Конспект занятия «Камни – цветы земли»
составлен в соответствии с требованиями,
задачами и рекомендациями «Программы воспитания
и обучения в детском саду» под редакцией
М.А.Васильевой для детей подготовительной группы
и имеет четкую структуру. На каждом из этапов
занятия использовались соответствующие им
методы и приемы:
Организационный этап включает эвристическую
беседу, показ иллюстраций, создание мотивации на
занятии с использованием роли ученых,
направленной на формирование познавательных
интересов детей.
На этапе изучения нового материала используются методы и приемы, соответствующие структурной части занятия, содержанию материала, возрастным особенностям детей: наглядные, опора на опыт детей, экспериментирование, дидактическая игра «Хорошо плохо», основанная на противоречиях. Использование символов (цветные ладошки, цепочка превращений) для формирования знаковой функции мышления, знакомству детей с причинно-следственными связями, как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира, активизации детей.
Учитывая, что дети подготовительной к школе группы – «завтрашние» школьники, на этом занятии у них воспитываются навыки самоконтроля (следование инструкции при выполнении экспериментов, работе со схемой), составления рассказа с опорой на схему, умения анализировать свою работу на занятии, выделяя положительные и отрицательные стороны.
В середине занятия используется динамическая пауза для снижения умственного напряжения через речеслуховую двигательно-релаксационную игру, соответствующую теме занятия.
Закрепление новых знаний проводится с использованием цепочки превращений.
В заключительной части используется показ коллекции камней, красота которых соответствует теме занятия «Камни – цветы земли», закладывается основа для создания детьми своей коллекции для группового «Музея камней».
Программное содержание:
- Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире неживой природы.
- Познакомить с разнообразием камней в природе, их свойствами.
- Совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов.
- Учить делать элементарные выводы и умозаключения.
- Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.
- Развивать речь детей, творческое мышление, память, расширять кругозор.
- Вызывать чувство восхищения совершенством объектов природы.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде.
Развивающая среда:
«Гора Самоцветов» с образцами драгоценных камней, палочка с кристаллами соли, книга «Малахитовая шкатулка», портрет Хозяйки Медной Горы, пейзаж – «Гора, море, песок», картинки с изображением каменных домов, мостов, дорог, памятников и т.д.; карточки для цепочки «Превращения соли» – демонстрационный материал; увеличительные стёкла, наборы для опытов и исследований песка и соли, красные и синие ладошки для дидактического упражнения «Хорошо – плохо» на каждого ребёнка и бубен.
Методы:
Рассматривание пейзажа и коллекции драгоценных камней, проведение опытов с песком, дидактическое упражнение «Хорошо – плохо», проведение опыта с водой и солью по выращиванию кристаллов соли, дидактическое упражнение «Превращения соли», привлечение детей к созданию групповой коллекции камней.
Словарь: песчинки, разрушается, восстанавливается, рассыпается, сыпучий, влажный, сырой, растворяется, измельчают.
Межпредметные связи с методикой развития речи.
1. Вводная часть.(5 мин.)
Воспитатель:
– Здравствуйте дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Хозяйке Медной Горы. Я вам читала книгу «Малахитовая шкатулка» П.Бажова, мы рассматривали иллюстрации в этой книге и сейчас я предлагаю вам еще раз полюбоваться Хозяйкой Медной Горы (воспитатель показывает детям иллюстрацию). Она владеет несметными подземными богатствами.
– Кто такая Хозяйка Медной Горы? Расскажите,
какая она?
– Какие подземные сокровища она хранит?
– Вы сказали, что она хранит камни. А для чего
нужны камни? (Где можно встретить камни?)
Дети: Cтроить дома, мосты, дороги, украшать клумбы и т.д.
На доску выставляются иллюстрации, с изображением каменных домов, памятников и т.д.
Воспитатель:
– А сейчас я приглашаю вас в «Царство камней» Хозяйки Медной Горы. Камни бывают разные: большие и маленькие, красивые и обычные. На одни мы любуемся, а без других не смогли бы жить, но все они называются «Цветы Земли», потому что какие бы они разные не были, все нужные людям и добываются или глубоко под землёй, или на поверхности земли. И сегодня на нашем занятии мы, как настоящие ученые будем исследовать камни и их некоторые свойства, для того чтобы узнать, где и как их можно использовать. А в конце занятия Хозяйка Медной Горы покажет вам свои сокровища.
2. Основная часть (20 мин.)
На доску вывешивается иллюстрация «Гора, камни, песок».
Воспитатель:
– Камень прочный, жизнь его долгая, но не
вечная. Камень может появиться на свет огромной
горой. Но вода и ветер за долгие годы разрушают
его, превращая сначала в обломки скалы, затем во
всё более маленькие камни и камушки, и, наконец, в
песок. Что же такое песок? Давайте познакомимся с
ним поближе.
