Пояснительная записка
Физика – это непрерывный поиск ответов на множество вопросов об окружающем нас мире. Но, к сожалению, жёсткие временные рамки урока, в которые поставлен учитель, не позволяют ему в полной мере раскрыть прикладную значимость изучаемых тем, охватить все направления практического приложения рассматриваемых вопросов, внести больший элемент занимательности в процесс объяснения материала, сформировать у учащихся восприятия физики как жизненно значимого и интересного предмета.
Цели курса: развитие устойчивого интереса к физике и повышение уровня образовательной компетентности учащихся.
Задачи курса:
- углубление знаний учащихся по физике и расширение их кругозора;
- формирование современной физической картины мира и научного миропонимания природы и техники;
- развитие творческих возможностей учащихся;
- подготовка к сознательному выбору профилирующего направления обучения, а затем профессии;
- укрепление межпредметных связей.
Актуальность предлагаемой программы: удовлетворение индивидуального интереса учащихся к практическому приложению физики, формирование у обучаемых «убеждения в полезности» изучения данного предмета, что в итоге позволит преодолеть предубеждение, что физика - это лишь сухие научные теории, сложные приборы, «заумные» задачи.
Новизна курса состоит в рассмотрении материала, расширяющего и выходящего за рамки школьной программы, с акцентом на прикладном значении изучаемых вопросов.
Темы занятий охватывают все разделы школьной программы: механику, электричество и магнетизм, оптику.
Занятия проводятся в форме рассказа-беседы с элементами проблемного обучения, широким использованием наглядности, проведением большого числа занимательных опытов и демонстраций.
В программе, кроме перечня учебной информации, предъявляемой учащимся, содержится перечень демонстраций. Предусматривается выполнение ученических опытов в домашних условиях (последнее экспериментальное задание из перечня демонстраций), которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и привлечь внимание учащихся к прикладным вопросам физики. Следует отдельно отметить доступность предлагаемых опытов, не требующих специального оборудования, т.е. все предлагаемые демонстрации ученик при желании может воспроизвести в домашних условиях.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса по 1ч. в неделю в течение одного полугодия. Общее количество занятий – 17. Курс «Физика вокруг нас» может быть использован как для учащихся общеобразовательных классов, так и для работы в классах коррекционно – развивающего обучения.
Форма подведения итогов: отчёты учащихся о выполнении домашних опытов, презентации по результатам выполненных информационных (например, по разделу «Историческая справка») и исследовательских проектов.
В результате изучения курса учащиеся должны знать: примеры практического приложения достижений физики в повседневной жизни; историю развития техники; принципы действия современных технических устройств и бытовой техники: стиральной машины, сепаратора, СВЧ-печи, холодильника, пылесоса, гироскопа и автопилота, гидравлического тарана и водяной карусели, медицинских физиотерапевтичсеких и диагностических устройств и приборов; элементы биофизики.
Уметь: объяснять оптические явления, наблюдаемые в атмосфере Земли, возникновение подъёмной силы крыла, примеры реактивного движения, причину разрушительного действия смерчей; выдвигать гипотезы, проводить исследования с последующим оформлением результатов; изготавливать простейшие модели.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Всего часов | Лекционных |
Практических |
1
7-8
12
15 17 |
Раздел I. Механика Планирующий
полёт Раздел II.Электричество Электричество и жизнь Раздел III. Оптика Зрительные самообманы Раздел IV. Магнетизм Магниты: от А до Я Заключительное занятие |
6 1 5 2 3 1 2 1 1 |
5 1 4 2 2 1 1 1 – |
1 – 1 – 1 – 1 – 1 |
Итого |
17 |
12 |
5 |
Содержание программы
Раздел I (6 часов)
Механика
Планирующий полёт
Понятия планирующего полёта. Примеры использования планирующего полёта в растительном и животном мире. Парашют и затяжной прыжок парашютиста. Бумеранг. Использование планирующего полёта в современной технике.
Демонстрации
1. Бумажный голубь.
