Интегрированное занятие по ознакомлению с природой в старшей группе: "Божья коровка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Образовательные:
    • расширять и обогащать знания детей о насекомых : уточнить названия, внешние признаки.
    • познакомить детей с внешним видом и образом жизни божьей коровки.
    • упражнять в составлении предложений с предлогами на, за, под, около.
    • учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (скорлупа грецких орехов).
  • Развивающие:
    • развивать интерес к самостоятельному освоению новых изобразительных техник и средств художественно – образной выразительности.
    • развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле.

Предварительная работа:

  • Знакомство с насекомыми – название, внешние признаки, строение, образ жизни, их вред и польза.
  • Наблюдения за насекомыми на прогулке.
  • Изучение лексической темы «Насекомые» на фронтальных логопедических занятиях.
  • Д/ И «Кто как передвигается».
  • Д/И «Четвертый лишний».
  • Лепка «Божья коровка» (барельеф).

Организация предметно-развивающей среды:

  • Подбор иллюстраций.
  • Выставка работ детей.
  • Оформление группы.

Методы и приемы:

  • Наглядность.
  • Игровые приемы.
  • Художественное слово.
  • Элементы ТРИЗ (использование нетрадиционных материалов).

Оборудование:

  • плакат «Полянка»;
  • изображения насекомых;
  • картинки и фотографии божьей коровки;
  • большое количество мелких кружков зеленого цвета;
  • 1/2 скорлупы грецкого ореха на каждого ребенка;
  • клеенка;
  • гуашь красного и черного цвета;
  • тонкие кисти;
  • баночки с водой;
  • салфетки.

Словарная работа:

Обогащение:  защитная реакция, пахучее молочко.
Активизация: тля, двуточечная, пятиточечная.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Дети стоят около столов. Воспитатель говорит:

– Сядет тот, кто скажет кто здесь лишний:

Муха – муравей – грач
Стрекоза – жук – собака
Комар – кузнечик – белка
Бабочка – коза – пчела
Гусеница – шмель – голубь
Овод – кошка – муравей
Муравей – оса –  сова
Бабочка – гусеница – еж
Сорока – овод –  кузнечик
Муха – корова – комар

– Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (О насекомых)

Воспитатель обращает внимание детей на полянку.

– На нашей полянке много насекомых. Давайте попробуем отыскать их. (Дети называют кто где находится).

– Молодцы, много насекомых назвали . Но одно насекомое вы так и не нашли.

Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко
Это … (божья коровка).

Дети находят ее на полянке, рассматривают.

– Наши предки поклонялись этим пятнистым жучкам, связывали их с солнцем, дарившим свет, жизнь и урожай. Этих круглых красноватых жучков так и называли «солнышками». А имя божья коровка появилось позже.
Издавна люди полагали, что эти жучки способны предсказывать погоду. Посадит человек пятнистого жучка на ладошку и приговаривает:

Божья коровка – легкая букашка,
Божья коровка – лаковые крылья,
Скажи, не таи секрет:
Холодно будет или тепло.

Если жучок взлетит при слове «холодно», человек ждал холода; если при слове «тепло» – ждал тепла.
– А кто из вас знает, что означают точки на крылья у коровки? Точки рассказывают не о возрасте жучка, а о его «имени».Коровка с двумя точками так и называется – двуточечная, с пятью – пятиточечная и т.д. В наших краях чаще всего встречается семиточечная божья коровка.
Мы привыкли, что божьи коровки красного цвета, но есть и желтые, и коричневые божьи коровки.
А почему этот интересный жучок называется « божьим»? Издавна людей добрых и безобидных называли божьими. Именно такой доброй и безобидной является божья коровка.
– А почему они называются коровками? Что нам дает настоящая корова? (Молоко)
– Вот и у божьей коровки есть особое молочко – правда не белое, а оранжевое, к тому же едкое и неприятно пахнущее. Его она выделяет в случае опасности. Это ее хитрая защита. Птицы знают это и не трогают божью коровку.
Есть у нее и другой способ защиты. Стоит взять божью коровку в руки, как она тут же замрет, упадет как бы в обморок, притворится мертвой. На мертвую добычу немного желающих найдется. А когда опасность минует, «оживет» и продолжит свои дела. Так, кстати, поступают многие жуки.
– А чем питаются сами божьи коровки? (Ответы детей)
– Тля – это крошечное насекомое, сосущее сок из растений. Так вот, листья с тлями для божьих коровок, все равно, что стол, уставленный всякими вкусностями. Так что растениям есть, за что сказать спасибо божьей коровке, да и нам тоже. Ведь не будь этого жучка, одна только тля наплодит столько потомства, что они могли сплошным слоем покрыть весь земной шар. В прошлые времена садоводы специально разводили божьих коровок в своих садах.

2. Физминутка

«Раз, два, три, четыре, пять – начинаю колдовать! Превращайтесь , дети , в божьих коровок!». У нас на ковре рассыпаны мелкие зеленые кружочки – это тли. Летите скорее и их соберите. Но помните, что божьи коровки добродушные жучки – не толкайтесь и не выхватывайте друг у друга кружочки. (После возвращения подсчитывают количество кружочков – тлей).

– Очень интересный жучок – божья коровка. Давайте мы на память о нашем занятии сделаем их. (Показывает детям божью коровку, сделанную из половинки скорлупы грецкого ореха).
– Вы догадались, из чего я сделала ее?
– Сначала нужно раскрасить скорлупу красной краской. После того, как краска подсохнет, черной краской нарисуйте головку, полосу на спинке и точки на крылышках.

3. Самостоятельная деятельность детей

4. Анализ работ

Воспитатель предлагает посадить божьих коровок на комнатное растение и говорит, что теперь эти божьи коровки будут охранять растения нашей группы от тли.
Дети рассказывают о понравившихся божьих коровках, как выполнена работа, как называется (пятиточечная, двуточечная ).

Ребенок читает стихотворение.

Божья коровка – алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за тростинку.
Вверх неспешным ходом ползет по стебельку
К пахнущему медом яркому цветку.
Поедает ловко коровка вредных тлей,
И цветок душистый спасибо скажет ей!

5. Итог

– Понравилось вам наше занятие?
– Что нового вы узнали о божьей коровке?