Литературная композиция "Он был источник дерзновенный…" (посвящена творчеству М.Ю. Лермонтова)

Разделы: Внеклассная работа


Сцена представляет собой литературный салон. Для интерьера можно использовать кресло, столик, на котором лежат книги, портрет М.Ю.Лермонтова. А также понадобятся аудиозаписи фрагментов из произведений С.Рахманинова и романса М.Глинки «В минуту жизни трудную», «Вальс» Хачатуряна, фрагменты из произведений Б.Сметана.

Действующие лица:

Ведущие (1 )и (2)

Исследователи (1) и (2)

Чтецы (1)-(3)

Ведущий ( 1 ):Это заседание литературного салона мы посвятим Михаилу Юрьевичу Лермонтову, чье творчество - одна из самых великих вершин русской и мировой литературы. Он был гениальным человеком, но это замечали далеко не все, кто общался с ним. Многие в высшем свете считали его лишь насмешливым, порой очень неприятным собеседником.

Ведущий ( 2 ):Многие современники, а потом исследователи творчества Лермонтова отмечали его так называемый байронизм. Обращал на это внимание, к примеру, Александр Блок. А вот какое впечатление произвел Лермонтов на Ивана Сергеевича Тургенева, который увидел его в доме княгини Шаховской.

Чтец (1): «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь сознавал всякий. Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» и т.д. - действительно применялись к нему. Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр, с примесью других, еще худших капризов и чудачеств. И дорого же он поплатился за них. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки...

(М.Ю.Лермонтов «Как часто пестрою толпою окружен»)

(И.С.Тургенев «Литературные и житейские воспоминания»)

Михаил Юрьевич Лермонтов подобно своему гениальному современнику А.С.Пушкину - один из самых музыкально-одаренных поэтов.

Музыковед (1): В годы Московской жизни Лермонтов был частым посетителем не только концертов, но и оперных спектаклей по произведениям А.Н.Верстовского, К.А.Кавоса, К.М.Вебера и других, водевилей русских авторов, включая Алябьева. Известно, также, что Лермонтов, будучи студентом, познакомился с гитаристом М.Т.Высотским, знаменитым виртуозом; бывал у него, начинал даже учиться игре на гитаре. Игрой Высотского навеяно одно из ранних стихотворений «Звуки» записанное в 1830 году...

Чтец (1)

Что за звуки! Неподвижен внемлю

Сладким звукам я; 

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

Всемогущий! Что за звуки! жадно

Сердце ловит их,

Как в пустыне путник безотрадной

Каплю вод живых!

И в душе опять они рождают

Сны веселых лет

И в одежду жизни одевают

Все, чего уж нет. Принимают образ эти звуки,

Образ милый мне;

Мнится, слышу тихий плач разлуки,

И душа в огне.

И опять безумно упиваюсь

Ядом прежних дней

И опять я в мыслях полагаюсь

На слова людей.

Ведущий (1):А вот свидетельство Ивана Ивановича Панаева, русского писателя, который вместе с Н.А.Некрасовым основал и издавал знаменитый журнал «Современник»

Чтец (2): «наружность Лермонтова была замечательна. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно проводившие в смущение того, на кого он смотрел долго. Лермонтов знал силу своих глаз и любил смущать и мучить людей робких и нервических своим долгим и пронзительным взглядом...Я много слышал о Лермонтове от его школьных и полковых товарищей. По их словам, он был любим очень немногими, только теми, с которыми был близок, но и с близкими людьми он не был общителен. У него была страсть отыскивать в каждом своем знакомом какую-нибудь комическую сторону, какую-нибудь слабость, и, отыскав ее, он упорно и постоянно преследовал такого человека, подтрунивал над ним и выводил его наконец из терпения. Когда он достигал этого, он был очень доволен... Как же соединить эти два понятия о Лермонтове-человеке и о Лермонтове-писателе?

Как писатель он поражает прежде всего умом смелым, тонким и пытливым: его миросозерцание уже гораздо шире и глубже Пушкина — в этом почти все согласны. Он дал нам такие произведения, которые обнаруживали в нем громадные задатки для будущего. Он не мог обмануть надежд, возбужденных им, и если бы не смерть, так рано прекратившая его деятельность, он, может быть, занял бы первое место в истории русской литературы... Отчего же большинству своих знакомых он казался пустым и чуть не дюжинным человеком, да еще с злым сердцем? С первого раза это кажется странным.

Но это большинство его знакомых состояло или из людей светских, смотрящих на все с легкомысленной, узкой и поверхностной точки зрения, или из тех мелкоплавающих мудрецов-моралистов, которые схватывают только одни внешние явления и по этим внешним явлениям и поступкам произносят о человеке решительные и окончательные приговоры.

Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружавшей его, и не мог серьезно относиться к такого рода людям. Он не отыскивал людей равных себе по уму и по мысли вне своего круга. Натура его была слишком горда для этого, он был весь глубоко сосредоточен в самом себе и не нуждался в посторонней опоре.

