Дети – это счастье, созданное вашим трудом.
В.Сухомлинский
ХОД СОБРАНИЯ
1. Уважаемые родители, мы сегодня будем разговаривать на актуальную тему духовного общения с вашими детьми. Вы, конечно, любите своих детей, покупаете им игрушки, лакомства, водите в гости и на прогулки. Ребенок больше радуется тогда, когда родители ему читают книжки. Ведь книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда – радость познания. Но есть и другая радость: маленькие ребята жаждут общаться с родителями, вместе переживать за добрых героев, вместе тревожиться, печалиться и радоваться, вместе наслаждаться дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.
Конечно, главное в воспитании – пример родителей и то, как вы организовали быт и жизнь своего ребенка. Вспомним слова Антона Павловича Чехова: герой рассказа «Дом» прокурор Евгений Петрович, узнав, что его семилетний сын пробует курить, умно и логично говорит с ним о вреде курения. «Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, нужно также уметь и мыслить на его манер», – подумал отец и сочинил сказку о прекрасном принце, который заболел и умер от курения. Сказка произвела на Сережу сильное впечатление: он обещал никогда больше не курить.
Подумайте, какое воздействие будет иметь истинно художественное произведение!
Сухие наставления, прописные истины противны детям. Можно повторять ежедневно: будь добрым, будь отзывчивым, будь прилежным, будь, будь, будь… Но самые сложные и большие человеческие чувства могут прийти к детям в рассказах и событиях о людях.
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, –
Значит, нужные книги ты в детстве читал!(В.Высоцкий «Баллада о борьбе»)
Хочу рассказать вам о замечательной семье, в которой растет пять детей от двух до восьми лет. Родители водят их в театры, музеи, на выставки, и каждый раз – это событие и праздник для всей семьи. С собой берут даже младшую годовалую дочку. На мое изумление по этому поводу мама сказала: «В Эрмитаже она радовалась больше всех».
Вот оно неосознанное, но самое сильное воздействие красоты и гармонии, переполняющее все существо и определяющее развитие человека, когда прекрасное и изящное становится потребностью души.
2. Эта проблема волновала всегда и во все времена. Известный американский психолог и педагог Д.Карнеги сказал: «Неблагодарные дети растут в семьях, где их не учат заботиться о других, поэтому педагоги считают, что главным стержнем жизни ребенка должны быть каждодневные заботы о родителях, родственниках, друзьях, соседях, домашних животных».
Как же растить любящего ребенка?
На ум приходит разговор трехлетней девочки с папой:
– Ты меня любишь? – спросил отец.
– Люблю, но не сильно, – ответила девочка.
– А маму?
– Люблю, но не сильно, – ответила опять девочка.
– Кого же ты сильно любишь?
– Бабушку и кота Тишку!
Человеческое сердце устроено так, что больше
всех мы любим тех, для кого стараемся сами, о ком
больше всего печемся.
Ребенку заботы о близких не в тягость, а в
радость. Хвалите детей за добрые дела,
благодарите! Порой ребенок дарит маме рисунок, а
она отмахивается: «Отстань, мне некогда!»
Не остудите детское сердце – это может погасить желание радовать родителей.
3. Круг детского чтения
Давайте запишем классиков детской литературы по темам.
- «О любви к семье» – Я.Аким, А.Барто, В.Берестов, Е.Благинина, С.Маршак, Р.Погодин и др.
- «Забота о природе» – Е.Благинина, Л.Квитко, Э.Мошковская, Е.Серова, И.Токмакова и др.
- «Наука в сочетании с поэзией и радостью познания» – В.Бианки, Н.Павлова, С.Сахарнов, Г.Снегирев и др.
Не забывайте о тех, кто создал для малышей
великолепную библиотеку веселых книг: С.Маршак,
С.Михалков, В.Маяковский, К.Чуковский, В.Берестов,
Э.Успенский, Н.Носов и др.
Каждый ребенок получает тетрадь, в которой
вместе с родителями будет записывать
прочитанное:
Дата | Автор произведения | Название | Количество прочитанного | Краткая аннотация (после полного прочтения) | Подпись родителей | Подпись учителя |
Эта тетрадочка будет называться «Читательский дневник» и ежедневно будет сдаваться на проверку учителю.