2. Летучие семена растений [7].
3. Строение тела белок-летяг и летучих мышей [7].
4. Модель парашюта [3].
5. Бумажный бумеранг и способы его метания [9].
6. Бумажный самолётик («стрелка»), с последующим
проведением соревнований на дальность полёта
[3,2].
Реактивное движение
Условия движения тел. Турбина Герона и сегнерево колесо. Ракеты. Реактивные и турбореактивные двигатели. Реактивное движение в живой природе.
Демонстрации
1. Движение тела по поверхности воды
(игрушка-пловец).
2. Явление отдачи.
3. Реактивный полёт воздушного шарика [2].
4. Турбина Герона [11].
5. Водяная карусель [4].
6. Головоногие моллюски: кальмары, осьминоги,
каракатицы. Медузы (слайды).
7.1. Реактивный душ [11].
7.2. Реактивный воздушный шарик [11].
Вращательное движение
Особенности вращательного движения. Роль инерции во вращающихся системах. Принципы действия центробежных механизмов. Колесо смеха и применение центрифуги. Сепараторы. Негативная роль сил, возникающих при вращении.
Демонстрации
1. Вращение ведёрка с водой.
2. Вращение ведёрка, заполненного водой и
имеющего отверстие в дне [3].
3. Подъём вращающегося шарика по стенке стакана
[2].
4. Борьба между различными силами [2].
5. Вращение фигурок на диске проигрывателя [9].
6. Игра «Загони шарик» [13].
Гироскоп на земле, в небесах и на море
Вначале был волчок. От волчка до гироскопа. Компас без магнита. Применение наземного гироскопа. Гироскоп поднимается в небо. Управляет гироскоп.
Демонстрации
1. Игрушка-волчок.
2. Схема торпеды с гироскопическим авторулевым.
3. Схема современного автопилота [15].
4. Схема модели гироскопа.
5.1. Модель авиагоризонта [15].
5.2. Модель гироскопического компаса [14].
Закон Бернулли: от игрушки до карбюратора
Физические основы закона Бернулли. Принцип действия пульверизатора. Возникновение подъёмной силы крыла. Объяснение механизмов смерчей, водяных воронок и торнадо. Использование закона Бернулли в судоходстве, при строительстве домов и в жизни садоводов.
Демонстрации
1. Схема устройства пульверизатора.
2. Возникновение подъёмной силы для полоски бумаг
[2].
3. Лёгкий шарик, парящий в струе воздуха [4].
4. Нарушение равновесия весов при продувании
воздуха под одной из чашек весов [4].
5. Схема устройства карбюратора
6. Гидравлический удар [15].
7. Схема устройства гидравлического тарана.
8. Волшебное дуновение [2].
Практическая работа № 1 « Сохранение момента импульса” [6]
Раздел II (5 часов)
Электричество
Электричество и жизнь
Историческая справка. Электрические заряды и живые организмы. Природные электрические токи. Электрические явления в нервной системе животных. Электрические явления в растениях. Растения-хищники. Птицы на проводах. Электрические рыбы. Характер воздействия тока на человека.
Демонстрации
1. Картофельный (огуречный) элемент [4]
2. Электрические рыбы (слайд).
3. Насекомоядные растения (растения-ловушки)
(слайд).
4. Электризация цветка [4]
5. Электрический спрут [3]
Физика. Человек. Здоровье
Биопотенциалы и их регистрация. Электрические токи в организме человека. Физические основы электрокардиографии, электроэнцефалографии и акупунктуры. Электротерапия.
Демонстрации
1. ЭКГ здорового человека и страдающего
болезнями сердца.
2. Вид типичной энцефалограммы.
3. Фотографии медицинских диагностических
приборов и физиотерапевтических устройств.
4. Измерение общего сопротивления своего тела [10]
Современные электробытовые приборы
Историческая справка. Принцип работы холодильника, бытовой микроволновой печи, электрического утюга и электрического чайника, пылесоса. Освещение помещений. Энергосберегающие лампы.
