Цели:
- познакомить с выразительностью форм транспорта: подземного, наземного, воздушного, водного и его исторической эволюцией;
- продолжать учить конструировать из коробочек и бумаги;
- развивать творческое воображение учащихся.
Планируемые результаты:
личностные:
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
метапредметные:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- выполнение творческих проектов отдельных упражнений по моделированию;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
предметные:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура);
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- овладение навыками моделирования из бумаги.
Оборудование: иллюстрации с различными видами транспорта; коробочки, плотная бумага, ножницы, клей.
Музыкальный ряд: Е.Дога “Открытые окна”.
Ход урока
Слова на доске:
инженер-конструктор
художник-дизайнер
художник-архитектор
Организационный момент: проверка готовности к уроку.
Вводная беседа.
Звучит музыка Е.Дога “Открытые окна”.
Итак, мы с вами попали на улицы нашего города через открытые окна. Мы уже говорили, что на улицах городов, в парках, скверах тоже есть произведения искусства. Какие?
(Памятники архитектуры, скульптуры, ажурные решетки, фонари, витрины магазинов). Кто создает парки? (Архитекторы, скульпторы, рабочие – строители.)
Вывод: Без братьев-Мастеров не было бы ни улиц, ни города. Итак, в нашем городе все хорошо, но чего-то не хватает.
Отгадайте загадки и определите тему урока:
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь – сороконожка,
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет!
(Паровоз и поезд.)Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро.)Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю.
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад.
(Экскаватор.)Летит птица-небылица
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
(Самолет.)Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Парусник.)
Транспорт в городе.
– Рассмотрим иллюстрации транспорта и назовем к какому виду он относится.
– Определите, на каких животных или на какие геометрические формы похож разный транспорт.
– А сколько прекрасных машин лежит у вас на партах (игрушечные машины) – целый автопарк, а сколько их на улицах нашего города? Кто же их создал? (Инженер-конструктор.) А кто придумал внутреннее оформление салона? (Художник-дизайнер.)
При создании автомобиля, самолета, или корабля, художник сначала выполняет эскиз на бумаге, потом – объемный макет (из пластилина, дерева, металла, пластмассы). Создание новой модели занимает много времени – месяцы, годы.
Машина не сразу стала такой, которую мы видим на улицах города. Сначала она напоминала карету, но постепенно приобрела обтекаемую форму. Как вы думаете, почему? (Для увеличения скорости.)
Конструкторы привлекают себе в помощь природу. На что похож самолет? (На птицу). А вертолет? (На стрекозу.) А гусеничный ход откуда взялся? (От гусеницы.) А автомобиль? (От жука.) А подводная лодка? (От акулы.)
Вывод: в своей художественно-конструкторской деятельности человек очень часто обращается за помощью к природе. Это говорит о том, что за природой надо уметь внимательно наблюдать и использовать умело эти наблюдения.
Физкультминутка.
Практическая работа.
– Возьмите маленькую упаковочную коробочку. Наметьте карандашом места надрезов. Надрезы сделайте одинаково в боковых сторонах и подклей так, чтобы получилась новая форма. Подклейте детали из цветной бумаги. Придумайте и приклейте новые детали вашего транспорта. Не забудь о названии.
Для тех кому сложно, можно предложить сделать аппликацию транспорта.
Или нарисовать грузовой транспорт по схеме.
Итоги урока:
- Выставка транспорта.
- Сравнение конструкций с биологическими формами.
- В каких работах больше фантазии? Как можно использовать этот транспорт в городе?
Рефлексия.