Для успешного развития детского художественного творчества большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности, и самостоятельности. Художественно-образное выражение в деятельности детей, начиная с младшего дошкольного возраста – предпосылка к дальнейшим творческим проявлениям, способствующим становлению интересов и способностей, развитию мышления, памяти, образного восприятия, воображения и фантазии, совершенствованию речи детей. Знакомство с произведениями искусства, занятия различными видами художественной деятельности создают для развития творчества детей особенно благоприятные условия. Организация обучения, создание соответствующих педагогических условий, направленных на стимуляцию творческой активности проявлений личности, с учетом индивидуально-психологических различий, помощь взрослого способствует эффективности развития художественного творчества детей начиная с младшего дошкольного возраста. (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов). В научно-методических разработках Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой, Т.С.Комаровой выдвинуты основные принципы реализации игрового подхода. Для детей младшего дошкольного возраста особенно важно, что именно в игре продуктивно развиваются творческие способности.
Музыкальная игра, по утверждению известного педагога А.В.Кенеман, это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, наиболее способствующим развитию фантазии ребенка, эстетических и нравственных чувств. Н.А. Ветлугина пишет, что игра выступает генетической основой детского художественного творчества, а состояние эмоциональной увлеченности, возникающее в процессе игры, напоминает в своих зачаточных формах вдохновение зрелого художника.
Музыкальная игра-сказка представляет собой
новейшее, еще до конца не изученное
дидактическое средство для развития музыкальных
и творческих способностей, формирования
художественного вкуса, эстетических эмоций и
чувств. Музыкальная игра-сказка, являющаяся
синтезом нескольких видов искусств (музыки,
драматизации, пантомимы, пластики, хореографии),
является важным средством развития
художественного творчества.
Яркое, эмоциональное изложение сказочных
событий, имеющих духовно-нравственное
содержание, развернутая творческая
сюжетно-ролевая игра, являющаяся высшим
интегрированным видом игры, объединяющим
различные виды искусства – музыку,
литературу, изобразительное искусство, театр.
Сюжеты музыкальных игр-сказок конкретизируются
понятными для детей младшего дошкольного
возраста картинами, образами животного мира,
сказочными образами, но при этом, не теряя яркой
художественной содержательности.
К каждому персонажу подбирается музыкальная характеристика по типу лейтмотива (фрагменты классической музыки) таким образом, что музыка «откликается» на развитие сюжета, кульминации, создает настроение, созвучное переживаемому героями сказки. Особенностью музыкальной игры-сказки является возможность включения всех видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность), а также разных видов художественной деятельности (рисование под музыку образов сказки, элементов декораций, художественное слово, театр) О.П.Радынова. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Через музыкальную игру-сказку:
- дети получают знания о музыке (композиторах, средствах музыкальной выразительности);
- приобретаются необходимые умения и навыки исполнительской и творческой деятельности;
- развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, творческое воображение, мышление, умственная активность, осознанность музыкального восприятия, музыкальные и творческие способности.
Музыкальная игра-сказка способствует воспитанию ценностных ориентаций личности.
В процессе музыкальной игры-сказки дети
накапливают опыт восприятия музыки разных эпох,
в привлекательной для них в игровой
деятельности, что пополняет их музыкальный
запас, осваивают средства художественной
выразительности, характерные для музыки и речи –
ритм, динамику, темп, высоту. Это дает возможность
дифференцированно воздействовать на детей с
разным темпом развития. В процессе творческих
музыкальных игр-сказок дети вовлекаются в
деятельность, требующую фантазии: они оперируют
выразительными мелодиями, комбинируют движения
танца, ищут выразительные средства для передачи
игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети
выразительно передают поведение и развитие
действия. В результате они могут оценить свои
действия и действия всех участников игры.
