Урок русского языка для учащихся 2-го класса по теме "Безударные гласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова

Задачи:

  • учить детей писать слова с безударной гласной в корне слова, подбирать проверочные слова, продолжить формирование умений написания словарных слов, фразеологизмов и пословиц;
  • развивать умение находить, видеть, проверять слова с безударной гласной в корне слова, орфографическую зоркость, речевые умения, внимание, память, мышление;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

  • доска
  • презентация по данной теме
  • компьютер
  • тесты (для каждого ученика)
  • орфографические словари.

Этапы урока

Ход урока

Примечание

     
Психологическая готовность – Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке гости, поприветствуем их. Садитесь.  
  – У вас на столе лежат 2 картинки: символы настроения. Поднимите ту картинку, которая отображает ваше настроение на уроке. Показ смайликов.
  – Я рада, что у всех отличное настроение. Поэтому, очень хотелось, чтобы работали дружно, активно отвечали на вопросы и четко выполняли задания. Я думаю, у нас все получится. Мы постараемся.  
  – Изучение русского языка – это великое дело. Сегодня попробуем это доказать.  
Минутка чистописания – Откроем тетради, запишем число, классная работа.  
  – Посмотрите, перед вами слова: солить, лежать, трава, свистун.  
  – Назовите орфограмму в этих словах.  
  – Определите, какую цепочку из гласных букв мы будем писать на минутке чистописания.  
  – Обоснуйте свой ответ. оеау
  – Пропишите данную цепочку букв и составьте свои варианты цепочек букв. иеоа
аоеиа
аеои
оаие
аиео и др.
  – Какие вы еще написали цепочки букв? Скажите свои варианты.  
  – Какую орфограмму повторили? Как проверить слова с безударной гласной в корне слова.
  – Какая тема урока? Правописание безударных гласных в корне слова.
  – Чему будем учиться на уроке?  
  – Какова цель нашего урока? Подбирать проверочные слова, развивать умение проверять слова с безударной гласной в корне слова.
Словарно-орфографическая работа – Давайте повторим написание ранее изученных словарных слов  
  – Пишем слово «Словарь».  
  – Подчеркните орфограммы (непроверяемые гласные), поставьте ударение.  
  – Познакомимся еще с одним словом из словарика.  
  – Посмотрите на изображение.  
  – Какое слово прочитали?  
  – В чем ключик? Каким образом вы это осуществили? Буквы читаем в порядке возрастания столбиков.
  – Подберите родовое понятие к слову яблоко. Яблоко – это плод дерева яблони.
  – Назовите его существенный признак. Фрукт, есть семена, можно посадить и вырастить дерево. Яблоко имеет обычно круглую форму.
  – Скажите полностью, что такое яблоко. Вспомните все особенности яблока и объедините в одно целое. Яблоко – это плод, имеет семена, круглое по форме.
  – Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например: Слайд
  – тело глаза – глазное яблоко; Слайд
  – сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко (попасть в яблочко); Слайд
  – рукоятка меча – яблоко; Слайд
  – кадык – адамово яблоко; Слайд
  – символ императорской власти – державное яблоко. Слайд
  – Ребята, как вы думаете, почему слово яблоко имеет много значений? Многообразие значений слова яблоко объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что яблоко в древнерусском языке означало шар. Имеет круглую форму
Работа со словарем – Найдите слово яблоко в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемые безударные гласные (2 буквы «О»). У детей орфографический словарь на партах
Работа над фразеологизмами и пословицей – Прочитайте следующую запись, соблюдая такую последовательность:
1. Фразеологические обороты
2. Пословица
Слайд
 
  • Яблоку негде упасть
  • Конь в яблоках
  • Как румяное яблочко
  • Яблоко от яблоньки недалеко падает
  • Яблоко раздора
Читает учитель
  – Прочитайте фразеологические обороты.  
  – Что означает? Когда так говорят?
  • Яблоку негде упасть – тесно.
  • Яблоко раздора – это то, что приводит к ссоре.
  • Конь в яблоках – так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами.
  • Как румяное яблочко – очень красивое.
 
