Родительское собрание во 2-м классе "Что и как читать вашему ребенку"

Разделы: Работа с родителями


Дети – это счастье, созданное вашим трудом.

В.Сухомлинский

ХОД СОБРАНИЯ

1. Уважаемые родители, мы сегодня будем разговаривать на актуальную тему духовного общения с вашими детьми. Вы, конечно, любите своих детей, покупаете им игрушки, лакомства, водите в гости и на прогулки. Ребенок больше радуется тогда, когда родители ему читают книжки. Ведь книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда – радость познания. Но есть и другая радость: маленькие ребята жаждут общаться с родителями, вместе переживать за добрых героев, вместе тревожиться, печалиться и радоваться, вместе наслаждаться дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.

Конечно, главное в воспитании – пример родителей и то, как вы организовали быт и жизнь своего ребенка. Вспомним слова Антона Павловича Чехова: герой рассказа «Дом» прокурор Евгений Петрович, узнав, что его семилетний сын пробует курить, умно и логично говорит с ним о вреде курения. «Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, нужно также уметь и мыслить на его манер», – подумал отец и сочинил сказку о прекрасном принце, который заболел и умер от курения. Сказка произвела на Сережу сильное впечатление: он обещал никогда больше не курить.

Подумайте, какое воздействие будет иметь истинно художественное произведение!

Сухие наставления, прописные истины противны детям. Можно повторять ежедневно: будь добрым, будь отзывчивым, будь прилежным, будь, будь, будь… Но самые сложные и большие человеческие чувства могут прийти к детям в рассказах и событиях о людях.

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, –
Значит, нужные книги ты в детстве читал!

(В.Высоцкий «Баллада о борьбе»)

Хочу рассказать вам о замечательной семье, в которой растет пять детей от двух до восьми лет. Родители водят их в театры, музеи, на выставки, и каждый раз – это событие и праздник для всей семьи. С собой берут даже младшую годовалую дочку. На мое изумление по этому поводу мама сказала: «В Эрмитаже она радовалась больше всех».

Вот оно неосознанное, но самое сильное воздействие красоты и гармонии, переполняющее все существо и определяющее развитие человека, когда прекрасное и изящное становится потребностью души.

2. Эта проблема волновала всегда и во все времена. Известный американский психолог и педагог Д.Карнеги сказал: «Неблагодарные дети растут в семьях, где их не учат заботиться о других, поэтому педагоги считают, что главным стержнем жизни ребенка должны быть каждодневные заботы о родителях, родственниках, друзьях, соседях, домашних животных».

Как же растить любящего ребенка?

На ум приходит разговор трехлетней девочки с папой:

– Ты меня любишь? – спросил отец.
– Люблю, но не сильно, – ответила девочка.
– А маму?
– Люблю, но не сильно, – ответила опять девочка.
– Кого же ты сильно любишь?
– Бабушку и кота Тишку!

Человеческое сердце устроено так, что больше всех мы любим тех, для кого стараемся сами, о ком больше всего печемся.
Ребенку заботы о близких не в тягость, а в радость. Хвалите детей за добрые дела, благодарите! Порой ребенок дарит маме рисунок, а она отмахивается: «Отстань, мне некогда!»

Не остудите детское сердце – это может погасить желание радовать родителей.

3. Круг детского чтения

Давайте запишем классиков детской литературы по темам.

  • «О любви к семье» – Я.Аким, А.Барто, В.Берестов, Е.Благинина, С.Маршак, Р.Погодин и др.
  • «Забота о природе» – Е.Благинина, Л.Квитко, Э.Мошковская, Е.Серова, И.Токмакова и др.
  • «Наука в сочетании с поэзией и радостью познания» – В.Бианки, Н.Павлова, С.Сахарнов, Г.Снегирев и др.

