Цель урока: показать взаимопроникновение искусства и технической фиксации в фотографии, определить точки соприкосновения и расхождения в данном виде творчества.
Задачи:
- образовательные: познакомить с искусством фотографии, понять назначение фотографии, рассмотреть жанры и области применения фотографии, познакомить с новыми семантическими кодами в искусстве и журналистике;
- воспитательные: приобщение к общечеловеческому достоянию в области фотографии, определение этических границ фотоязыка, развитие чувства прекрасного, привитие интереса к современному и доступному виду искусства – фотографии;
- развивающие: формирование метапознавательных навыков, формирование кругозора и целостного мировосприятия через различные виды и жанры человеческого творчества.
Формы работы на уроке: эвристическая беседа, лекция с элементами дискуссии, дискуссия, деловая игра, работа с наглядны материалом (фото, видео), групповая работа.
ТСО: видеопроектор, фотоаппараты, ноутбук, программное обеспечение, наглядный печатный материал, фотокарточки, предметы для натюрмортов (кувшин, камни, цветы и т.д.)
Подготовительная работа: монтаж видеоролика, отбор и изготовление фотоснимков, проработка методики и плана проведения деловой игры, работы в группах, подготовка текстов для работы, оформление стенда «ТОР 10», демонстрирующего 10 мировых фотошедевров и их авторов.
План-конспект урока:
Урок занимает два академических часа. На первом занятии — теоретическая часть, включающая рассказ о фотографии, дискуссию на тему «Фотография — документ или искусство?», работу со снимками. На втором — практическая, заключающаяся в подготовке фотопродукта как информационного сообщения (фоторепортаж), так и художественно-ценного (портрет, натюрморт). В конце — рефлексия. Разбор отснятого материала, нахождение в снимках признаков как документа, так и искусства.
I. Организационный момент, знакомство с темой.
II. Демонстрация видеоролика с текстом. О функциях и назначении фотографии – документальном отражении событий и одном из видов искусства. (3 мин)
III. Дискуссия. Постановка проблемы: в чём смысл фотографии, что в ней главнее — фиксация факта или же фотография — это особая эстетика, возведённая в искусство?
Тезис о фотографии как исключительно
документальном сообщении в зрительном образе.
Разбор примеров, доказывающих данное
утверждение. Высказывания учащихся,
согласившихся с данным утверждением, их
аргументация.
Второй этап дискуссии. Утверждение, что
фотография — иллюзия, как всякое искусство
является отражением восприятия художника,
передачей его эстетического опыта. Разбор
примеров, доказывающих данное утверждение:
Ричард Аведон «Модель Довима ван Клиф и слоны,
1955»; Уильям Юджин Смит «Прогулка по райскому
саду, 1946»; Эрнст Хаас «Яхты,1958». Высказывания
учащихся, согласившихся с данным утверждением,
их аргументация.
IV. Рассказ об истории фотографии. Видеоролик.
V. Фотография как искусство, фотография как отрасль журналистики — фотожурналистика. Точки соприкосновения. Взаимопроникновение принципов фотографии как искусства и как документа. Рассказ педагогов.
VI. Работа в группах: работа с текстами и фотографиями. Составление фоторяда по предлагаемым текстам разных жанров. Каждая группа пытается составить фоторяд по предлагаемому тексту. Затем, соседняя группа, пытается воспроизвести текст по фоторяду. Обсуждение выполнения задания. Разговор об универсальности, эмоциональности, выразительности фотоязыка. Вывод: фотография — универсальный вид искусства и документа, обладает признаками как фиксации реальности, так и создания собственной реальности автора.
VII. Деловая игра: создание фотопродукта как искусства (натюрморт, портрет) и документальной фиксации (фоторепортаж). Беседа о применяемых приёмах, рефлексия.
VIII. Заключение: вывод о взаимопроникновении фотоискусства и фотожурналистики.
ХОД УРОКА
На доске написана тема урока: Фотография – документ или искусство?
Слово преподавателя истории искусства:
Здравствуйте! Сегодня наш урок проходит в
необычном, нетрадиционном виде.
Во-первых, мы ведём его вдвоём с преподавателем
журналистики. И, во-вторых, тема нашего урока
немного выходит за рамки и курса
искусствознания, и курса фотожурналистики. И
чтобы погрузиться в тему нашего урока, предлагаю
начать его с просмотра видеоролика.
Демонстрируется видеоролик– 2,5 мин.