Для формирования первоначальных творческих
проявлений художественного творчества детей
младшего дошкольного возраста посредством
музыкальной игры-сказки необходимы
педагогические условия:
1. Опыт накопления восприятия разных эпох, озвучивающей образы сказки
Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Дети младшего дошкольного возраста учатся чувствовать и понимать выразительный смысл музыкальных произведений не только в процессе восприятия музыки, специально созданной для слушания, но и в связи с ее исполнением, и в процессе творческих импровизаций под музыку, и получая знания о ней, и создавая свой музыкальный образ в музыкальной игре-сказке. Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры. В процессе музыкальной игры-сказки утверждает в своих исследованиях О.П.Радынова, дети накапливают опыт восприятия музыки разных эпох в занимательной для них игровой деятельности, что пополняет их музыкальный тезаурус, «копилку» ценностных впечатлений. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. В этом возрасте начинают выявлятся некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка – устойчивая эмоциональная отзывчивость на музыку, интерес к ней, выявляются первые предпочтения, которые ребенок может обосновать в простейших оценках. В процессе обучения обогащаются знания о музыке, накапливаются впечатления. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А. Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. Очень ярко и эмоционально дети реагируют на музыку, передающую музыкальные образы природы А. Вивальди «Времена года». На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. У младших дошкольников опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Постепенно, с приобретением определенного опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить знакомые мелодии с жизненными явлениями, определять характер музыки.
2. Формирование первичных знаний, умений, навыков, выражение своих впечатлений в музыкальной деятельности, художественное восприятия искусства
По ходу игры дети приобретают необходимые умения и навыки исполнительской и творческой деятельности (пение, ритмопластика, игра на инструментах), развиваются музыкальные и творческие способности. Музыка является эмоциональным стержнем, побуждающим ребенка выразить свое отношение к ней, героям и событиям сказки с помощью разных видов музыкальной деятельности, прежде всего, ритмопластики.
Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущение гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности движений. Основой ритмопластики является музыка, а разнообразные упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания и передача музыкальных характеров героев сказки. Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.
Музыкально-ритмические движения помогают
различению детьми особенностей музыкальной
речи: выразительных интонаций, фраз, формы,
регистровых, темповых, динамических изменений,
пауз, акцентов, оттенков настроения и
способствуют осознанного музыкального
восприятия и способствуют закреплению
музыкальных образов в сказке.
Применение детских музыкальных инструментов
и игрушек обогащает музыкальные впечатления для
младших дошкольников, развивает их музыкальные
способности, дополняет выразительность
созданных образов.
Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики и включать оркестровку фрагментов произведений.
Дополняя звучанием инструментов (колокольчики, свистульки, ритмические палочки) соответствующих образов сказки, дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Постепенно эти импровизации становятся более мелодичными, выразительными.
Осмыслить, выразить свое отношение к музыке в сказке помогает художественное слово, которое создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение и его содержание, поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает. Высокое художественное качество доступных детям литературных произведений вызывает у них положительные эмоции, развивает у детей художественный вкус, умение элементарно оценивать художественное произведение. Для младшего дошкольника выбранная сказка должна подтверждать и подкреплять имеющиеся у детей представления о явлениях жизни, а также им давать им новые, яркие впечатления, разнообразные переживания. Используя выразительное чтение, при несложном сюжете, педагог использует музыкальные фрагменты для осознания выразительности музыкальных образов сказки. На комплексных занятиях и в самостоятельной игровой деятельности младшие дошкольники рассматривают иллюстрации к сказкам, картины художников, созвучные по настроениям событий сказки. Художественное воспитание через рисование, лепку и аппликацию помогает развивать наблюдательность детей, их зрительное восприятие к сюжету сказки, помочь научиться выражать свое отношение к изображаемому и характеризовать те явления, которые изображаются, способствовать развитию творческого воображения и мышления.. В процессе занятий и самостоятельной музыкально-игровой деятельности дети рисуют, лепят, выражая характер персонажей, настроения и чувства героев.
