Цель: демонстрация взаимосвязи математики и географии.
Задачи:
- Развивать интерес к предметам географии и математики, показывая дополнительные возможности в изучении данных предметов.
- Обобщить материал тем, изученных в курсе алгебры и географии 8 класса.
- Добавить региональный компонент в курс алгебры 8 класса
- Способствовать развитию навыков самостоятельной работы и работы в группах.
Оборудование: мультимедийный проектор, статистические данные о численности населения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Презентация к уроку в приложении 1. Первый слайд – тема урока. (Приложение 1)
II. Актуализация знаний.
Учитель географии: Современному
человеку, чтобы стать полноценным членом
общества и постоянно повышать свой уровень
образования не достаточно просто читать и
конспектировать материал, нужно уметь применять
полученные знания в различных областях.
Сегодня на уроке мы научимся применять
математические знания при обобщении темы «
Население России».
Давайте сначала вспомним, что мы знаем о
населении России:
– Какова численность населения России?(143 млн.
чел в 2010).
– Какое место занимает Россия среди других стран
по численности населения? (7)
– Как можно получить сведения о численности и
составе населения? (перепись)
– Как изменяется численность населения России?
(уменьшается).
– Что такое естественное движение населения?
(соотношение численности родившихся и умерших
жителей страны).
– Какая наука занимается сбором, измерением и
анализом количественных или качественных данных
(в том числе и о населении)? (статистика).
– В каком виде предоставляется информация ?
(диаграммы, графики)
Учитель математики: Давайте вспомним
способы наглядного представления
статистических данных, с которыми мы знакомы из
курса математики? (слайды 2-4 )
Дети с места называют круговую диаграмму,
столбчатую диаграмму и полигон.
III. Самостоятельная работа с последующей фронтальной самопроверкой
Учитель математики: Сегодня мы будем
использовать не просто цифры, а данные
статистики по населению России.
Проверим ваше умение читать графики и диаграммы.
Каждый ученик получает карточку с диаграммой или
полигоном и заданием к ним. Нужно в тетради
ответить на вопросы карточки и быть готовым
прокомментировать свои ответы у доски.
Карточек 3 вида – каждому ряду свой, экземпляры
для распечатки в Приложении 2.
1 ряд – круговая диаграмма «Соотношение
населения России по возрастам».
2 ряд – полигон «Соотношение городского и
сельского населения России».
3 ряд – столбчатая диаграмма «Уровень
образования населения России».
Через 5-8 минут желающие от каждого ряда у доски отвечают на вопросы карточек, используя диаграммы на слайдах 5, 6, 7. С мест дети уточняют, дополняют, исправляют ошибки.
IV. Выполнение проектов в группах
Учитель математики: Итак, мы
вспомнили как анализировать готовую графическую
информацию. Следующее задание посложнее. Но тем
оно и интереснее. Теперь вам предстоит самим
наглядно изобразить ту или иную информацию в
виде диаграммы или полигона. Работать будете в
группах по 4 человека. Каждая группа получает
карточки с данными, которые они должны
представить в необходимом виде. Экземпляры для
распечатки в Приложении 3.
Озаглавьте свою работу, подойдите к ее
выполнению творчески.
Также у группы в наличии лист формата А4 в клетку,
фломастеры, цветные карандаши, циркуль,
транспортир, линейка.
Назначаются старшие в группах, они по окончании
работы поставят оценки всем членам группы.
Групп получилось 6, а заданий 3. Каждое задание выполняет 2 группы, но ученики пока этого не знают. Когда проекты будут готовы, их крепят магнитами на доске. Можно сравнить 2 проекта по одинаковому заданию, а также сравнить их с образцами на слайдах 8, 9, 10.
1) Круговая диаграмма «Национальный состав
населения России»
2) Столбчатая диаграмма «Занятость населения
России в отраслях промышленности»
3) Полигон «Естественный прирост населения
России»
За выполнение проекта уч-ся получают оценки
по математике.
V. Проверка индивидуального опережающего домашнего задания
Учитель географии: Вы сейчас
занимались некоторыми вопросами , касающимися
населения России. Но не менее интересно и
отражение их в нашем регионе. Несколько уч-ся
заранее получили задание подготовить информацию
о населении Хабаровского края. и вот что они нам
расскажут…
Звучат короткие выступления трех ребят по темам:
- Национальный состав населения Хабаровского края
- Естественный прирост населения Хабаровского края
- Уровень образования населения Хабаровского края
- Возрастной состав населения Хабаровского края
Итак, наши исследования показали, что демографическая ситуация в России подтверждается показателями по Хабаровскому краю: рождаемость уменьшается, смертность увеличивается и естественный прирост заменяется естественной убылью населения. Происходит старение населения. Увеличивается приток мигрантов из стран СНГ.
Учитель географии: А теперь проверьте свои географические знания о населении вообще. Я диктую вопросы, вы записываете в тетрадь ответы.
Диктант
а) Разница между рождаемостью и смертностью
б) Сокращение численности населения
в) Механическое движение населения
г) Количество родившихся на 1000 жителей за год
д) Процесс роста городов и городского
населения, распространение городского образа
жизни
е) Количество умерших на 1000 жителей за год
ж) Совокупность сооружений, зданий, служб
необходимых для нормальной жизни населения
з) Сложившееся в данном районе соотношение
рождаемости, смертности и миграционной
подвижности, создающее в данное время
определенную половозрастную структуру
населения и динамику его численности
По окончании работы ответы проверяем, ставим себе оценку в соответствии с критериями:
«5» – 8 правильных ответов
«4» – 6,7 правильных ответов
«3» – 4,5 правильных ответов
«2» – менее 4 правильных ответов
VI. Итог урока
Пробуем вместе с учениками сделать вывод,
возможно ли объединить два предмета в одном
уроке, зачем это может быть нужно, интересно ли
это.
Пофантазируем, какие еще предметы можно было бы
связать в интегрированном уроке.
VII. Домашнее задание – слайд 11
Творческое задание «Мой край в судьбе России».
- По материалам СМИ и службы занятости выяснить, какие специальности востребованы в нашем крае.
- Какие вакансии имеются на данный момент?
- Какие вакансии ожидаются через 3 - 5 лет?
- Представить результаты исследования в виде диаграммы.