Сцена представляет собой литературный салон. Для интерьера можно использовать кресло, столик, на котором лежат книги, портрет М.Ю.Лермонтова. А также понадобятся аудиозаписи фрагментов из произведений С.Рахманинова и романса М.Глинки «В минуту жизни трудную», «Вальс» Хачатуряна, фрагменты из произведений Б.Сметана.
Действующие лица:
Ведущие (1 )и (2)
Исследователи (1) и (2)
Чтецы (1)-(3)
Ведущий ( 1 ):Это заседание литературного салона мы посвятим Михаилу Юрьевичу Лермонтову, чье творчество - одна из самых великих вершин русской и мировой литературы. Он был гениальным человеком, но это замечали далеко не все, кто общался с ним. Многие в высшем свете считали его лишь насмешливым, порой очень неприятным собеседником.
Ведущий ( 2 ):Многие современники, а потом исследователи творчества Лермонтова отмечали его так называемый байронизм. Обращал на это внимание, к примеру, Александр Блок. А вот какое впечатление произвел Лермонтов на Ивана Сергеевича Тургенева, который увидел его в доме княгини Шаховской.
Чтец (1): «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь сознавал всякий. Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» и т.д. - действительно применялись к нему. Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр, с примесью других, еще худших капризов и чудачеств. И дорого же он поплатился за них. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки...
(М.Ю.Лермонтов «Как часто пестрою толпою окружен»)
(И.С.Тургенев «Литературные и житейские воспоминания»)
Михаил Юрьевич Лермонтов подобно своему гениальному современнику А.С.Пушкину - один из самых музыкально-одаренных поэтов.
Музыковед (1): В годы Московской жизни Лермонтов был частым посетителем не только концертов, но и оперных спектаклей по произведениям А.Н.Верстовского, К.А.Кавоса, К.М.Вебера и других, водевилей русских авторов, включая Алябьева. Известно, также, что Лермонтов, будучи студентом, познакомился с гитаристом М.Т.Высотским, знаменитым виртуозом; бывал у него, начинал даже учиться игре на гитаре. Игрой Высотского навеяно одно из ранних стихотворений «Звуки» записанное в 1830 году...
Чтец (1)
Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
Все, чего уж нет. Принимают образ эти звуки,
Образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
Ядом прежних дней
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.
Ведущий (1):А вот свидетельство Ивана Ивановича Панаева, русского писателя, который вместе с Н.А.Некрасовым основал и издавал знаменитый журнал «Современник»
Чтец (2): «наружность Лермонтова была замечательна. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно проводившие в смущение того, на кого он смотрел долго. Лермонтов знал силу своих глаз и любил смущать и мучить людей робких и нервических своим долгим и пронзительным взглядом...Я много слышал о Лермонтове от его школьных и полковых товарищей. По их словам, он был любим очень немногими, только теми, с которыми был близок, но и с близкими людьми он не был общителен. У него была страсть отыскивать в каждом своем знакомом какую-нибудь комическую сторону, какую-нибудь слабость, и, отыскав ее, он упорно и постоянно преследовал такого человека, подтрунивал над ним и выводил его наконец из терпения. Когда он достигал этого, он был очень доволен... Как же соединить эти два понятия о Лермонтове-человеке и о Лермонтове-писателе?
Как писатель он поражает прежде всего умом смелым, тонким и пытливым: его миросозерцание уже гораздо шире и глубже Пушкина — в этом почти все согласны. Он дал нам такие произведения, которые обнаруживали в нем громадные задатки для будущего. Он не мог обмануть надежд, возбужденных им, и если бы не смерть, так рано прекратившая его деятельность, он, может быть, занял бы первое место в истории русской литературы... Отчего же большинству своих знакомых он казался пустым и чуть не дюжинным человеком, да еще с злым сердцем? С первого раза это кажется странным.
Но это большинство его знакомых состояло или из людей светских, смотрящих на все с легкомысленной, узкой и поверхностной точки зрения, или из тех мелкоплавающих мудрецов-моралистов, которые схватывают только одни внешние явления и по этим внешним явлениям и поступкам произносят о человеке решительные и окончательные приговоры.
Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружавшей его, и не мог серьезно относиться к такого рода людям. Он не отыскивал людей равных себе по уму и по мысли вне своего круга. Натура его была слишком горда для этого, он был весь глубоко сосредоточен в самом себе и не нуждался в посторонней опоре.
