Цель: Сформулировать правило вычитания суммы из числа.
Задачи:
- Учить читать выражения со скобками и без скобок.
- Продолжать формирование представлений о рационализации вычислений.
- Развивать умение решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.
- Продолжать развивать вычислительные навыки и формировать их.
- Продолжать знакомить детей с арифметическими лабиринтами.
Общеучебные задачи:
- Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения.
- Развивать организационные умения: самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Оборудование: учебник математики учителю и детям, карточки с выражениями детям и на доске, рабочие тетради, ручки, карандаши, линейки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Фронтальная работа.
На доске и у детей на карточках записаны выражения.
18-(5+3)= 15-(2+3)=
16-(3+3)= 19-(18+1)=
12-(10+2)= 17-(7+0)=
18-(4+4)= 19-(1+0)=
У.: Прочитайте выражение. Сколько всего вычли из числа?
Д.: Читают все выражения и называют, сколько вычли из числа.
У.: Каким выражением можно заменить каждый из примеров? Запишем это.
Д.: Вслух называют число в скобках и ведут записи вместе с учителем.
18-(5+3)= 18-8=10 15-(2+3)=15-5=10
16-(3+3)= 16-6=10 19-(18+1)=19-19=0
12-(10+2)=12-12=0 17-(7+0)=17-7=10
18-(4+4)=18-8=10 19-(1+0)=19-1=18
У.: Как одним словом назвать выражение в скобках?
Д.: Сумма.
У.: Как вы вычитали сумму из числа?
Д.: Сосчитали в скобках и вычли из первого числа.
2. Создание проблемной ситуации.
Фронтальная работа.
На доске текст задачи и схема из №1 стр.38 учебника и ниже записаны выражения, закрытые листами бумаги.
У.: Прочитайте задачу про себя. Назовите, что известно и что надо узнать.
Д.: Дети называют данные и вопрос задачи.
У.: Заполните схему к задаче.
Д.: 1 ученик на доске заполняет схему.
У.: Предложите способы решения этой задачи.
Д.: Ученики предлагают.
У.: Учитель записывает все предложенные способы на доске.
– Какой из способов действительно является решением задачи?
3. Формулирование проблемы.
У.: Какой у вас возникает вопрос?
Д.: Какие способы решения данной задачи подходящие?
– Сколько способов решения этой задачи?
4. Выдвижение гипотез.
У.: На доске записаны разные способы решения задачи. Докажите, что вы правы.
Д.: Дети доказывают свои способы решения.
5. Открытие нового знания.
У.: Наш знакомый Афанасий составил к нашей задаче такие выражения.
(Открываются записи 11-(4+5) (11-4)-5 (11-5)-4 )
Прав ли он?
Д.: Доказывают, почему прав Афанасий и правильные ли выражения они составили сами.
У.: Найдите и сравните значения выражений.
Д.: Вычисляют с объяснением вслух и записью в тетради.
У.: Сделаем вывод, какими тремя способами вычислили выражения.
Д.: Вычли из числа сумму и вычитали по очереди каждое слагаемое.
6. Применение нового знания.
А) Стр.38 № 2 по заданию в учебнике.
У.: Сделайте вывод, какими способами можно вычесть сумму из числа?
Д.: Называют три способа.
У.: Сравним наш вывод с выводом учебника около зелёного знака с восклицательным знаком.
Д.: Читают про себя.
У.: Правы ли мы оказались или нет?
Д.: Правы.
У.: А почему в правиле латинские буквы, а не цифры?
Д.: Вместо букв можно поставить любую цифру.
У.: Чтобы не забывать об этом, я повешу памятку над доской.
Б) У.: Попробуем вычесть сумму из числа разными способами. У вас на листках и на доске записаны выражения. Найдём их значения разными способами. (По одному ученику у доски, а остальные работают на листках)
16-(4+2)=16-6=10
11-(1+8)=11-1-8=2
14-(5+4)=14-4-5=5
У.: Почему для разных выражений мы выбрали разные способы?
Д.: Для удобства решения.
У.: Подведём итог. Для чего надо знать разные способы вычитания суммы из числа?
Д.: Для удобства и скорости вычислений.
В) Самостоятельная работа.
Стр. 39 № 6 Соревнование на скорость вычислений.
Стр.39 № 5 по заданию. Условие и вопрос задачи составляем фронтально. Решение тремя способами выполняют самостоятельно.
7. Итог урока. Рефлексия деятельности.
У.: Подведём итог урока.
– Чем занимались на уроке?
– Какое задание больше всего понравилось?
– Чем занимается Катя на стр.39 внизу?
– Какой удобный способ выбрала она для вычитания?
– Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за урок?
Учитель выставляет оценки и объясняет, за что.
8. Домашнее задание.
№ 4, № 5 стр.39.