Цель: совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова
Задачи:
- учить детей писать слова с безударной гласной в корне слова, подбирать проверочные слова, продолжить формирование умений написания словарных слов, фразеологизмов и пословиц;
- развивать умение находить, видеть, проверять слова с безударной гласной в корне слова, орфографическую зоркость, речевые умения, внимание, память, мышление;
- воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование:
- доска
- презентация по данной теме
- компьютер
- тесты (для каждого ученика)
- орфографические словари.
Этапы урока |
Ход урока |
Примечание |
Психологическая готовность | – Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке гости, поприветствуем их. Садитесь. | |
– У вас на столе лежат 2 картинки: символы настроения. Поднимите ту картинку, которая отображает ваше настроение на уроке. | Показ смайликов. | |
– Я рада, что у всех отличное настроение. Поэтому, очень хотелось, чтобы работали дружно, активно отвечали на вопросы и четко выполняли задания. Я думаю, у нас все получится. Мы постараемся. | ||
– Изучение русского языка – это великое дело. Сегодня попробуем это доказать. | ||
Минутка чистописания | – Откроем тетради, запишем число, классная работа. | |
– Посмотрите, перед вами слова: солить, лежать, трава, свистун. | ||
– Назовите орфограмму в этих словах. | ||
– Определите, какую цепочку из гласных букв мы будем писать на минутке чистописания. | ||
– Обоснуйте свой ответ. | оеау | |
– Пропишите данную цепочку букв и составьте свои варианты цепочек букв. | иеоа аоеиа аеои оаие аиео и др. |
|
– Какие вы еще написали цепочки букв? Скажите свои варианты. | ||
– Какую орфограмму повторили? | Как проверить слова с безударной гласной в корне слова. | |
– Какая тема урока? | Правописание безударных гласных в корне слова. | |
– Чему будем учиться на уроке? | ||
– Какова цель нашего урока? | Подбирать проверочные слова, развивать умение проверять слова с безударной гласной в корне слова. | |
Словарно-орфографическая работа | – Давайте повторим написание ранее изученных словарных слов | |
– Пишем слово «Словарь». | ||
– Подчеркните орфограммы (непроверяемые гласные), поставьте ударение. | ||
– Познакомимся еще с одним словом из словарика. | ||
– Посмотрите на изображение. | ||
– Какое слово прочитали? | ||
– В чем ключик? Каким образом вы это осуществили? | Буквы читаем в порядке возрастания столбиков. | |
– Подберите родовое понятие к слову яблоко. | Яблоко – это плод дерева яблони. | |
– Назовите его существенный признак. | Фрукт, есть семена, можно посадить и вырастить дерево. Яблоко имеет обычно круглую форму. | |
– Скажите полностью, что такое яблоко. Вспомните все особенности яблока и объедините в одно целое. | Яблоко – это плод, имеет семена, круглое по форме. | |
– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например: | Слайд | |
– тело глаза – глазное яблоко; | Слайд | |
– сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко (попасть в яблочко); | Слайд | |
– рукоятка меча – яблоко; | Слайд | |
– кадык – адамово яблоко; | Слайд | |
– символ императорской власти – державное яблоко. | Слайд | |
– Ребята, как вы думаете, почему слово яблоко имеет много значений? Многообразие значений слова яблоко объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что яблоко в древнерусском языке означало шар. | Имеет круглую форму | |
Работа со словарем | – Найдите слово яблоко в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемые безударные гласные (2 буквы «О»). | У детей орфографический словарь на партах |
Работа над фразеологизмами и пословицей | – Прочитайте следующую запись,
соблюдая такую последовательность: 1. Фразеологические обороты 2. Пословица |
Слайд |
|
Читает учитель | |
– Прочитайте фразеологические обороты. | ||
– Что означает? Когда так говорят?
|
||
– А последнее выражение? | Это пословица | |
– Раскройте смысл пословицы. Яблоко от яблоньки недалеко падает – говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери. | ||
– Найдите в пословице слово с проверяемой безударной гласной в корне слова. | Это слово недалеко | |
– Подберите проверочное слово. | Запись на доске: недалеко' – даль | |
– Как проверить безударную гласную? | ||
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне? | ||
– Посмотрите на алгоритм проверки. | Слайд | |
Работа над предложением | – Сегодня на уроке мы будем совершенствовать свои знания в области применения данного правила. | |
– Составьте предложение о жителе леса – еже. | ||
– Найдите слова с орфограммой безударная гласная в корне слова? | ||
– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне? (Чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне слова, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал ударным). | ||
– Подберите проверочные слова. | ||
– Какие еще орфограммы вы встретили в этом предложении? | (Жи,чн) | |
– Спишите правильно это предложение, подчеркните орфограммы. | ||
– Проверьте себя. | ||
Физминутка | «Бегущая стрелка». | |
Упражнение на закрепление | – Впереди нас ждет следующее испытание. Ребята, вам нужно разгадать кроссворд. | |
– Послушайте загадки. Отгадку – один из
учеников выйдет и запишет на доске.
|
||
– Запишите отгадку. Подберите
проверочное слово. Докажите. Запись в тетрадях:
|
Работаем у доски | |
– Прочитайте выделенное слово в кроссворде. | ||
– Что такое роса? | ||
– Как пишется слово роса? Докажите.
Запись: роса' – ро'сы. |
||
– Итак, что надо сделать, чтобы правильно обозначить безударную гласную в корне слова? | Дети делают вывод | |
– Еде одно интересное испытание. | ||
– Прочитайте предложения и
сформулируйте задание. Стаяли харошые солнечьные дни. Мы чясто хадили в рощю. Хателось узнать, как лисные жытели готовятся к встрече висны. |
||
– Спишите текст, исправляя ошибки, выделите орфограммы. | ||
– Взаимопроверка. (Поменяйтесь с соседом тетрадями, карандашом исправьте ошибки. | Без ошибок – 5 (ставите на полях) 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 более 4 ошибок – 2 |
|
Физминутка | ||
Контроль знаний. Тестирование | А сейчас я хочу проверить, на сколько вы
хорошо поняли тему. Возьмите приготовленные для
вас тесты. За каждое задание будут баллы. Сколько
получите баллов в сумме, такая оценка и будет за
усвоенный материал. Если не ответите (не обведете
нужный ответ), то не заработаете баллы. Проверка. Посмотрите, какие ответы правильные. Внизу, где количество баллов в строчку суммируйте свои баллы (примером) или посчитайте сразу. Поднимите руку, кто набрал
Молодцы! |
|
Рефлексия | – Какое у вас настроение? Покажите символом. | |
– Что получилось на уроке? | Справились со всеми заданиями, правильно подобрали проверочные слова. | |
– Чему нужно уделить внимание? | ||
– Для чего нужно знать правописание безударных гласных в корне? | ||
– Я вас всех благодарю за урок. Мне очень понравилось, как вы работали, отвечали, писали. Вы справились со всеми заданиями. | ||
– Спасибо за урок. |