Конечно, отчасти предрассудки среды, в которой Лермонтов взрос и воспитывался, отчасти увлечения молодости и истекавшее отсюда его желание эффектно драпироваться в байроновский плащ неприятно действовали на многих действительно серьезных людей и придавали Лермонтову неприятный, неестественный колорит. Но можно ли строго судить за это Лермонтова?.. Он умер еще так молод. Смерть прекратила его деятельность в то время, когда в нем совершалась сильная внутренняя борьба с самим собою, из которой он, вероятно, вышел бы победителем и вынес бы простоту в обращении с людьми, твердые и прочные убеждения...» (И.И.Панаев «Литературные воспоминания»)
Исследователь (1):Родился поэт 15 октября 1814 года в Москве. Убит на дуэли 15 июля 1841 года.26 лет от роду, возле города Пятигорска на Кавказе. Написал, не считая отрывков и писем около 400 стихотворений, около 25 поэм,5 драм и 7 повестей.
Миссия Лермонтова считается одной их глубочайших загадок в нашей культуре. Приоткрыть завесу над тайной жизни и творчества великого поэта помогает далекое прошлое рода Лермонтовых, ведущее свое начало от знаменитого шотландского барда, мага и чародея Томаса Лермонта, воспетого Вальтером Скоттом в балладе «Певец Фома».Яркая поэтическая легенда гласит.. .(фоном звучит тихая музыка)
(Читает): «В дни своей юности встретил Томас Лермонт королеву фей. Ее красота околдовала его, и он 7 лет провел в королевстве фей безмолвным рыцарем в ее свите. Но вот настало время Томасу покинуть страну цветов и солнца. Королева наградила его волшебным даром слагать пророческие стихи. Жаль было фее расставаться с юным рыцарем, и сказала она ему в час прощанья: «Однажды, Лермонт, за тобой придет вестник, и ты навсегда вернешься в королевство фей».
Томас Лермонт вернулся в свою Шотландию. Все пророчества его сбывались. Дивились сородичи его волшебному дару. Но сам Томас часто был грустен. Как пламя заката в горах, горела в его сердце память о вечном празднике в солнечной долине фей. Вечерами ему слышались переливы серебристых голосов, и, как живая, вставала перед ним картина блаженной страны. Шли годы. Таинственный вестник так и не появлялся.
Но вот однажды в селении, где жил бард, вошли сияющие, как горные снега, два белых оленя. Жители расступились перед ними, пораженные чудом, а Томас Лермонт вдруг посветлел лицом и пошел за ними, забыв обо всем на свете. Олени привели его к реке, вошли в воду, и все трое исчезли. С той поры уже больше не встречал среди живых Лермонтова.»
Исследователь(2): Вещий Лермонт воскрес через много поколений в России в лице нашего великого поэта. Думается, далеко не случайно девиз на гербе рода Лермонтовых гласит: «Жребий мой - Иисус». Для самого Лермонтова жизнь на земле была тягостной, скучной. Его взоры устремлены в надзвездное пространство, с которым он расстался на время и по которому постоянно тоскует.
Чтец(1):
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
М.Ю.Лермонтов «Ангел»
Исследователь(1): Никто так прямо не говорил с небесным сводом, как Лермонтов, никто с таким величием не созерцал эту голубую бездну. «Прилежным взором» он умел в чистом эфире «следить полет ангела», в тихую ночь он ощущал, как «пустыня внемлет Богу и звезда с звездою говорит».
Исследователь(2): Космические мотивы, противоборство земных и небесных сил проходит через все творчество поэта. Особенно они характерны для таких произведений, как «Мой демон», «Молитва» ( «Не обвиняй меня всесильный...»), «Небо и звезды», «Вой».
В стихотворении «Мой дом» поэт писал..
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
До самых звезд он кровлей досягает
И от одной стены к другой
Далекий путь, который измеряет
Жилец не .взором, но душой,
Есть чувство правды в сердце человека,
Святое вечности зерно:
Пространство без границ, теченье века
Объемлет в краткий миг оно.
И всемогущим мой прекрасный дом
Для чувства этого построен,
И осужден страдать я долго в нём
И в нём лишь буду я спокоен,
(после стихотворения звучит романс «Мне грустно».)
Музыковед (3): Романсы на тексты лирики Лермонтова создавали выдающиеся русские композиторы. Каждый из них открывал в поэзии наиболее созвучную ему страницу. Одного из создателей классического романса-Даргомыжского привлекли стихотворения элегического характера: «Когда волнуется желтеющая нива», «Мне грустно».
Исследователь (2): Широкую известность в народе получила песня «Выхожу один я на дорогу» (звучит песня в исполнении Лемешева)
Исследователь (1): «Свежесть благоухания, художественная роскошь форм, поэтическая прелесть и благородная простота образов, энергия, могучесть языка, алмазная крепость и металлическая звучность стиха, полнота чувства, глубокость и разнообразие идей, необъятность содержания — суть родовые характеристические приметы поэзии Лермонтова и залог ее будущего, великого развития...» писал В.Г.Белинский
Исследователь (1): Творчеству Лермонтова присущи не только религиозные мотивы, но и богоборческие. В той же «Молитве» он, обращаясь к Богу, претендует на право, помимо его воли, искать истину. И это в 15 лет от роду.
