В настоящее время одной из тенденций улучшения
качества образования становится ориентация на
развитие творческого потенциала личности
ученика на всех этапах обучения в школе, на
развитие его творческого мышления, на
умение использовать эвристические методы в
процессе открытия нового знания и поиска выхода
из различных нестандартных ситуаций и положений.
Включение в программы общеобразовательной школы
элементов комбинаторики, теории вероятностей и
математической статистики - один из важнейших
аспектов модернизации российского
математического образования.
Учебники «Математика», Т.Е.Демидовой,
С.А.Козловой, А.П.Тонких являются одними из
первых, в которых целенаправленно ведется
работа по ознакомлению учащихся начальных
классов с вероятностно-статистическими
подходами к анализу явлений повседневной жизни.
Ведь человеку, не понявшему вероятностных идей в
раннем детстве, в более позднем возрасте они
даются нелегко. Поэтому очень важно формировать
стохастическую культуру, развивать
вероятностную интуицию и комбинаторные
способности детей уже в начальных классах школы.
Тип урока: введение нового знания.
Основные цели урока:
- Познакомиться с письменными приемами сложения и вычитания.
- Продолжить работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел.
- Развитие решать текстовые задачи.
- Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
- Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
1. Организационный момент
Садитесь девочки.
Садитесь мальчики.
Начинаем урок математики.
Пожалуйста, будьте внимательны.
2.Фронтальная работа
– Ребята, сегодня ваша помощь нужна Катюше
Персиковой. Она пропустила несколько уроков
математики.
– Почему? Узнаете, выполнив первое задание.
1 |
15 |
4 |
10 |
15 |
1 |
А |
Н |
Г |
И |
Н |
А |
(Дети соотносят каждое число в таблице с порядковым номером буквы алфавита).
– Чему будет равна сумма всех чисел? – Кто нашел рациональный способ сложения? – Сколько в числе 46 десятков; единиц? – Представьте это число суммой разрядных слагаемых. – Какие еще равенства можем составить с этими числами? – Какие два одинаковых числа дают в сумме 46? – Что вы заметили? – Какое правило сложения двузначных чисел знаем? – Объясните, как выполняли сложение? – Как проверить, что вычисления выполнили верно? |
1 + 15 + 4 + 10 + 15 + 1 = 46 (15 + 15) +10 + (1 + 1 + 4) = 46 46 = 4 д. 6 ед. 40 + 6 = 46 6 + 40 = 46 46 – 40 = 6 46 – 6 = 40 23 + 23 = 46 Сегодня 23 ноября. 23 + (20 + 3) = 46 46 – (20 + 3) = 23 |
II. «Открытие» нового знания
– Катя пришла в школу и на уроке математики увидела вот такую запись.
– Знакома ли такая запись вам?
– Что нового увидели?
– Как записаны числа?
– Почему?
– Как нашли сумму?
– Проверим, верны ли наши наблюдения.
1. Учебник. Задание №1, с.76
Цель работы: дать детям возможность с высокой степенью самостоятельности увидеть и понять целесообразность новой формы записи (когда запись сделана в «столбик», удобно вычислять по разрядам)
– Подчеркнем в тексте опорные слова, которые помогут нам составить алгоритм сложения в «столбик»:
1. Записываю… 2. Складываю единицы… 3. Складываю десятки… 4. Читаю ответ… |
2. Учебник. Задание №2, с.76
Цель работы: вывести алгоритм вычитания в «столбик»;дать детям возможность еще раз понять и рассказать, что действия сложения и вычитания взаимно обратные действия; сделать вывод о необходимости и способах проверки.
1. Записываю… 2. Вычитаю единицы… 3. Вычитаю десятки… 4. Читаю ответ… |
III. Формулирование темы и целей урока
– Какова тема урока? Чему будем учиться?
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
IV. Первичное закрепление
Фронтальная работа с комментированием.
1.Учебник. Задание №3, с.77
Цель работы: обсудить, что вычисления производятся по разрядам, поэтому запись делается по разрядам; выявить возможные ошибки в записи; способы и необходимость проверки.
2.Учебник. Задание №4, с.77(первая строка)
Цель работы: актуализировать знания о переместительном свойстве сложения; вспомнить, что любое число можно заменить суммой; чтобы сравнить значения выражений надо найти числа, которые «спрятались» за скобками.
V. Систематизация и повторение
На уроке Катя получила три задания: в одном конверте – задача, в другом – уравнение, в третьем – задание*? В каком конверте, какое задание, если все высказывания ложные.
Рассуждения детей: Меняем ложные высказывания на истинные. Делаем вывод: во втором конверте задача, в первом конверте – задание со*, в третьем конверте – уравнение.
Задача. Учебник. Задание №5, с.77
– Прочитайте тексты задач.
– С какой задачей, по вашему мнению,
Катя может справиться сама, а в решении какой
задачи ей требуется помощь?
Высказывания детей. Обсуждение и план работы над задачей, которую выбрали.
Уравнение. Учебник. Задание №6, с.7
– Как называются математические записи в этом
номере? (Выражения с переменной).
– Где же здесь уравнения? (Первое выражение
можно преобразовать в уравнение)
Самостоятельная работа. Взаимопроверка
Составляют и решают уравнение. Зачитываются некоторые уравнения.
Задание* У Кати в расписании на завтра стоят предметы: русский язык, математика, технология. Составьте все возможные варианты расписания, если предметы не повторяются.
(Ответы детей)
РМТ
РТМ
МРТ
МТР
ТРМ
ТМР
– Какой бы вы дали совет Кате, чтобы она меньше простужалась?
Д/мс. 101, №9
Есть две шапочки и три шарфа, сочетающиеся по цвету. Сколько различных комплектов можно из них составить?
Ответ: 6 комплектов.
Дети решают задачу с помощью графов.
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности
– Что нового узнали?
– Какие вычисления научились делать?
– Спасибо всем за урок.