Слово преподавателя истории искусства: Итак, из просмотренного видеоролика понятно, что тема нашего урока — фотография. Но мы будем говорить не просто о фотографии, её видах и приёмах съёмки. Нам предстоит разобраться в очень сложном и очень запутанном вопросе: в чём же смысл фотографии, что в ней главнее — фиксация факта или же фотография — это особая эстетика, возведённая в искусство? Ответить на этот вопрос мы и попытаемся в ходе нашего урока.
Слово преподавателя журналистики: На мой взгляд, для журналиста фотографический язык так же важен, как и литературный. Фотография — это самое настоящее сообщение, но не с помощью слов и предложений, а с помощью зрительных образов. Не случайно существует расхожее утверждение: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте рассмотрим несколько примеров, когда фотография заменяет целый рассказ о событии, красноречивее передаёт факты из жизни, чем сотни газетных статей, написанных на эту тему.
Билли Брандт (1904-1983). Окно.
Вот снимок известного английского фотографа
Билли Брандта. Брандт получил известность как
создатель хроники британской жизни 20 века. На
этом снимке под названием «Окно» Брандт как
истинный журналист выступает в роли социального
комментатора жизни, раскрывающего очень
неприглядные стороны жизни.
Как вы думаете, к какому жанру журналистики можно
отнести это сообщение о детях, смотрящих на мир в
подвальное окно?
Дискуссия между журналистами и искусствоведами
Слово преподавателя истории искусств: По-моему, мы очень четко и грамотно доказали, что нами овладел художественный образ, который и воздействует так сильно и ярко на наше сознание, вызывая сострадание к этим детям, к их образу жизни, лишениям и т.д. – А художественный образ — основная категория искусства. И хотя фоторассказ не лишён репортажности, он всё же в равной степени создаёт некое душевное переживание, свойственное произведению искусства. Ведь искусство не всегда пропагандирует эстетизм и красоту. Оно призвано вскрывать и социальные нарывы общества. (несколько слов, поясняющих технику съемки, позицию, правило левой руки, играющих на создание художественного образа)
Слово преподавателя журналистики: Хорошо, пожалуй, в ходе дискуссии мы убедились, что в данном снимке есть в равной степени признаки и документа и искусства. Но попробуем рассмотреть более документальное фото, в котором, пожалуй, невозможно найти признаки какой-либо эстетики. Снимки, освещающие войну. Возьмём 2 фотографии из серии о Второй мировой войне Уильяма Юджина Смита. 1. Окинава. Май 1945 и 2.Передовая. Солдат с флягой. Сайпан, июнь 1944.
Реалистичные, яркие в отношении передачи правды жизни, фотографии. По фотографиям Смита можно было писать дневник войны. Это так популярный и сегодня жанр фотоэссе, который зарождался военными фотографами того времени.
Дискуссия
Слово преподавателя истории искусства:На
самом деле появление таких снимков только
расширило рамки искусства и его жанры. Их
содержание придаёт новый смысл современному
искусству, где наряду с пышностью и
респектабельностью, высоким техническим
прогрессом, новыми технологиями освоения мира
существует война, которая служит реализации
честолюбивых амбиций отдельных людей и
отдельных слоёв общества.
Сегодня война неотъемлемая часть нашей жизни. Мы
наблюдаем с различных СМИ военные события (Чечня,
Косово, Израиль, Осетия и т.д.) И правы были те, кто
затронули вопросы этики в изображении войны,
потому что в современных масс-медиа война
предстаёт, что называется, гламурненько, с
налётом иронии, лёгкости (вспомните картинку
Саакашвили с галстуком во рту). Единственной
сферой, где война остаётся войной в своём
естестве и где современный человек может
распознать её как угрозу остаётся искусство.
Именно искусство является или может стать тем
полем, где вновь встают во весь рост вопросы о
сути и природе войны, которые не давали покоя
предшествующим поколениям.
Слово преподавателя журналистики: Хорошо,
коли мы, журналисты, взяли на себя роль таких
провокаторов, пойдём от обратного. Я хочу
представить на ваш суд пейзаж, прекрасно
задокументированный известным фотографом
Анселом Адамсом. Водопад. Йосемитский
национальный парк. Калифорния.
Здесь уж точно и спорить не придётся. Налицо как документальность, так и искусство.
Слово преподавателя истории искусства:
В таком случае, вы никогда не задумывались о том,
почему с распространением фотографии художники
продолжают писать портреты, натюрморты, пейзажи?
Конечно, получить соответствующие изображения с
использованием фотокамеры, казалось бы, проще,
чем при помощи кистей, карандашей, мелков или
угля...