  – А последнее выражение? Это пословица
  – Раскройте смысл пословицы. Яблоко от яблоньки недалеко падает – говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.  
  – Найдите в пословице слово с проверяемой безударной гласной в корне слова. Это слово недалеко
  – Подберите проверочное слово. Запись на доске:   недалеко' – даль
  – Как проверить безударную гласную?  
  – Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне?  
  – Посмотрите на алгоритм проверки. Слайд
Работа над предложением – Сегодня на уроке мы будем совершенствовать свои знания в области применения данного правила.  
  – Составьте предложение о жителе леса – еже.  
  – Найдите слова с орфограммой безударная гласная в корне слова?  
  – Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне? (Чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне слова, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал ударным).  
  – Подберите проверочные слова.  
  – Какие еще орфограммы вы встретили в этом предложении? (Жи,чн)
  – Спишите правильно это предложение, подчеркните орфограммы.  
  – Проверьте себя.  
Физминутка «Бегущая стрелка».  
Упражнение на закрепление – Впереди нас ждет следующее испытание. Ребята, вам нужно разгадать кроссворд.  
  – Послушайте загадки. Отгадку – один из учеников выйдет и запишет на доске.

1. Заслонили тучи солнце,
Гром раскатисто смеется.
В небе молний полоса –
Значит, началась … (гроза)

2. Зубы остры, хвост – лопатой,
Что за славные ребята?
Строят хаты и плотины,
Валят толстые осины. (Бобры)

3. Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Летит спать в дупло. (Сова)

4.Она под осень умирает.
И вновь весною оживает.
Иголками выходит к свету,
Растет, цветет себе все лето.
Коровам без нее – беда:
Она их главная еда. (Трава)

 
  – Запишите отгадку. Подберите проверочное слово. Докажите.

Запись в тетрадях:

гроза' – гро'зы
бобры' – бо'бр
сова' – со'вы
трава' – тра'вы

Работаем у доски
  – Прочитайте выделенное слово в кроссворде.  
  – Что такое роса?  
  – Как пишется слово роса? Докажите.
Запись: роса' – ро'сы.
 
  – Итак, что надо сделать, чтобы правильно обозначить безударную гласную в корне слова? Дети делают вывод
  – Еде одно интересное испытание.  
  – Прочитайте предложения и сформулируйте задание.
Стаяли харошые солнечьные дни. Мы чясто хадили в рощю. Хателось узнать, как лисные жытели готовятся к встрече висны.
 
  – Спишите текст, исправляя ошибки, выделите орфограммы.  
  – Взаимопроверка. (Поменяйтесь с соседом тетрадями, карандашом исправьте ошибки. Без ошибок – 5 (ставите на полях)
1-2 ошибки – 4
3-4 ошибки – 3
более 4 ошибок – 2
Физминутка    
Контроль знаний. Тестирование А сейчас я хочу проверить, на сколько вы хорошо поняли тему. Возьмите приготовленные для вас тесты. За каждое задание будут баллы. Сколько получите баллов в сумме, такая оценка и будет за усвоенный материал. Если не ответите (не обведете нужный ответ), то не заработаете баллы.

Проверка. Посмотрите, какие ответы правильные. Внизу, где количество баллов в строчку суммируйте свои баллы (примером) или посчитайте сразу. Поднимите руку, кто набрал

– 5 баллов;
– 4 балла;
– 3 балла;
– 2 балла;
– 0 баллов.

Молодцы!

 
Рефлексия – Какое у вас настроение? Покажите символом.  
  – Что получилось на уроке? Справились со всеми заданиями, правильно подобрали проверочные слова.
  – Чему нужно уделить внимание?  
  – Для чего нужно знать правописание безударных гласных в корне?  
  – Я вас всех благодарю за урок. Мне очень понравилось, как вы работали, отвечали, писали. Вы справились со всеми заданиями.  
  – Спасибо за урок.