– На столах у вас подносы, на них стоят тарелочки
с песком и зелёные кружки с водой. Пододвиньте
аккуратно к себе эти подносы. Возьмите
увеличительное стекло и рассмотрите песчинки.
Что вы о них можете сказать?
Дети:
– Песчинки – маленькие, круглые, овальные, жёлтые, белые, коричневые, прозрачные и т.п.
Воспитатель:
– Отложите увеличительные стёкла в сторону. Теперь возьмите немного песка пальчиками и высыпьте его обратно в тарелочку. Что происходит с песком?
Дети:
– Песок сыплется, высыпается из пальцев.
Воспитатель:
– Попробуйте из этого песка что-нибудь слепить.
Получается у вас?
– Почему ничего не получается? Песок какой?
Дети:
– Песок сухой, рассыпается, сыпучий, поэтому из него не получается ничего слепить.
Воспитатель:
– Правильно. Сухой, сыпучий – это одно из свойств песка. Но и сухой песок используется людьми, как вы думаете где?
Дети:
– Зимой песком посыпают лед на дороге, чтобы не было скользко, в песочнице, на пляже на огороде, в песочных часах и т.д.
Воспитатель:
– А теперь возьмите кружку с водой и аккуратно
вылейте воду в мисочку с песком. Поставьте кружку
обратно на поднос.
– Каким стал песок?
Дети:
– Песок стал мокрым, влажным, сырым.
Воспитатель:
– Возьмите пальчиками щепотку песка и высыпьте её обратно в тарелочку, как вы это делали с сухим песком. Что происходит с песком?
Дети:
– Песок не сыплется, а падает слипшимися кусочками.
Воспитатель:
– Попробуйте что-нибудь слепить из сырого
песка.
(Воспитатель спрашивает у нескольких детей,
что они слепили.)
– У вас на подносах лежат влажные салфетки,
возьмите их и вытрите руки, использованные
салфетки положите на поднос, где стоит мисочка с
песком.
– Как вы думаете, почему из этого песка у вас
получилось слепить разные фигурки?
Дети:
– В песок налили воды, и он стал сырым, липким, песчинки прилипают друг к другу.
Воспитатель:
– Правильно, это ещё одно свойство песка. А где можно встретить сырой песок?
Дети:
– В море, реке, в аквариуме, в песочнице, на
стройке и т.д.
– В результате этого исследования, с какими
свойствами песка вы познакомились?
Дети:
– Песок бывает сухим, рассыпчатым, сыпучим и из него нельзя ничего построить, и сырым, влажным, мокрым, липким, из такого песка можно слепить разные фигурки и постройки.
Воспитатель:
– Вы всё правильно отвечаете. А теперь я
предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо».
– Как вы думаете, то, что камни разрушаются и
превращаются в песок – это хорошо или плохо? Для
того, чтобы ответить на этот вопрос, используйте
цветные ладошки, которые лежат у вас на столах.
Кто считает, что разрушение камня и превращение
его в песок – хорошо, поднимите вверх красную
ладошку. А кто считает, что плохо – поднимите
синюю ладошку. (Воспитатель спрашивает
выборочно мнение нескольких детей).
Дети:
– Хорошо: в песок можно играть детям, удобно
лежать, загорать на пляже, ходить по песку
босиком, песок нужен для строительства домов,
мостов, дорог и т.д.
– Плохо: красивые горы и камни постепенно
разрушаются, пропадает природная красота и т.д.
Воспитатель:
– Хорошо! Молодцы!
– Отодвиньте подносы с песком обратно на край
стола.
– А теперь давайте отдохнём. Выходите все на
середину группы.
Игра (физминутка)
Игра демонстрирует процесс разрушения горы.
Дети стоят около воспитателя, изображая гору.
Стоит гора-старушка, (Поднимают руки вверх)
До небес макушка. (Тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями
рук)
Её дождик поливает, (Встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает. (Прикладывают ладошки к
щекам и качают головой)
И камешки теряет. (Дети медленно отходят назад)
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся (По сигналу воспитателя дети
разбегаются в стороны).
Камешки прочь.
Раскатились камешки, (Прикладывают ладошки к
щекам и качают головой)
И с той самой поры
Ничего не осталось (Двумя руками показывают на
опустевшее место).
От нашей горы!
Дети садятся на свои места.
Воспитатель:
– Отдохнули, теперь продолжаем дальше.
– А ещё есть такие камни, которые можно есть.
Посмотрите на этот камень, что он вам напоминает?
Как вы думаете, что это?
Дети:
– Это соль. (Если дети затрудняются, воспитатель называет сам).
Воспитатель:
– Да, это соль, каменная соль.
– Что вы можете сказать про этот камень? Какой он?
(Если есть возможность, воспитатель предлагает
детям потрогать каменную соль).
Дети:
– Этот камень твёрдый, блестящий, не рассыпается и т.д.
