывает для него вопросы, отвечать на которые можно только словами: да, нет.

1. Тебе легко в детстве давалась азбука?
2. Ты нашёл лошадей в поле?
3. Тебя звали Иван?
4. Ты любил уединяться?
5. К тебе в гости приходили лисички и медведь?
6. Ты всегда помогал людям в трудную минуту?
Ты кто? Откуда ты? Варфушка /Сергий/ из книги Л.Чарской.

X. Кроссворд «Варфоломей»

Главный герой книги – по вертикали

По горизонтали:

1. Автор картины «Видение отроку Варфоломею» (М.Нестеров)
2. Автор картины «Сергий – строитель». (Н. Рерих)
3. Любовь к труду. (Трудолюбие)
4. Обращение к Богу. (Молитва)
5. Чувство к людям. (Любовь)
6. Церковное имя Варфоломея. (Сергий)

– Какие качества Сергий ценил в людях?

XI. Работа с книжным аппаратом

На примере книги Л.Чарской «Один за всех» познакомить с книжным аппаратом и объяснить значение слов «издательство», «содержание», «художник». Сравнить книги разных издательств.

ХII. Подведение итогов. Рефлексия

Что бы Вы сфотографировали?
– Что Вас удивило больше всего?
– Что запомнилось? Помните, что у Вас остался только один кадр! Спешите сотворить чудо!

Ответы детей:

– Я сфотографировал лес, медведя и Варфушку.
– Я сфотографировал псалтырь и детей на поляне под дубом.
– Я сфотографировал церковь и записал звон колоколов.

Игровая ситуация «Московский фотограф»

Фотограф (учащийся нашего класса) стучится в дверь. Дети спрашивают: «Кто стучится в дверь ко мне?» Ученик здоровается и отвечает, что он принёс фотографии Троице-Сергиевой Лавры для того, чтобы рассказать о ней детям.

Варианты работы: фотографии с небольшими текстами можно показать и рассказать о них учащимся, также можно (сюрпризный момент) подарить детям и попросить составить рассказ дома.

ХIII. Домашнее задание: придумать письмо другу «В давние времена…». Принести завтра в школу.

XIV. Организационный момент

– Наш урок подошёл к концу. Вы хорошо поработали, многое узнали. До свидания!

Дополнительный материал для урока можно посмотреть и найти в Презентации