Конечно, отчасти предрассудки среды, в которой Лермонтов взрос и воспитывался, отчасти увлечения молодости и истекавшее отсюда его желание эффектно драпироваться в байроновский плащ неприятно действовали на многих действительно серьезных людей и придавали Лермонтову неприятный, неестественный колорит. Но можно ли строго судить за это Лермонтова?.. Он умер еще так молод. Смерть прекратила его деятельность в то время, когда в нем совершалась сильная внутренняя борьба с самим собою, из которой он, вероятно, вышел бы победителем и вынес бы простоту в обращении с людьми, твердые и прочные убеждения...» (И.И.Панаев «Литературные воспоминания»)

Исследователь (1):Родился поэт 15 октября 1814 года в Москве. Убит на дуэли 15 июля 1841 года.26 лет от роду, возле города Пятигорска на Кавказе. Написал, не считая отрывков и писем около 400 стихотворений, около 25 поэм,5 драм и 7 повестей.

Миссия Лермонтова считается одной их глубочайших загадок в нашей культуре. Приоткрыть завесу над тайной жизни и творчества великого поэта помогает далекое прошлое рода Лермонтовых, ведущее свое начало от знаменитого шотландского барда, мага и чародея Томаса Лермонта, воспетого Вальтером Скоттом в балладе «Певец Фома».Яркая поэтическая легенда гласит.. .(фоном звучит тихая музыка)

(Читает): «В дни своей юности встретил Томас Лермонт королеву фей. Ее красота околдовала его, и он 7 лет провел в королевстве фей безмолвным рыцарем в ее свите. Но вот настало время Томасу покинуть страну цветов и солнца. Королева наградила его волшебным даром слагать пророческие стихи. Жаль было фее расставаться с юным рыцарем, и сказала она ему в час прощанья: «Однажды, Лермонт, за тобой придет вестник, и ты навсегда вернешься в королевство фей».

Томас Лермонт вернулся в свою Шотландию. Все пророчества его сбывались. Дивились сородичи его волшебному дару. Но сам Томас часто был грустен. Как пламя заката в горах, горела в его сердце память о вечном празднике в солнечной долине фей. Вечерами ему слышались переливы серебристых голосов, и, как живая, вставала перед ним картина блаженной страны. Шли годы. Таинственный вестник так и не появлялся.

Но вот однажды в селении, где жил бард, вошли сияющие, как горные снега, два белых оленя. Жители расступились перед ними, пораженные чудом, а Томас Лермонт вдруг посветлел лицом и пошел за ними, забыв обо всем на свете. Олени привели его к реке, вошли в воду, и все трое исчезли. С той поры уже больше не встречал среди живых Лермонтова.»

Исследователь(2): Вещий Лермонт воскрес через много поколений в России в лице нашего великого поэта. Думается, далеко не случайно девиз на гербе рода Лермонтовых гласит: «Жребий мой - Иисус». Для самого Лермонтова жизнь на земле была тягостной, скучной. Его взоры устремлены в надзвездное пространство, с которым он расстался на время и по которому постоянно тоскует.

Чтец(1):

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

М.Ю.Лермонтов «Ангел»

Исследователь(1): Никто так прямо не говорил с небесным сводом, как Лермонтов, никто с таким величием не созерцал эту голубую бездну. «Прилежным взором» он умел в чистом эфире «следить полет ангела», в тихую ночь он ощущал, как «пустыня внемлет Богу и звезда с звездою говорит».

Исследователь(2): Космические мотивы, противоборство земных и небесных сил проходит через все творчество поэта. Особенно они характерны для таких произведений, как «Мой демон», «Молитва» ( «Не обвиняй меня всесильный...»), «Небо и звезды», «Вой».

В стихотворении «Мой дом» поэт писал..

Мой  дом  везде,   где  есть   небесный  свод,

Где   только   слышны  звуки  песен,

Все,   в  чем  есть  искра  жизни,   в  нем живет,

Но  для  поэта  он  не  тесен.

До  самых  звезд  он  кровлей  досягает

И  от   одной  стены  к  другой

Далекий  путь,   который  измеряет

Жилец не .взором, но душой,

Есть чувство правды в сердце человека,

Святое вечности зерно:

Пространство без границ, теченье века

Объемлет в краткий миг оно.

И всемогущим мой прекрасный дом

Для чувства этого построен,

И осужден страдать я долго в нём

И в нём лишь буду я спокоен,

(после стихотворения звучит романс «Мне грустно».)

Музыковед (3): Романсы на тексты лирики Лермонтова создавали выдающиеся русские композиторы. Каждый из них открывал в поэзии наиболее созвучную ему страницу. Одного из создателей классического романса-Даргомыжского привлекли стихотворения элегического характера: «Когда волнуется желтеющая нива», «Мне грустно».

Исследователь (2): Широкую известность в народе получила песня «Выхожу один я на дорогу» (звучит песня в исполнении Лемешева)

Исследователь (1):  «Свежесть благоухания, художественная роскошь форм, поэтическая прелесть и благородная простота образов, энергия, могучесть языка, алмазная крепость и металлическая звучность стиха, полнота чувства, глубокость и разнообразие идей, необъятность содержания — суть родовые характеристические приметы поэзии Лермонтова и залог ее будущего, великого развития...» писал В.Г.Белинский

Исследователь (1): Творчеству Лермонтова присущи не только религиозные мотивы, но и богоборческие. В той же «Молитве» он, обращаясь к Богу, претендует на право, помимо его воли, искать истину.  И это в 15 лет от роду.

