Решение линейных уравнений с параметрами. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Урок проводится после изучения темы: «Решение дробных рациональных уравнений».

«Решение и исследование уравнений с параметрами» является одной из самых трудных в курсе алгебры, но она постоянно присутствует в материалах Единого государственного экзамена. Это особо подчеркивает ее актуальность. Сложность параметрических задач состоит в том, что с изменением параметров не только меняются коэффициенты, но и происходят качественные изменения уравнения или неравенства, например, меняется его степень, область допустимых значений, свойства входящих в него функций.

Цели урока:

  • Ввести понятие «Уравнения с параметром»
  • Разобрать методы решения линейных уравнений с параметрами.

Ход урока

1. Объяснение учителя:

Исследовать и решить уравнение с параметром – это значит:

  1. Найти все системы значений параметров, при которых данное уравнение имеет решение.
  2. Найти все решения для каждой найденной системы значений параметров, т.е. для неизвестного и параметра должны быть указаны свои области допустимых значений.

Уравнение вида:  Ах=В

Где А, B – выражения, зависящие от параметров, а х– неизвестное, называется линейным уравнением с параметрами.

Решить линейное уравнение с параметрами – значит, для всех значений параметров найти множество всех корней заданного уравнения.

Линейное уравнение исследуется по следующей схеме.

1) если А=0 , то имеет уравнение 0*х=В.

Тогда, если B≠0, то уравнение не имеет решений ( х є Ø), а если В=0, то уравнение имеет вид 0*х=0 и удовлетворяется при любом х, т.е. решением уравнения будет множество всех действительных чисел (х є R).

2) если A≠0, то уравнение не имеет единственное решение х=В/А.

Замечание. Если линейное уравнение или уравнение, сводящееся к линейному, не представлено в виде (1) , то сначала нужно привести его к стандартному виду (1) и только после этого проводить исследование.

Если для каких-нибудь значений параметров уравнение не имеет смысла, то для этих значений параметров оно не имеет решений. Кроме этого, уравнение может не иметь решений и при других значениях параметров.

Пример №1

(k+1)=2k+1

Исследование:

1) Если k+4=0

k=-4

x*0=-8+1

x*0=-7

xєØ

2) Если k≠-4, х=(2k+1)/(k+4)

Ответ: Если k=-4, то xєØ, если k≠-4, х=(2k+1)/(k+4).

Пример №2

(5р+1)х +25р2+10р+1=0

(5р+1)х =-25р2-10р-1

(5р+1)х =-(5р+1)2

Исследование:

1) Если 5р+1=0

5р=-1

р=-1/5

x*0=-(-1+1)2

x*0=0

xєR

2) Если  р ≠– 1/5,

х=-(5р+1)2/(5р+1)

x=-(5p+1)      

x=-5p-1

Ответ: Если  р=-1/5, то х є R, если  р ≠ -1/5, то х=-5р-1. 

Пример№3

ах-а =х-1,

ах-а-х+1=0,

х(а-1)=а-1.

Исследование:

1) Если а-1=0

а=1

х*0=1-1

х*0=0

хєR

2) Если a≠1 

х=(а-1)/(а-1)

х=1

Ответ: Если а=1,то х є R, если  a≠1,то х=1 

2. Работа с классом:

Устно: Выполнить № 640.

Письменно: № 641(а), 642.

3. Домашенее задание:

  • п.27 (пример № 1; 2 читать)
  • № 641(б), 643.