Все дело в том, что самовыражаться каждый человек
пытается собственными, для него одного
оптимальными средствами. Кисть и фотоаппарат в
этом плане одинаково эффективны — для разных
людей. Художники — люди, создающие
иллюзию и доносящие свои мысли посредством
изображений — были, есть и будут, но
только некоторые из них используют для своих
работ фотоаппараты и называются фотографами, или
фотохудожниками, как вам будет угодно.
Кроме
того, фотография не так уж и объективна на мой
взгляд. Ведь основные её составляющие — свет и
идея. А свет может наделять людей и изображаемые
сцены эмоциональными ассоциациями, которые к ним
не имеют никакого отношения. И в этом смысле
фотография – это великий обман.
Вот, например, известный снимок основателя
фэйшн-направления в фотографии американского фотографа
Ричарда Аведона. На этом снимке известная
фотомодель Довима ван Клиф, демонстрирующая
платье от Диора среди огромных африканских
слонов. На первый взгляд вместе они кажутся
гармоничными. Дружелюбная, почти семейная
атмосфера царит в сюжете о слонах и хрупкой
красавице. Но как вы думаете, что на самом деле
стоит за этой иллюзией?
Дискуссия
Слово преподавателя истории искусства: Другой пример иллюзии, написанной светом снимок Эрнста Хааса Яхты (1958)
Какие ощущения вызывает у вас эта картина?
Опрос
Слово преподавателя истории искусства:
Вы абсолютно правы, и я не случайно сделала
оговорку. Для этой фотографии больше подходит
определение картина, написанная
импрессионистическими мазками. Движение
передано именно импрессионистическими
средствами. Мы с вами уже знаем, что в живописи
импрессионизма — мир движущийся, эфемерный,
ускользающий, поэтому акцент — на это уходящее
мгновение, на настоящее. Импрессионизм
предпочитает свет, прикосновение, цветную
вибрацию.
Хаас сумел сделать эту иллюзию исключительно
техническими приёмами, он фотографировал, сидя в
лодке, держа камеру в руках, с длительной
выдержкой. Вследствие колебаний камеры и объекта
изображение получилось множественным. Обратите
внимание, что экспозиция выбрана по контрастному
встречному освещению, и это привело к
образованию ярких бликов на переднем плане,
которые уравновешивают более тёмные угловатые
очертания яхт.
Надеюсь, мы сумели доказать, что фотография, или
дословно светопись – настоящее искусство,
создающее собственные иллюзии, подтексты,
символы. Часто фотография вызывает ассоциации,
которых не было и не предполагалось в реальности.
Слово преподавателя журналистики: Наша захватывающая дискуссия уже достигла своего накала и даже подошла к определённым выводам. Мне нравится, что и та и другая сторона достаточно аргументированно отстаивает свои позиции, и мы уже плавно пришли к мысли о том, что фотографии свойственно обладать чертами и документа, и искусства, всё зависит от того, какие художественные образы овладевают или напротив не овладевают нами. Давайте теперь обратимся к истории рождения фотографии и попытаемся понять, что же изначально было заложено в этот вид технического изобретения. Для чего же всё-таки человечеству понадобилась фотография?
Демонстрация ролика об истории фотографии
Слово преподавателя истории искусства:
Любой разговор о фотографии рано или поздно
возвращается к её отношениям с искусством.
…В 1914 году в Нью-Йорке молодой американский
художник Эммануэль Рудницки купил
фотокамеру, чтобы снимать собственные работы для
каталогов выставок и галерей. Позднее он напишет
в своей автобиографии: «Только фотографируя свои
картины, я обнаружил то, что в них было
скрыто, и это выявилось лишь на чёрно-белых
снимках. И тогда однажды я уничтожил картину и
сохранил фотографию». Так художник Рудницки
превратился в фотографа-сюрреалиста, известного
миру как Ман Рей.
«Всё может быть изменено, деформировано или
вообще устранено при помощи света. Он так же
податлив, как и кисть», – не уставал говорить Ман
Рей.
У каждой из враждующих сторон — у искусства и
документа — своя культурная мифология,
взаимопроникающая, взаимообогащающая это
сложное, но очень интересное явление –
фотографию.
Когда хотят похвалить произведение искусства,
обычно говорят: это вырванный из самой
действительности кусок жизни. Но когда реальный
кусок жизни нас волнует в фотографии, мы говорим:
это подлинное искусство.
Слово преподавателя журналистики: Документализм, подлинность, реальность — главное в фотографии, и от этого фотографы являются фиксаторами жизни.