Чтец (3):
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя...
В Лермонтовском «Демоне» «гордый дух»//Презрительным окинул оком//Творенье Бога своего//И на челе его высоком//Не отразилось ничего». Здесь не только презрение к творениям Бога, но и тщетность их. И в тоже время три стихотворения у Лермонтова имеют одно название - «Молитва».
Исследователь (2): Загадки личности поэта его миссии на земле породили немало литературно-критических работ. К числу их следует прежде всего отнести книги «М.Ю.Лермонтов - поэт сверхчеловечества» Д.Мережковского. «Загадка Лермонтова» П.Перцва и «Лермонтов» В.Соловьева.
Исследователь (1): Из современных исследований Лермонтова обращает на себя внимание книга Даниила Андреевича «Роза Мира», который считает, что до появления человечества мир был заселен титанами. Вмешались темные силы, и титаны восстали против Бога. Они были низвергнуты и наказаны, а после очищения вернулись на Землю, выделяясь среди людей мощью своего духа. Автор считает, что Лермонтову присущи смутные воспоминания о богоборчестве, его титаническая душа не знала покоя.
Чтец (1):
Когда еще светил
Земли не знали меж собой.
В те годы я уж в мире был,
Смотрел очками и душой,
Молился, действовал, любил.
И не один сотворен,
Нас было много; чудный край
Мы насеял, только он,
Как ваш давно забытый рай,
Был преступленьем осквернен.
Исследователь (2): поражают творчества поэта. Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел ее заранее. А та удивительная фантасмагория, которую увековечено это видение в стихотворении «Сон», не имеет ничего подобного во всемирной поэзии и, я думаю. Могла быть созданием только потомка чародея и прорицателя, исчезнувшего в царстве фей. Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный, через голову многих поколений переданный ему гений.
Чтец(2):
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана;
По капле кровь точилась моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснились кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир, в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
М.Ю.Лермонтов. Сон.
Чтец(1):
«Все подробности его поведения, приведшего к последней дуэли и во время самой дуэли, носят черты фаталистического эксперимента» - отмечал Владимир Соловьев. - На дуэли Лермонтов вел себя с благородством, он не стрелял в своего противника, но по существу это был безумный вызов высшим силам, который во всяком случае не мог иметь хорошего исхода. В страшную грозу, при блеске молнии и раскатах грома перешла эта бурная душа в иную область бытия. Конец Лермонтова и им самим, называется гибелью».
Дмитрий Мережковский считал, что дуэль Лермонтова - замаскированное самоубийство. По отношению к себе он был, может быть, и был зол, так как не боялся «исчезнуть», ему хотелось поскорее «мир увидеть иной».
Исследователь(2):16летним юношей в стихотворении «Предсказание» Лермонтов предрекает события 1917 года - революцию в России.
Чтец(2):
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь - и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! - твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Исследователь (1):Творчество М.Ю.Лермонтова - одна из самых высоких вершин в нашей литературе, культуре, истории. И не только в нашей. Лермонтову посвящено множество стихотворений других поэтов.
Чтец (З):
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
В.Брюсов. К портрету М.Ю.Лермонтова.
Чтец(1):
Мы убиваем гения стократно,
Когда, рукой его убивши раз,
Вновь затеваем скучный наш рассказ,
Что нам мечта чужда и непонятна.
Есть в мире розы. Дышат ароматно.
Цветут везде. Желают светлых глаз.
Но заняты собой мы каждый час –
Миг встречи душ уходит безвозвратно.
За то, что он, кто был и горд, и смел,
Блуждая сам над сумрачною бездной,
Нам в детстве в душу ангела напел,-
Свершим сейчас же сто прекрасных дел:
Он нам блеснет улыбкой многозвездной,
Не покидая вышний свой предел.
К.Бальмонт. Лермонтов.
Чтец(2):
Он был источник дерзновенный
С чистейшим привкусом беды,
Необходимый для вселенной
Глоток живительной воды
Я.Смеляков. Михаил Лермонтов. (звучит тихая музыка)
Чтец (З):
Где же ты, Пророк, что сделался святым,
Великомученик?.Ты с нами,
Ты, присносущий, всюду с нами
Витаешь ангелом святым,
Ты с нами говоришь, не споря,
Тихонько, тихо, про любовь,
Про бесталанную, про гору, или про Бога и про море,
Про даром пролитую кровь
На плахах злыми палачами.
Заплачешь горько перед нами-
И мы заплачем.. Ведь жива-
Душа поэта - и, святая,
И мы, читая, оживаем
И слышим Бога в небесах.
Т.Шевченко «Мне кажется, но сам не знаю.