Развивать интерес к физике можно начинать с раннего возраста. В начальной школе учащиеся изучают предмет “Окружающий мир”, на котором знакомятся с различными явлениями природы. Важно в этот период познакомить их с предметом “физика”, который изучает законы окружающего нас мира. С целью создания мотивации к изучению физики и приобретению практических навыков работы с физическим оборудованием в каждом классе начальной школы мною были проведены уроки под названием “Физический фейерверк”. Эти уроки были призваны сформировать интерес к изучению этой увлекательной дисциплины.
На уроке учащиеся познакомились с некоторыми методами научного познания. Они наблюдали физические опыты, делали выводы, производили измерения таких физических величин как масса и время, получая при этом практические навыки работы с физическими измерительными приборами: динамометром, электронным секундомером и электронными весами.
Начало урока было посвящено теме “Атмосферное давление”. Учащиеся познакомились с прибором “барометр” и приняли активное участие в опыте с “магдебургскими полушариями”. Самым сильным учащимся не удалось преодолеть силу атмосферного давления и разорвать полушария, но самые слабые лёгким движением разъединили их после того, как внутрь попал воздух.
Особый восторг ребят вызвал опыт со сдутым шаром, помещённым под стеклянный купол, из-под которого с помощью насоса был откачан воздух. По мере уменьшения внешнего давления яркий красный шар увеличивался в объёме. После соединения купола с атмосферой шар принял прежние размеры.
Во время опыта по нагнетанию воздуха в бутылку, соединённую с насосом через манометр, учащиеся с помощью электронных секундомеров измеряли интервал времени от начала накачивания бутылки до момента её взлёта, после чего пришли к выводу, что газ совершил работу.
Вторая серия опытов, проводимых на уроке, была посвящена теме “Электричество”. Учащиеся узнали, что при работе электрофорной машины происходит разделение электрических зарядов, они самостоятельно заряжали и разряжали электроскоп, увидели разряды в газах и колебания электростатического маятника. Ребята познакомились с принципом работы генератора переменного тока и убедились в том, что при вращении рамки в магнитном поле в ней вырабатывается электрический ток.
Следующий этап урока был посвящён практическим занятиям. На столах заранее было подготовлено оборудование: электронный секундомер, динамометр, набор грузов по механике, электронные весы, набор из 3-х брусков, изготовленных из различных веществ. С помощью трубчатых динамометров учащиеся определяли массу грузов (на динамометрах имеются 2 шкалы: для измерения силы в ньютонах и массы в граммах). После этого на электронных весах были определены массы трёх тел.
Заключительный этап урока был посвящён подведению итогов занятия. Учащиеся пришли к выводу, что физика изучает явления природы, открывает законы, которые человек использует в механике, строительстве, энергетике, военном деле, мореплавании и в других областях. При изучении явлений природы физики прибегают к физическому эксперименту, в ходе которого производят измерения и вычисления.
На мой вопрос, хотелось бы учащимся самостоятельно изучать физические явления и производить измерения с помощью физических приборов, я заручилась их согласием. Мы договорились встретиться ещё раз в апреле во время проведения Недели физики на уроке, посвящённом полёту человека в космос. Такие уроки, проведённые с учащимися начальной школы, являются первым этапом на пути формирования интереса к изучению физики. У ребят появилась мотивация к работе с физическим оборудованием.
Для дальнейшего развития интереса к физике для учащихся 6-х классов мною был организован спецкурс, на котором ребята получили практические навыки при работе с физическими приборами и начальные знания, которые пригодились им в 7-ом и 8-ом классах при выполнении лабораторных работ, а также способствовали более глубокому изучению физики в средней школе. Спецкурс был организован в рамках дополнительных образовательных услуг в 2008-2009 учебном году на базе 6 класса и проводится по настоящее время. Тематическое планирование приводится ниже.
Спецкурс включает в себя фронтальные опыты и лабораторные работы, при выполнении которых происходит первичное знакомство с приборами и методами измерения физических величин. Под контролем учителя на спецкурсе учащиеся приобретают экспериментальные умения и навыки. Показателем результативности является выполнение учащимися следующих действий:
- определение цены деления прибора, определение предела измерений, снятие показаний;
- выполнение работы по подробной письменной или устной инструкции учителя;
- оформление отчёта о работе согласно требованиям учителя;
- знание и выполнение правил работы в лаборатории.
На своём опыте я убедилась в том, что развивать у учащихся интерес к изучению физических явлений и предмету “физика” нужно как можно раньше, начиная с начальной школы, продолжая затем в среднем звене.