Демонстрации
1. Внешний вид первых и современных
образцов бытовой техники (слайды).
2. Схемы устройства электробытовых приборов.
3. Изготовление моделей.
Практическая работа № 2 « Определение электрического сопротивления участка своего тела» [10]
Раздел III (3 часа)
Оптика
Зрительные самообманы
Физические основы зрения. Не обманы зрения, обманы суждения. Объяснимые зрительные иллюзии. Труднообъяснимые обманы зрения. Зрительные иллюзии и роль сознания смотрящего. Несуществующие образы. Несуществующие образы. Двусмысленные фигуры.
Демонстрации
1. Строение глаза человека. Как видит наш
глаз?[2].
2. Примеры зрительных иллюзий[2,8,9].
3. Фантастические видения[2].
Световые явления в атмосфере Земли
Интересные факты. Явления отражения, преломления, рассеяния и поглощения света. Неизбежный разговор о волнах. Цвета неба и зорь. Радуга. Старое и новое о миражах. Загадочные явления природы: гало, нимбы, ложные Солнца и зелёный луч.
Демонстрации
1. Сломанный луч (преломление света) [2]
2. Искусственный закат (рассеяние света в
жидкости) [2]
3. Какого цвета свет? (сложность света) [2]
4. Цвета радуги [2,11]
5. Фотографии оптических атмосферных явлений.
6. Самый простой телескоп[2].
Практическая работа № 3 « Интерференция в тонких плёнках» [4]
Раздел IV (2 часа)
Магнетизм
Магниты: от А до Я
Способы изготовления магнитов. Секреты магнитов. Магнитные свойства тел. Магнетизм в природе. Электромагнитный транспорт. Магниты в медицине.
Демонстрации
1. Магнит или немагнит? [1,12]
2. Изготовление постоянных магнитов [1,11,12]
3. Странности железного ведра [1,11,12]
4. Опыты с самодельными магнитами [1,2,11,12]
5. Гирлянда из монет [1,11,12]
6. Магниты – перевёртыши [1,11,12]
7. Магнитный ёжик [1,11,12]
8. Магнитные картины [11]
Практическая работа № 4 «Исследование свойств постоянных магнитов» [1]
Заключительное занятие
Отчёты учащихся о выполненных домашних практических заданиях, демонстрация презентаций и изготовленных моделей, защита проектов.
Список литературы
- Ализаде Ш.Г. Интересные опыты по магнетизму//Физика для школьников. – 2010. - № 4. – С. 37 – 42.
- Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. А. Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001.
- Гальперштейн Л. Забавная физика: Научно-популярная книга. – М.: Дет. лит., 1993.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6 – 7 классах средней школы. Кн. Для учителя. – М.:Просвещение, 1985.
- Занимательные опыты по физике/ Дженис Ванклив;пер. с англ. Н.Липуновой. – М.: АСТ: Астрель. 2008.
- Занимательные опыты.100 интересных экспериментов, которые помогут понять законы окружающего мира: физика, химия, биология, астрономия: пер. с англ./ Глен Веккионе. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.
- Миртов Ю. Признаки в видимом мире. – Наука и жизнь, 1990, №11.
- Перельман Я. И. Занимательная физика. В двух книгах. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983.
- Познай самого себя: Практические работы и экспериментальные мини-проекты: измерение параметров человека. 9-11 классы – М.: Чистые пруды, 2009.
- Рабиза Ф. В. Простые опыты. Забавная физика для детей. – М.: Дет. лит., 2000.
- Туркина Г. Ф. Простые опыты с магнитами. – Первое сентября. Физика, 2003, №13.
- Туркина Г. Ф. Простые опыты с пластиковыми бутылками. – Первое сентября. Физика, 2002, №1.
- Шестов С. А. Гироскоп на земле, в небесах и на моря. – М.: Знание, 1989.
- Юный исследователь. Реактивные самолёты. Звёзды и планеты. Космические полёты. – М.: Росмэн, 1994.