"Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился…" Сценарий совместной деятельности воспитателя и детей по мотивам сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане…"

Разделы: Работа с дошкольниками


Предварительная работа:

1. Чтение сказки "О царе Салтане..."
2. Рассматривание картинок с изображением различных насекомых.
3. Чтение: В. Бианки "Муравейник зашевелился", Ю. Дмитриев "Стреляющий жук", Н. Романова "В конце лета".

Задачи:

  • Расширить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерных признаках. Развивать умение видеть признаки сходства и различая и выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
  • Обучать составлению описательного рассказа.
  • Пополнять словарный запос по теме "Насекомые".

ХОД ЗАНЯТИЯ

В группу входит воспитатель, одетый Царевной-Лебедем.
– Помните дети сказку "О царе Салтане..."? А в кого в первый раз превратился Князь Гвидон? (В комара).

– Я крылами замахала,
Воду с шумом раплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился.

Воспитатель брызгает на детей водой (превращает в комаров). Под музыку     воспитатель превращает детей в комаров. Дети изображают комаров, а воспитатель пытается их поймать.

– Мы теперь с вами комары, расскажите мне, пожалуйста, какие вы.

Царевна-Лебедь показывает детям картинку и изоображением комара и составляют краткий описательный рассказ о комаре.

– Какой комар? (Маленький, надоедливый, кровососущий)
– Какой звук издаёт при полёте?
– Части тела. (Лапки, туловище, крылья,голова.)
– Где живут комары? (Во влажных местах – подвалах, болотах, лесах)
– Как передвигается? (Ползает или летает).
– Чем питается?
– Пользу или вред приносит человеку?

А комар-то злится, злится –
И впился комар как раз
Тётке прямо в правый глаз.

Царевна-Лебедь предлагает детям немного поиграть в комаров. (Ритмическая гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики, под "Песню про комара" в испилнении Хора Пятницкого)

Как задумал наш комар – 2 раза
Как задумал комар  жениться –
Как задумал комарище жениться
Выбрал себе в жёны муху
Выбрал себе в жёны горюху,
Налетели тут сороки стрекочат
Ну какая же муха невеста
Не умеет муха как на свете жить
Что ни шить, ни прясть, не шелками шить.
Только знает что в погреб летает
Только с крыночек сливки снимает
Захватили муху, захватили муху-горюху,
Как поймали в погребе муху,
Как поймали муху на сметане.

Царевна спрашивает детей, в кого потом она превратила князя Гвидона. (В муху)

В муху князь оборотился
Между моря и небес
На корабль – и в щель залез.

Царевна показывает картинку с изображением мухи. Спрашивает  детей, что они знают о мухах.

Приблизительные ответы детей: она насекомое, умеет летать, разносит инфекции.

Царевна спрашивает детей, знают ли они, откуда появляются мухи.

На доске Царевна раскладывает прследовательно картинки: муха, яица мухи, личинка мухи, куколка.

Приблизительный рассказ воспитателя:

Самка мухи откладывает яица, через день из них появояются личинки, которые живут в мокрых гниющих местах. Через три дня личинка отползает в сухое место и превращается в куколку. Куколка лежит ещё три дня и становится мухой.

(Все фазы превращений сопровождаются показом картинок).

Царевна предлагает детям отгадать загадку: "Кто над нами вверх ногами?" (Муха).

– А как же муха удерживается на потолке и не падает?
– Лапки у мух липкие и они как бы прилипают к поверхности.

Воспитатель предлагает детям поиграть в муху. (Пальчиковая гимнастика "Насекомые и пауки")

Паук свою раскинул сеть:                 (Распрямляем левую ладонь – "паутина".)
Ах, как же мухе пролететь?              (Правая рука "порхает" перед "паутиной".)
Ведь у нее в лесу дела,                     (Правая рука, "не найдя путь", влетает в
Искала путь, но не нашла.               "паутину", и левая рука хватает правую.)
И угодила к пауку                             (Левая рука ладонью вверх – "блюдце",
Попить вечернего чайку.                 правая рука подносит "чашку" ко рту.)

Царевна спрашивает в кого она превратила князя в третий раз. (В шмеля).

Тут он очень уменьшился,
Шмелём князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился.

Царевна показывает детям картинки с изображением осы, пчелы и шмеля и просит найти шмеля и объяснить, почему они так думают. Дети объясняют, в чём отличае пчелы, осы и шмеля.
На доске на ватмоновском листе нарисованы лес, луг и поляна, а вдали виднеется домик. Царевна предлагает детям разместить пчелу, осу и шмеля в места их проживания. (в гнездо, улей, большое гнездо на земле) Дети достают из мешочка фигурки осы, пчелы и шмеля и размещают их на листе.
Царевна загадывает загадки о шмеле, осе и пчеле:

Гудит лохматенький,
Летит за сладеньким.
                                (Шмель)

В лугах без устали летаем,
Нектар цветочный собираем.
Немного времени пройдёт,
И приготовим вкусный мёд.
                                        (Пчела)

– А сейчас попробуйте отгадать необычные загадки: надо внимательно послушать и узнать кто жужжит: пчела, оса или шмель.
(Звучит запись и дети отгадывают.)
– Как мы много сегодня с вами успели, а вы запомнили в кого мы с вами сегодня играли? (В насекомых.)
– А стихи какого поэта звучали на нашем занятии? (Александра Сергеевича Пушкина.)
– Мы обязательно будем ещё читать его произведения, а сегодня нам придётся попращаться с его стихами ненадолго. Летите комарики! Летите!