В 7-м классе у группы учащихся, посещавших спецкурс, наблюдается устойчивый интерес к предмету, они уверенно работают с оборудованием, правильно определяют цену деления прибора, легко справляются с лабораторными работами и с интересом осваивают новый материал.
Спецкурс по физике для 6 класса
“Пропедевтика физики в 6-м классе”.
Автор программы - Пещеркина Валентина
Валентиновна.
Курс рассчитан на 26 уроков в год (с октября по
апрель: 1 час в неделю)
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Темы практических и лабораторных работ, выполняемых на уроке |
1 | Строение вещества | 1) Определение размеров малых тел. 2) Определение скорости диффузии в газах. Д/з.: Определить среднюю длину своего шага. Определить среднюю скорость своего движения |
2 | Масса вещества | 1) Определение массы тела с помощью
лабораторных рычажных весов. 2) Определение массы тела с помощью динамометра (на динамометрах нового образца имеется специальная шкала). 3) Определение массы тела с помощью электронных весов |
3 | Плотность вещества | 1) Определение объёма тела неправильной
формы с помощью мензурки. 2) Определение плотности тел правильной и неправильной формы по массе и объёму. Д/з.: Определить объём и плотность своего тела способом погружения в ванну |
4 | Сила. Сила тяжести. Сила упругости | 1) Изучение принципа действия
динамометра. Измерение силы тяжести, действующей
на тело. 2) Определение центра тяжести плоской фигуры |
5 | Действие жидкости на погруженное в неё
тело. Выяснение условий плавания тела |
1) Определение силы Архимеда с помощью динамометра при погружении тела в воду |
6 | Сила трения покоя, качения скольжения | 1) Измерение силы трения скольжения с помощью трибометра. |
7 | Давление твёрдых тел | 1) Определение давления тела на поверхность |
8 | Атмосферное давление | 1) Опыт с “магдебургскими полушариями”;
опыт с шаром, помещённым под купол насоса. 2) Измерение атмосферного давления барометром |
9 | Простые механизмы: наклонная плоскость, блок | 1) Выяснение условий равновесия рычага |
10 | Свободные колебания. Математический маятник. Пружинный маятник | 1) Измерение промежутков времени с
помощью секундомера. 2) Определение периодов колебаний пружинного и математического маятников |
11 | Относительная влажность воздуха. Психрометр | 1) Измерение температуры воздуха и воды
с помощью термометра. 2) Определение относительной влажности воздуха |
12 | Поверхностное натяжение жидкости. Капиллярные явления | 1) Определение капилляров промокательной бумаги. |
13 | Кристаллические и аморфные тела | Наблюдение за особенностями плавления кристаллических и аморфных тел |
14 | Измерительные приборы. Цена деления измерительного прибора | 1) Определение цены деления термометра, измерительного цилиндра (мензурки), амперметра и вольтметра. |
15 | Постоянный электрический ток. Источники тока | 1) Знакомство со схемами. Сборка
электрической цепи по схеме. 2) Измерение силы тока амперметром |
16 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные линии | 1) Опыты с железными опилками. 2) Работа с компасом (с магнитной стрелкой) как индикатором магнитного поля |
17 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты | 1) Сборка действующей модели электромагнита |
18 | Электромагнитная индукция. Генератор электрического тока. Электрический двигатель | 1) Изучение работы электрического двигателя. |
19 | Свет. Прямолинейное распространение света. Законы отражения. Законы преломления | 1) Изучение законов отражения с помощью
плоского зеркала. 2) Изучение законов преломления света в плоскопараллельной пластинке |
20 | Линзы. Правила построения изображений в линзах | Определение фокусного расстояния линзы |
21 | Глаз человека как оптический прибор. Дальнозоркость. Близорукость. Очки. Бинокль | 1) Опыты на зрительные иллюзии. 2) Наблюдения за удалёнными объектами в бинокль |
22 | Способы и методы наблюдения в
астрономии. Солнечная система - наш космический дом |
Демонстрация кинофильма по астрономии. |
23 | Законы Кеплера | Демонстрация кинофильма по астрономии |
24 | Планеты Солнечной системы. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры | Демонстрация кинофильма по астрономии |
25 | Строение атмосферы Солнца. Источники энергии и внутреннее строение Солнца | Демонстрация кинофильма по астрономии |
26 | Физическая природа звёзд | Знакомство с картой звёздного неба |