Слово преподавателя истории искусства:
Вместе с тем фотография многое вобрала в себя из
многовекового опыта развития изобразительного
искусства. Само видение мира «в кадре» есть
наследие живописи. Рамка картины есть первая
раскадровка действительности в истории
культуры. Ракурс и построение перспективы,
умение зрителя «прочесть» фотографию как
плоскостное изображение объёмного пространства
— всё это составляет великое культурное
наследие, доставшееся фотографии от живописи.
Влияние живописи на фотографию огромно.
Итак, мы с вами не смогли отнести фотографию к
одному из двух утверждений. Мы доказали, что
фотография в любом выражении обладает и чертами
документа, и несет в себе определённые
культурные и эстетические смыслы. Поэтому есть
смысл к вопросу, поставленному в начале урока
добавить ещё и восклицание.
Слово преподавателя журналистики:
Получив огромное наследие, выработав свои
символы и смыслы, фотография заговорила
универсальным и очень понятным всем языком.
Например, рассматривая иностранный журнал с
иллюстрациями, мы без труда можем определить его
содержание в общих чертах, рассмотрев
внимательно помещённые в контексте статьи
фотоснимки.
Чтобы доказать это, проведём с вами интересный
эксперимент. Нам нужно поделиться на две группы.
Каждая группа получает текст. Вам необходимо
перевести данный текст на язык фотографический.
После внимательного прочтения текста, вы из
предложенных снимков выберете те, что
понадобятся вам для составления фоторяда.
Работая с текстом, вы должны учитывать не только
ваши личные видеоассоциации, но и постараться
сделать фоторяд доступным для прочтения другой
группой.
Слово преподавателя истории искусства: Другая принципиальная возможность фотоиллюстрирования текста — подбор или создание фотографий, не являющихся буквальной реализацией сюжета. В них может быть запечатлён, например, пейзажный или предметный фон повествования — пространственная среда, в которой лишь подразумевается сюжетное действие. Такая фотоиллюстрация как бы издали следует за текстом, отражая его моменты — не всегда повествовательные, а создающие настроение, дух, ощущение описываемого пространства.
Слово преподавателя журналистики: Итак, вы получаете тексты, внимательно их прочитываете и можете подойти к стопке фотографий, чтобы выбрать наиболее подходящие на ваш взгляд для иллюстрирования текста.
Работа в группах. Первая группа работает с новостной статьёй из газеты, вторая – иллюстрирует стихотворение А. Блока «В ресторане»
Слово преподавателя истории искусства: Легко
ли вам было работать над данным заданием?
Учитывая, что вы впервые выступали в роли
подобных переводчиков, вы достаточно хорошо
справились с этим заданием. Эта работа была вам
интересна и понятна потому что:
1. Фотографический язык универсален. Ему не надо дополнительных пояснений. И если снимки точны, то суть происходящего понятна зрителям не зависимо от их национальности и страны проживания. Кроме того, вы не могли не следовать эмоциям, вызванным смыслом текста, а
2. Фотографический язык эмоционален. Он может передать с большой силой не только чувства, настроения, переживания, но вызвать в душе зрителя сопереживание, представления ассоциации. И как любой язык искусства
3. Фотографический язык выразителен. И в лучших своих образцах фотография не только протоколирует и показывает жизнь без прикрас, но создаёт собственный художественный образ, который в дальнейшем может жить совершенно самостоятельно.
Слово преподавателя журналистики: Фотоискусство или фотожурналистика в любом случае предполагают наличие фотографа. Какими чертами должен обладать и тот, и другой?
Опрос
Давайте с вами определимся по нашим внутренним ощущениям, к кому больше мы себя относим: фотохудожнику или фотожурналисту. От этого будет зависеть выполнение следующего задания.
Деловая игра. Фотохудожники и фотожурналисты. Импровизированная фотостудия. Съемка портрета и натюрморта. Съемка события. Проекция фотографий на экран. Разбор ошибок. Рефлексия.
Слово преподавателя истории искусства: Мы окунулись в интересный и сложный мир фотографии. И мы надеемся, что взяв в очередной раз «мыльницу» или хороший профессиональный фотоаппарат в руки, вы каждый раз будете задумываться о назначении фотографии, о том для чего и для кого вы делаете снимок, что хотите сказать миру вашим фотосообщением. И тогда, мы надеемся, многие из вас станут, по меньшей мере, хорошими фотографами, а по большей – фотографами известными, с мировыми именами.