Взаимосвязь игры и изобразительного творчества

Разделы: Работа с дошкольниками


Творчество – очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира. Но еще лучше, когда он не только замечает эту красоту, но и сам творит ее.

Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать поделки. В этом отношении бумага – самый простой и знакомый нам материал, в котором скрыто бесконечное число самых разных фигурок – зверей, птиц, рыб, цветов и многого другого. Всего не перечислишь – это целый мир. Изготовленные поделки можно использовать в играх, инсценировках, оформлении группы или участка детского сада, подарить к празднику своим родителям, друзьям.

Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится, кораблик плывет и т.д. Но все эти предметы имеют разовое применение, и ребята легко их бросают, мнут, не стараются сохранить. После игры поделки, выполнившие свою функцию, больше не интересны ребенку, так как они невыразительны, малопривлекательны по своему внешнему оформлению, ведь часто используется то, что есть под рукой. На первый план выходит скорее утилитарная направленность игрушки, а ее художественность, красочность оформления отходят на второе место. Возможность же изготавливать поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремится сделать ее наряднее, привлекательнее. Одновременно изменяется и отношение ребенка к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий. Постарайтесь сделать подобные занятия увлекательными, а также полезными.

Многие воспитатели считают, что игровые приемы в работе со старшими дошкольниками не нужны. Они объясняют это необходимостью подготовки детей к школе, формированием у них элементарных навыков учебной деятельности. Такая позиция неоправданна. Как показывают многочисленные наблюдения, старший дошкольник с радостью воспринимает игровое воздействие. В самостоятельной художественной деятельности он нередко творит, играя.

При выполнении работы в естественно протекающей деятельности дети, как правило, не играют, так как сложная техника вырезания отнимает все время, требует особого внимания. Поэтому дети обыгрывают в основном готовые работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Организуя занятия с ребенком, взрослые должны помнить, что ему совсем не просто заниматься трудовой деятельностью, тем боле сложно довести начатое дело до конца. Следовательно, нужно сформировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы. Поможет в этом использование игровых приемов.
Для начала запаситесь всем необходимым: бумагой, ножницами с закругленными концами, клеем. Расскажите детям об этих материалах. Вот несколько приемов, как можно это сделать.

ПРО КЛЕЙ…

Лучше всего пользоваться клеем ПВА.

Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Посмотрите, как он медленно течет… Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем,спешит, старается сделать все побыстрее, кое – как, то работа получается неаккуратная и некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно – клей ему помогает. А когда он высыхает, все неаккуратности и некрасивости, если они есть, исчезают. Вот он какой – клей ПВА.

ПРО БУМАГУ…

Бумага очень ранима. Она может помяться, порваться, испачкаться. А еще – ее всегда не хватает, особенно цветной. Поэтому с ней нужно обращаться бережно, осторожно, экономно.

ПРО НОЖНИЦЫ…

У ножниц скверный характер. Если человек берет их в руки для дела – что-нибудь отрезать, вырезать, – они ему помогают. Но если с ними баловаться, крутить возле носа и совать в рот, они ужасно сердятся и начинают колоть, царапать, резать и рвать все, что оказывается рядом, – руки, ноги, уши, носы, коленки, штаны и платья, доставляя кучу неприятностей.
А вообще они хорошие. Если вы их не будете обижать, они вам по – настоящему помогут во многих делах. Попробуйте с ними поговорить, и они вам сами обо всем расскажут.

«Поговорить» с ножницами можно так – взять их в руки и на безопасном от глаз и соседей расстоянии пощелкать ими в разном темпе и ритме. Можно разыграть диалог: человек говорит или спрашивает, а они «отвечают».
Обязательно расскажите детям о главных правилах безопасности во время работы с ножницами:

  • Во время работы с ножницами нельзя вертеться.
  • Нельзя подносить ножницы близко к лицу.
  • Если ножницы нужно передать товарищу, то нужно протягивать их только кольцами вперед.
  • Нельзя класть ножницы на край стола – они могут упасть и поранить ногу.

Все эти истории время от времени повторяются вместе с детьми в начале занятий.

ОБЫГРЫВАНИЕ ПОДЕЛОК

Овладение изготовлением поделок по типу оригами дает возможность для организации разнообразных игр сюжетно – тематического характера, ролевых, игр – драматизаций, инсценировок.
При выполнении работы в естественно протекающей деятельности дети, как правило, не играют, так как сложная техника вырезания отнимает все время, требует особого внимания. Поэтому дети обыгрывают в основном готовые работы.

Часто замысел игры возникает в результате удачно выполненной поделки, которая начинает жить, действовать в игре, требовать создания новых поделок. Таким образом, игра стимулирует интерес детей к изготовлению поделок, организует поиск путей их изображения.
Обыгрывание готовых поделок после занятия рождает интересные сюжеты игры. Поделка превращается в игрушку. Например, после занятия, на котором ребята учились складывать птиц, завязалось обыгрывание этих поделок. Возник замысел таких игр, как «Перелет в жаркие страны», «Строительство скворечников», «Столовая для птиц». Происходит распределение ролей, обсуждаются правила игры и т.д. Здесь мы видим пример, когда результат изготовления поделки на занятии служит толчком к появлению замысла игры, объединения и дополнительного изготовления игрушек.
Игры детей становятся особенно интересными, когда детям предоставляется сделать крупные поделки. Для этого детям лучше дать листы обоев или плотной бумаги разного цвета, яркие афиши, упаковочную бумагу. Плотная бумага позволяет сделать игрушку устойчивой, ее можно поставить, двигать, не нарушая общего строения поделки. Подвижность предметов повышает общий интерес дошкольников к процессу их изготовления и создает предпосылки для практического применения в играх. При этом дети учатся разнообразным действиям с объектами – игрушками, усваивают правила ухода за животными (тема «Котенок», «Щенок»), что вызывает заботливое отношение к ним: ребенок кормит, гладит, называет ласковыми именами, выводит на прогулку и т.д.
Имея такой разнообразный игровой материал, дети стремятся дополнить уже сделанные поделки, украсить деталями. Дети начинают активно новые способы изображения предметов, творчески используют уже знакомые приемы сгибания и складывания бумаги, видоизменяют облик игрушки, ее размер (получаются взрослые животные и их детеныши). Здесь, пользуясь одними и теми же приемами, создается разнообразие поделок одного и того же вида.
Следовательно, условия и содержание игры стимулирует детскую активность, творческую устремленность на усвоение, открытие «скрытых» возможностей такого материала, как бумага. Из нее можно сделать много игрушек – самоделок для совместных игр, для их совершенствования, продолжения и развития в течение длительного времени на основе взаимодействия разных видов детской деятельности: игры, ручного труда, изобразительного творчества и др. Результаты ручного труда и изобразительной деятельности определяют условия для выбора содержания игры, а игра,в свою очередь, ставит перед ребенком новые задачи для изображения, усовершенствования, красочного оформления, тщательной отделки.

Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют развитию у него творчества, пробуждают фантазию, активизируют внимание и воображение, развивают ручные умения. Эта деятельность вырабатывает сложную координацию движений кисти. Ребенок учится намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место, овладевает навыками культуры труда, что важно для подготовки к его успешному обучению в школе.

Используемая литература:

1. И.М. Петрова «Объемная аппликация»
2. Е.Румянцева «Аппликация. Простые поделки»
3. А.А.Грибовская «Аппликация в детском саду»
4. З.А.Богатеева «Чудесные поделки из бумаги»
5. А.В.Козлина «Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе»