Задачи:
- Образовательные:
- расширять и обогащать знания детей о насекомых : уточнить названия, внешние признаки.
- познакомить детей с внешним видом и образом жизни божьей коровки.
- упражнять в составлении предложений с предлогами на, за, под, около.
- учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (скорлупа грецких орехов).
- Развивающие:
- развивать интерес к самостоятельному освоению новых изобразительных техник и средств художественно – образной выразительности.
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле.
Предварительная работа:
- Знакомство с насекомыми – название, внешние признаки, строение, образ жизни, их вред и польза.
- Наблюдения за насекомыми на прогулке.
- Изучение лексической темы «Насекомые» на фронтальных логопедических занятиях.
- Д/ И «Кто как передвигается».
- Д/И «Четвертый лишний».
- Лепка «Божья коровка» (барельеф).
Организация предметно-развивающей среды:
- Подбор иллюстраций.
- Выставка работ детей.
- Оформление группы.
Методы и приемы:
- Наглядность.
- Игровые приемы.
- Художественное слово.
- Элементы ТРИЗ (использование нетрадиционных материалов).
Оборудование:
- плакат «Полянка»;
- изображения насекомых;
- картинки и фотографии божьей коровки;
- большое количество мелких кружков зеленого цвета;
- 1/2 скорлупы грецкого ореха на каждого ребенка;
- клеенка;
- гуашь красного и черного цвета;
- тонкие кисти;
- баночки с водой;
- салфетки.
Словарная работа:
Обогащение: защитная реакция, пахучее
молочко.
Активизация: тля, двуточечная, пятиточечная.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Дети стоят около столов. Воспитатель говорит:
– Сядет тот, кто скажет кто здесь лишний:
Муха – муравей – грач
Стрекоза – жук – собака
Комар – кузнечик – белка
Бабочка – коза – пчела
Гусеница – шмель – голубь
Овод – кошка – муравей
Муравей – оса – сова
Бабочка – гусеница – еж
Сорока – овод – кузнечик
Муха – корова – комар
– Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (О насекомых)
Воспитатель обращает внимание детей на полянку.
– На нашей полянке много насекомых. Давайте попробуем отыскать их. (Дети называют кто где находится).
– Молодцы, много насекомых назвали . Но одно насекомое вы так и не нашли.
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко
Это … (божья коровка).
Дети находят ее на полянке, рассматривают.
– Наши предки поклонялись этим пятнистым
жучкам, связывали их с солнцем, дарившим свет,
жизнь и урожай. Этих круглых красноватых жучков
так и называли «солнышками». А имя божья коровка
появилось позже.
Издавна люди полагали, что эти жучки способны
предсказывать погоду. Посадит человек
пятнистого жучка на ладошку и приговаривает:
Божья коровка – легкая букашка,
Божья коровка – лаковые крылья,
Скажи, не таи секрет:
Холодно будет или тепло.
Если жучок взлетит при слове «холодно», человек
ждал холода; если при слове «тепло» – ждал тепла.
– А кто из вас знает, что означают точки на крылья
у коровки? Точки рассказывают не о возрасте
жучка, а о его «имени».Коровка с двумя точками так
и называется – двуточечная, с пятью –
пятиточечная и т.д. В наших краях чаще всего
встречается семиточечная божья коровка.
Мы привыкли, что божьи коровки красного цвета, но
есть и желтые, и коричневые божьи коровки.
А почему этот интересный жучок называется «
божьим»? Издавна людей добрых и безобидных
называли божьими. Именно такой доброй и
безобидной является божья коровка.
– А почему они называются коровками? Что нам дает
настоящая корова? (Молоко)
– Вот и у божьей коровки есть особое молочко –
правда не белое, а оранжевое, к тому же едкое и
неприятно пахнущее. Его она выделяет в случае
опасности. Это ее хитрая защита. Птицы знают это и
не трогают божью коровку.
Есть у нее и другой способ защиты. Стоит взять
божью коровку в руки, как она тут же замрет,
упадет как бы в обморок, притворится мертвой. На
мертвую добычу немного желающих найдется. А
когда опасность минует, «оживет» и продолжит
свои дела. Так, кстати, поступают многие жуки.
– А чем питаются сами божьи коровки? (Ответы
детей)
– Тля – это крошечное насекомое, сосущее сок из
растений. Так вот, листья с тлями для божьих
коровок, все равно, что стол, уставленный всякими
вкусностями. Так что растениям есть, за что
сказать спасибо божьей коровке, да и нам тоже.
Ведь не будь этого жучка, одна только тля
наплодит столько потомства, что они могли
сплошным слоем покрыть весь земной шар. В прошлые
времена садоводы специально разводили божьих
коровок в своих садах.
2. Физминутка
«Раз, два, три, четыре, пять – начинаю колдовать! Превращайтесь , дети , в божьих коровок!». У нас на ковре рассыпаны мелкие зеленые кружочки – это тли. Летите скорее и их соберите. Но помните, что божьи коровки добродушные жучки – не толкайтесь и не выхватывайте друг у друга кружочки. (После возвращения подсчитывают количество кружочков – тлей).
– Очень интересный жучок – божья коровка.
Давайте мы на память о нашем занятии сделаем их. (Показывает
детям божью коровку, сделанную из половинки
скорлупы грецкого ореха).
– Вы догадались, из чего я сделала ее?
– Сначала нужно раскрасить скорлупу красной
краской. После того, как краска подсохнет, черной
краской нарисуйте головку, полосу на спинке и
точки на крылышках.
3. Самостоятельная деятельность детей
4. Анализ работ
Воспитатель предлагает посадить божьих
коровок на комнатное растение и говорит, что
теперь эти божьи коровки будут охранять растения
нашей группы от тли.
Дети рассказывают о понравившихся божьих
коровках, как выполнена работа, как называется
(пятиточечная, двуточечная ).
Ребенок читает стихотворение.
Божья коровка – алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за тростинку.
Вверх неспешным ходом ползет по стебельку
К пахнущему медом яркому цветку.
Поедает ловко коровка вредных тлей,
И цветок душистый спасибо скажет ей!
5. Итог
– Понравилось вам наше занятие?
– Что нового вы узнали о божьей коровке?