4. Подсказки для родителей
Уже в младшем школьном возрасте новые
обязанности, новая ответственность
подготавливают качественный скачок в сознании
ребенка.
Резко ломаются и узкие рамки привычного
дошкольного мира. На грани возрастов возникает
переоценка прежних ценностей. Старая форма может
наполняться новым содержанием. Эти процессы
происходят и в сфере эстетических отношений. В
литературе для детей они находят многообразное
выражение.
Каждое произведение для маленьких детей должно
быть фантастичным, содержать «тайну», мотивы
«магии». Заметим, что все это свойственно в той
или иной степени и реалистическим произведениям
для детей. Вспомним и А. Гайдара, и Л.Пантелеева, и
В. Осееву… Магия слова приближает многие
произведения к детям младшего возраста, хотя
речь в них – о сложных социальных, нравственных
проблемах, близких подросткам.
Некоторые люди ошибочно полагают, будто, ускоряя
развитие ребенка, мы отнимаем у него радость
детства. Напрасно: дети остаются детьми, но
обретают умное детство. Более того, дети, которым
много читают, сохраняют больше
непосредственности и обаяния детства, чем те, мир
которых ограничен бытом…
На это обратил внимание еще К.И. Чуковский. Когда
в одной из школ он завел разговор об акулах, один
из ребят закричал: «Акулов не бывает!»
Подчеркивая убогость такого практицизма,
Чуковский с насмешкой замечает: «…Ничего
диковинного для них вообще на земле не бывает, а
есть только хлеб, да капуста, да сапоги, да рубли».
В каждом ребенке надо воспитывать возвышенное и
поэтическое отношение к жизни, и это только
поможет его будущей деятельности.
Каждый человек до пяти лет – гениален. Так считал Л.Толстой, так считал и К.Чуковский. И было бы грешно пропустить, не использовать эту щедрость природы.
Советы для родителей:
1. Рассказывайте, пойте, играйте с ребенком
Малыши с наслаждением слушают вашу речь, когда засыпают, купаются, одеваются. Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее воспроизводить то, что слышит.
2. Выделяйте время для чтения ежедневно
Вашему ребенку могут почитать и родители, и бабушка, и дедушка, и любые старшие члены семьи.
3. Выбирайте книги с осторожностью
Посещайте библиотеку, доверяйте советам профессионалам. Вашего ребенка может вдохновлять пример других читающих детей.
4. Медленно и с удовольствием
Очень важно не только то, что вы читаете, но и как вы читаете. Будьте актерами, читайте разными голосами за разных героев, передавая их характер. Чтение книг – это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.
5. Читайте снова и снова…
Если книга вызывает удовольствие ребенка и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.
6. Читайте везде и всегда
На прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача… Пусть в вашей сумке ВСЕГДА лежит книга (это еще и хороший пример)
7. Не заставляйте ребенка читать – это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и к книге.
8. Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении
Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем
воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте ВЕЛИКИМИ
ПРОВОДНИКАМИ в мир книг, а не погонщиками и
оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.
Вывод: На самом деле все это совсем несложно. Если
вы будете следовать нашим рекомендациям, то
незаметно для себя воспитаете Настоящего
Читателя, и вашему ребенку будет намного легче
учиться. Он просто будет знать, чем занять
свободное время. Он с легкостью будет находить и
творчески перерабатывать любую информацию.
Пусть Вашим детям во всем сопутствует успех!
ПУСТЬ НАШИ ВСТРЕЧИ ПОМОГУТ ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ СОЗДАТЬ АПТЕКУ ДЛЯ ДУШИ СВОЕГО РЕБЕНКА…
Список используемой литературы:
- Журнал популярный информационно-методический «Семейное чтение», издатель «Русская школьная библиотечная ассоциация»
- Журнал-сборник для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем» , издательство «Либерея-библиопринт»
- Журнал ежемесячный для детей «Читайка и его друг Совенок», издатель «Русская школьная библиотечная ассоциация»