По ходу игры дети приобретают необходимые умения и навыки, перед ребенком раскрывается образная сторона музыкального искусства. Привлекая его к музыкально-образному воплощению в различных видах музыкальной деятельности. Он включается в непосредственную деятельность, овладевая различными интонациями, используя музыкальные инструменты, двигаясь под музыку, усваивает доступные способы воплощения простейших музыкальных образов, при этом выполняя специальные творческие задания.
3. Закрепления своих впечатлений в музыкальной игре-сказке, побуждающих детей к музыкально-творческим проявлениям
Обладая некоторым «словарем эмоций» и владея в
процессе общения с взрослым простейшими
эталонами оценочной лексики, дети характеризуют
смену настроений, в произведении выделяют его
части, сравнивают и сопоставляют несколько
произведений по сходству и контрасту в
творческих заданиях, выражают свое отношение в
образно-игровых музыкально-ритмических
движениях в прослушанному. Освоив сказку в
ритмопластике, включаем игру на музыкальных
инструментах. Фамилии композиторов сообщаются
детям по ходу разучивания сказки. Освоив игру
«для себя», дети начинают «играть для зрителей».
В процессе разучивания музыкальной игры-сказки
круг знакомых интонаций расширяется,
закрепляется, выявляются предпочтения,
формируются начала музыкального вкуса и
музыкальной культуры в целом.
После теоретического анализа проблемы и данные
полученные после диагностирования детей,
показали, что первоначальные творческие
проявления художественного творчества
необходимо воспитывать в условиях специально
организованной педагогической работы.
С этой целью была
применена методика на примере музыкальной
игры-сказки «Как лесные жители утешали
медвежонка…» по авторской сказке С.Ю.
Смольниковой, которая заключалась в
поэтапном вживании детей в мир сказочных
музыкальных образов.
1 этап – ознакомительный основан на целостном восприятии сказки с музыкой и состоит из накопления опыта осознанного восприятия музыки (выявления выразительности интонационной речи, музыкальной формы, мелодии), развития творческого воображения на материале музыкальных произведений, способности образно высказываться о музыке. Использовались методы наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, беседа, практический. Сообщалось название произведения, сведения о композиторе.
2 этап – формирование знаний умений и навыков в исполнительстве и творческих проявлениях.
Работа над каждым образом проводилась поэтапно. Более детально обсуждался характер образа, его настроение. Затем дети прослушивали уже знакомый фрагмент, подобранный соответственно данному образу и пытались показать, как эмоциональное содержание музыки передает характерные особенности образа сказки.
Основная задача этого заключалась в том, чтобы дети на основе восприятия музыки показали движения и действия персонажей с характерными для них особенностями. В работе над сказкой использовали занятия по изодеятельности, аппликации, лепки.
Научить детей воспроизводить эмоции, имитировать их, а также узнавать по выразительным движениям. Проигрывание этюдов, игр с последовательным изучением мимики, поз, походки, жестов, характеризующих определенное эмоциональное состояние: интерес, гнев, печаль, удовольствие. Использован был игровой метод, метод сотворчества педагога с детьми, беседа, метод уподобления звучания музыки, практический, метод побуждения к творчеству.
3 этап – поисково творческий являлся
возвращением к целостному восприятию
музыкальной игры-сказки уже на новом уровне ее
восприятия и понимания.
В процессе этой работы особая роль отводится
активизации творческого воображения как
способности, включающей быстрое вхождение
ребенка в воображаемую ситуацию, умение
действовать в соответствии с характерными
особенностями пластики изображаемого персонажа,
умение общаться с другими действующими лицами
постановки, оставаясь в образе.
Итогом разучивания музыкальной игры-сказки проведение спектакля для родителей, для детей другой группы, включение его в праздничный утренник, посвященный Международному Женскому дню.
Используемая литература:
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.: Просвещение 1991 г.
- Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» М.: Наука 2003 г.
- Ветлугина Н.А. «Художественное творчество и ребенок» М.: Педагогика 1972 г.
- Радынова О.П.; Комисарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Дубны. Феникс. 2011 г.