Не забывайте о тех, кто создал для малышей великолепную библиотеку веселых книг: С.Маршак, С.Михалков, В.Маяковский, К.Чуковский, В.Берестов, Э.Успенский, Н.Носов и др.
Каждый ребенок получает тетрадь, в которой вместе с родителями будет записывать прочитанное:

Дата Автор произведения Название Количество прочитанного Краткая аннотация (после полного прочтения) Подпись родителей Подпись учителя
             

Эта тетрадочка будет называться «Читательский дневник» и ежедневно будет сдаваться на проверку учителю.

4. Подсказки для родителей

Уже в младшем школьном возрасте новые обязанности, новая ответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка.
Резко ломаются и узкие рамки привычного дошкольного мира. На грани возрастов возникает переоценка прежних ценностей. Старая форма может наполняться новым содержанием. Эти процессы происходят и в сфере эстетических отношений. В литературе для детей они находят многообразное выражение.
Каждое произведение для маленьких детей должно быть фантастичным, содержать «тайну», мотивы «магии». Заметим, что все это свойственно в той или иной степени и реалистическим произведениям для детей. Вспомним и А. Гайдара, и Л.Пантелеева, и В. Осееву… Магия слова приближает многие произведения к детям младшего возраста, хотя речь в них – о сложных социальных, нравственных проблемах, близких подросткам.
Некоторые люди ошибочно полагают, будто, ускоряя развитие ребенка, мы отнимаем у него радость детства. Напрасно: дети остаются детьми, но обретают умное детство. Более того, дети, которым много читают, сохраняют больше непосредственности и обаяния детства, чем те, мир которых ограничен бытом…
На это обратил внимание еще К.И. Чуковский. Когда в одной из школ он завел разговор об акулах, один из ребят закричал: «Акулов не бывает!» Подчеркивая убогость такого практицизма, Чуковский с насмешкой замечает: «…Ничего диковинного для них вообще на земле не бывает, а есть только хлеб, да капуста, да сапоги, да рубли».
В каждом ребенке надо воспитывать возвышенное и поэтическое отношение к жизни, и это только поможет его будущей деятельности.

Каждый человек до пяти лет – гениален. Так считал Л.Толстой, так считал и К.Чуковский. И было бы грешно пропустить, не использовать эту щедрость природы.

Советы для родителей:

1. Рассказывайте, пойте, играйте с ребенком

Малыши с наслаждением слушают вашу речь, когда засыпают, купаются, одеваются. Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее воспроизводить то, что слышит.

2. Выделяйте время для чтения ежедневно

Вашему ребенку могут почитать и родители, и бабушка, и дедушка, и любые старшие члены семьи.

3. Выбирайте книги с осторожностью

Посещайте библиотеку, доверяйте советам профессионалам. Вашего ребенка может вдохновлять пример других читающих детей.

4. Медленно и с удовольствием

Очень важно не только то, что вы читаете, но и как вы читаете. Будьте актерами, читайте разными голосами за разных героев, передавая их характер. Чтение книг – это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.

5. Читайте снова и снова…

Если книга вызывает удовольствие ребенка и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.

6. Читайте везде и всегда

На прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача… Пусть в вашей сумке ВСЕГДА лежит книга (это еще и хороший пример)

7. Не заставляйте ребенка читать – это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и к книге.

8. Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении

Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте ВЕЛИКИМИ ПРОВОДНИКАМИ в мир книг, а не погонщиками и оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.
Вывод: На самом деле все это совсем несложно. Если вы будете следовать нашим рекомендациям, то незаметно для себя воспитаете Настоящего Читателя, и вашему ребенку будет намного легче учиться. Он просто будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. Пусть Вашим детям во всем сопутствует успех!

ПУСТЬ НАШИ ВСТРЕЧИ ПОМОГУТ ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ СОЗДАТЬ АПТЕКУ ДЛЯ ДУШИ СВОЕГО РЕБЕНКА…

Список используемой литературы:

  1. Журнал популярный информационно-методический «Семейное чтение», издатель «Русская школьная библиотечная ассоциация»
  2. Журнал-сборник для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем» , издательство «Либерея-библиопринт»
  3. Журнал ежемесячный для детей «Читайка и его друг Совенок», издатель «Русская школьная библиотечная ассоциация»