Чтец (3):

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя;

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя...

В Лермонтовском «Демоне» «гордый дух»//Презрительным окинул оком//Творенье Бога своего//И на челе его высоком//Не отразилось ничего». Здесь не только презрение к творениям Бога, но и тщетность их. И в тоже время три стихотворения у Лермонтова имеют одно название - «Молитва».

Исследователь (2): Загадки личности поэта его миссии на земле породили немало литературно-критических работ. К числу их следует прежде всего отнести книги «М.Ю.Лермонтов - поэт сверхчеловечества» Д.Мережковского. «Загадка Лермонтова» П.Перцва и «Лермонтов» В.Соловьева.

Исследователь (1): Из современных исследований Лермонтова обращает на себя внимание книга Даниила Андреевича «Роза Мира», который считает, что до появления человечества мир был заселен титанами. Вмешались темные силы, и титаны восстали против Бога. Они были низвергнуты и наказаны, а после очищения вернулись на Землю, выделяясь среди людей мощью своего духа. Автор считает, что Лермонтову присущи смутные воспоминания о богоборчестве, его титаническая душа не знала покоя.

Чтец (1):

Когда еще светил

Земли не знали меж собой.

В те годы я уж в мире был,

Смотрел очками и душой,

Молился, действовал, любил.

И не один сотворен,

Нас было много; чудный край

Мы насеял, только он,

Как ваш давно забытый рай,

Был преступленьем осквернен.

Исследователь (2): поражают творчества поэта. Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел ее заранее. А та удивительная фантасмагория, которую увековечено это видение в стихотворении «Сон», не имеет ничего подобного во всемирной поэзии и, я думаю. Могла быть созданием только потомка чародея и прорицателя, исчезнувшего в царстве фей. Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный, через голову многих поколений переданный ему гений.

Чтец(2):

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана;

По капле кровь точилась моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснились кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня — но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир, в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди дымясь чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

М.Ю.Лермонтов.  Сон.

Чтец(1):

«Все подробности его поведения, приведшего к последней дуэли и во время самой дуэли, носят черты фаталистического эксперимента» - отмечал Владимир Соловьев. - На дуэли Лермонтов вел себя с благородством, он не стрелял в своего противника, но по существу это был безумный вызов высшим силам, который во всяком случае не мог иметь хорошего исхода. В страшную грозу, при блеске молнии и раскатах грома перешла эта бурная душа в иную область бытия. Конец Лермонтова и им самим, называется гибелью».

Дмитрий Мережковский считал, что дуэль Лермонтова - замаскированное самоубийство. По отношению к себе он был, может быть, и был зол, так как не боялся «исчезнуть», ему хотелось поскорее «мир увидеть иной».

Исследователь(2):16летним юношей в стихотворении «Предсказание» Лермонтов предрекает события 1917 года - революцию в России.

Чтец(2):

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь - и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож:

И горе для тебя! - твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

Исследователь (1):Творчество М.Ю.Лермонтова - одна из самых высоких вершин в нашей литературе, культуре, истории. И не только в нашей. Лермонтову посвящено множество стихотворений других поэтов.

Чтец (З):

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чем томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

В.Брюсов. К портрету М.Ю.Лермонтова.

Чтец(1):

Мы убиваем гения стократно,

Когда, рукой его убивши раз,

Вновь затеваем скучный наш рассказ,

Что нам мечта чужда и непонятна.

Есть в мире розы. Дышат ароматно.

Цветут везде. Желают светлых глаз.

Но заняты собой мы каждый час –

Миг встречи душ уходит безвозвратно.

За то, что он, кто был и горд, и смел,

Блуждая сам над сумрачною бездной,

Нам в детстве в душу ангела напел,-

Свершим сейчас же сто прекрасных дел:

Он нам блеснет улыбкой многозвездной,

Не покидая вышний свой предел.

К.Бальмонт. Лермонтов.

Чтец(2):

Он был источник дерзновенный

С чистейшим привкусом беды,

Необходимый для вселенной

Глоток живительной воды

Я.Смеляков. Михаил Лермонтов. (звучит тихая музыка)

Чтец (З):

Где же ты, Пророк, что сделался святым,

Великомученик?.Ты с нами,

Ты, присносущий, всюду с нами

Витаешь ангелом святым,

Ты с нами говоришь, не споря,

Тихонько, тихо, про любовь,

Про бесталанную, про гору, или про Бога и про море,

Про даром пролитую кровь

На плахах злыми палачами.

Заплачешь горько перед нами-

И мы заплачем.. Ведь жива-

Душа поэта - и, святая,

И мы, читая, оживаем

И слышим Бога в небесах.

Т.Шевченко «Мне кажется, но сам не знаю.