Воспитатель:
– Правильно. И на доску мы ставим карточку с изображением каменной соли.
У вас на подносах тоже лежит соль. Расскажите, а какая у вас соль?
Дети:
– Соль рассыпчатая, белая, сыпучая, солёная, мелкая и т.п.
Воспитатель:
– Правильно. Такую соль как у вас на подносах, получили, измельчив вот такую каменную соль. А для чего людям нужна соль?
Дети:
– Соль добавляют в разные блюда, чтобы было вкусно.
Воспитатель:
– И мы ставим на доску карточку с изображением мелкой соли.
– Вот вы узнали и ещё одно свойство
камней – их можно есть, но не все конечно, а
только соль.
– Но знаете, у соли есть ещё одно свойство, она
может не только разрушаться, но и
восстанавливаться. Сейчас вы узнаете как. Я для
вас приготовила сюрприз – сказочную палочку.
Полюбуйтесь её. Она вся блестит на свету, потому
что покрыта кристалликами соли. Я могу вас
научить сделать такую – же сказочную палочку.
ОПЫТ:
Воспитатель:
– Для этого сейчас мы с вами проведём опыт, как
настоящие учёные. Нам понадобятся стакан с водой,
соль, которая лежит у вас в тарелочках и палочки.
Пододвинь к себе другой поднос высыпьте
аккуратно соль из тарелочки в стакан.
– Что вы видите в стакане? (Соль).
– И мы ставим карточку с изображением стакана с
водой и солью.
– Помешайте палочкой воду в стакане.
– Что случилось с солью? Куда она исчезла?
Дети:
– Соль пропала, растаяла, растворилась.
Воспитатель:
– Правильно. Как вы думаете, какой вода стала на вкус?
Дети:
– Вода стала солёной.
Воспитатель:
– Посмотрите в стакан – у всех соль полностью
растворилась? Это важно для хорошего результата
в нашем опыте. Опустите палочки в стакан и мы их
поставим в тёплое место. Это тоже очень важно, в
тепле вода быстрее испаряется.
И мы ставим на доску карточку с изображением
стакана с солёной водой и солнышка, солнышко –
это тепло.
Теперь вам придётся набраться терпения. Вы уже большие дети и вполне можете потерпеть несколько дней до получения результата. Но вы будете не просто так сидеть, и ждать, а будете наблюдать и каждый день отмечать, сколько воды в стакане испарилось. Когда вода испариться полностью, то на стенках стакана и на палочке останутся вот такие красивые, сверкающие кристаллы соли. И мы ставим на доску карточку с изображением палочки с кристаллами соли.
Эти палочки вы покажите друг другу, полюбуетесь
ими и возьмёте домой, чтобы подарить родителям и
даже можете научить их делать вот такие красивые
палочки.
Вот так получится превращение соли из воды
обратно в камень.
Воспитатель:
– С какими свойствами камней, на примере соли вы ещё познакомились?
Дети:
– Соль можно есть, соль растворяется в воде и может появиться вновь, когда вода испарится.
Воспитатель:
– Посмотрите на доску, у нас получилась цепочка
превращений соли.
– Что было вначале? (Каменная соль)
– Что дальше произошло с солью? (каменную соль
размельчили и стала мелкая соль)
– Что мы сделали с мелкой солью? (Насыпали в
стакан с водой и размешали)
– Что в стакане с водой произошло с солью? (Соль
растворилась)
– Что мы сделаем дальше? (Поставим стакан с
соляным раствором в тёплое место)
– Что получим, когда вода испариться? (На
стенках стакана и на палочке останутся
кристаллики соли)
– По этой цепочке видно, что соль может не только
пропадать в воде, растворяться, но и появляться
опять, когда вода испариться.
– Молодцы! У нас с вами получился целый рассказ о
превращениях соли.
3. Заключительная часть (5 мин.)
Воспитатель:
– Вам понравилось на занятии? Что вам понравилось больше всего? А что было трудно? Мне тоже было с вами приятно и интересно. И Хозяйке Медной Горы тоже очень понравилось, как вы занимались, и она приглашает вас к «Горе Самоцветов». Полюбуйтесь этими сверкающими камнями – это тоже «Цветы Земли». И нет в природе более чистых и сверкающих красок.
(На нижней полке: аметист и горный хрусталь в горной породе; на средней полке: гранат и горный хрусталь в горной породе; на верхней полке: брошь из янтаря и скульптура малой формы из сердолика)
– Скажите, а камни это живая или неживая природа? (Неживая – камни не дышат, не разговаривают, не питаются и холодные на ощупь). А хотите создать свою коллекцию камней и разместить ее в нашем «Музеи камня»? Тогда Хозяйка Медной Горы дарит нам вот такой красивый камушек. С него и начнется наша коллекция, ведь собирать коллекции очень интересно и увлекательно.
– Спасибо. Занятие окончено.