Урок математики во 2-м классе "Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик"

Разделы: Математика, Начальная школа


В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его  творческого мышления, на умение  использовать эвристические методы в процессе открытия нового знания и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.
Включение в программы общеобразовательной школы элементов комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики - один из важнейших аспектов модернизации российского математического образования.
Учебники «Математика», Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких являются одними из первых, в которых  целенаправленно ведется работа по ознакомлению учащихся начальных классов с вероятностно-статистическими подходами к анализу явлений повседневной жизни. Ведь человеку, не понявшему вероятностных идей в раннем детстве, в более позднем возрасте они даются нелегко. Поэтому очень важно формировать стохастическую культуру, развивать вероятностную интуицию и комбинаторные способности детей уже в начальных классах школы.

Тип урока: введение нового знания.

Основные цели урока:

  • Познакомиться с письменными приемами сложения и вычитания.
  • Продолжить работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел.
  • Развитие решать текстовые задачи.
  • Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
  • Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

1. Организационный  момент

Садитесь девочки.
Садитесь мальчики.
Начинаем  урок математики.
Пожалуйста, будьте внимательны.

2.Фронтальная работа

– Ребята, сегодня ваша помощь нужна Катюше Персиковой. Она пропустила несколько уроков математики.  
– Почему? Узнаете, выполнив первое задание.

1

15

4

10

15

1

А

Н

Г

И

Н

А

(Дети соотносят каждое число в таблице с порядковым номером буквы алфавита).

– Чему будет равна сумма всех чисел?
– Кто нашел рациональный способ сложения?
– Сколько в числе 46 десятков; единиц?
– Представьте это число суммой разрядных слагаемых.
– Какие еще равенства можем составить с этими числами?


– Какие два одинаковых числа дают в сумме 46?
– Что вы заметили?
– Какое правило сложения двузначных чисел знаем?
– Объясните, как выполняли сложение?
– Как проверить, что вычисления выполнили верно?
1 + 15 + 4 + 10 + 15 + 1 = 46
(15 + 15) +10 + (1 + 1 + 4) = 46
46 = 4 д. 6 ед.
40 + 6 = 46
6 + 40 = 46
46 – 40 = 6
46 – 6 = 40
23 + 23 = 46
Сегодня 23 ноября.

23 + (20 + 3) = 46
46 – (20 + 3) = 23

II. «Открытие» нового знания

– Катя пришла в школу и на уроке математики увидела вот такую запись.

– Знакома ли такая запись вам?
– Что нового увидели?
– Как  записаны числа?
– Почему?
– Как нашли сумму?
– Проверим, верны ли наши наблюдения.

1. Учебник. Задание №1, с.76

Цель работы: дать детям возможность с высокой степенью самостоятельности увидеть и понять целесообразность новой формы записи (когда запись сделана в «столбик», удобно вычислять по разрядам)

– Подчеркнем в тексте опорные слова, которые помогут нам составить алгоритм сложения  в «столбик»:

1. Записываю…
2. Складываю единицы…
3. Складываю десятки…
4. Читаю ответ…

2. Учебник. Задание №2, с.76

Цель работы: вывести алгоритм вычитания в «столбик»;дать детям возможность еще раз понять и рассказать, что действия сложения и вычитания взаимно обратные действия; сделать вывод о необходимости  и способах проверки.

1. Записываю…
2. Вычитаю единицы…
3. Вычитаю десятки…
4. Читаю ответ…

III. Формулирование темы и целей урока

– Какова тема урока? Чему будем учиться?

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

IV. Первичное  закрепление

Фронтальная работа с комментированием.

1.Учебник. Задание №3, с.77

Цель работы: обсудить, что вычисления производятся по разрядам, поэтому запись делается по разрядам; выявить возможные ошибки в записи; способы и необходимость проверки.

2.Учебник. Задание №4, с.77(первая строка)

Цель работы: актуализировать знания о переместительном свойстве сложения; вспомнить, что любое число можно заменить суммой; чтобы сравнить значения выражений  надо найти числа, которые «спрятались» за скобками.

V. Систематизация и повторение

На уроке Катя получила три задания: в одном конверте – задача, в другом – уравнение, в третьем – задание*? В каком конверте, какое задание, если все высказывания ложные.

Рассуждения детей: Меняем  ложные высказывания на истинные. Делаем вывод: во втором конверте задача, в первом конверте – задание со*, в третьем конверте – уравнение.

Задача. Учебник. Задание №5, с.77

– Прочитайте тексты задач.
С какой задачей, по вашему мнению,  Катя может справиться сама, а в решении какой задачи ей требуется помощь?

Высказывания детей. Обсуждение и план работы над задачей, которую выбрали.

Уравнение. Учебник. Задание №6, с.7

– Как называются математические записи в этом номере? (Выражения с переменной).
– Где же здесь уравнения? (Первое выражение можно преобразовать в уравнение)

Самостоятельная работа. Взаимопроверка

Составляют и решают уравнение. Зачитываются некоторые уравнения.

Задание* У Кати в  расписании на завтра стоят предметы: русский язык, математика, технология. Составьте все возможные варианты расписания, если предметы не повторяются.

(Ответы детей)

РМТ
РТМ
МРТ
МТР
ТРМ
ТМР

– Какой бы вы дали совет Кате, чтобы она меньше простужалась?

Д/мс. 101, №9

Есть две шапочки и три шарфа, сочетающиеся по цвету. Сколько различных комплектов можно из них составить?

img3.gif (5186 bytes)

Ответ: 6 комплектов.

Дети решают задачу с помощью графов.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности

– Что нового узнали?
– Какие вычисления научились делать?
– Спасибо всем за урок.