Цели: воспитание интереса к окружающим людям; развитие чувства понимания и сопереживания другим людям; развитие у детей навыков общения.
1. Вступительная беседа
- Вы учитесь вместе уже третий год, а так и не подружились по-настоящему. И дело не в том, что вы не хотите, а в том, что просто ещё не умеете общаться друг с другом. Вы ещё не научились понимать друг друга, а без этого очень трудно общаться и со сверстниками, и с взрослыми. Поэтому очень важно научиться понимать друг друга.
Вместе мы попытаемся решить ещё одну сложную задачу: разобраться в том, что такое равнодушие.
2. Игры
- Я предлагаю вам несколько игр, которые помогут лучше общаться, уметь выражать свои чувства. (В играх даются наиболее типичные ситуации общения и предлагаются простые тренинги поведения. Самый эффективный способ обучения общению, это проигрывание реальных ситуаций.
- Предлагаю разбиться на пары (или тройки), для этого вы должны найти членов своей группы. (Даются разрезанные карточки)
После того, как дети разбились на команды, начинается игра.
Первая игра
- Предлагаю каждой команде встать в круг. И по часовой стрелке вы по очереди должны будете предложить соседу помощь в чём либо, а ваш собеседник вежливо эту помощь принять.
Когда круг будет пройден, идем против часовой стрелки и роли меняются, но уже тот, кому предложили помощь, должен от неё отказаться, используя вежливые формы отказа, чтобы не обидеть собеседника.
Выигрывает та команда, в которой всё игроки использовали только вежливые формы и слова в общении.
Вторая игра
- Каждый из игроков придумывает свою ситуацию, в которой он может поздравить, попросить разрешения, извиниться и т.д. Тот член команды, к которому обращаются, на своё усмотрение продолжает беседу или отказывается, или принимает предложение, или не соглашается.
Выигрывает та команда, у которой не встретится ни одного не вежливого слова.
Третья игра
- Понять друг друга нам помогают не только слова, но и интонации, с которой мы их произносим. Поэтому одни и те же слова воспринимаются по-разному.
(Раздаются карточки с фразами)
Ты молодец (с восхищением, с насмешкой).
Я очень рад за тебя (с огорчением, с одобрением).
Спасибо тебе (с благодарностью, с обидой).
- Произносим одну и ту же фразу с разной интонацией, написанной на карточке.
Дети выполняют поочерёдно, а другая команда должна определить, с какой интонацией произнесена фраза.
Подводятся итоги.
- Как интонационно меняется смысл произнесённой фразы?
- Важно ли следить за своей интонацией?
- Одна и та же фраза, произнесённая с разной интонацией, может иметь разный смысл?
Четвёртая игра
Сейчас я предлагаю Илье прочитать рассказ В. Сухомлинского “Как на свете жить?”
(Чтение рассказа, вопросы детям и обсуждение прочитанного проводит ребёнок. Заранее его готовить не надо, но всё вопросы и всё что ему понадобится надо написать на листе вместе с текстом рассказа)
- Почему заплакала Катя?
- Как вы объясните значение слов “равнодушие”, “равнодушный”?
- Попробуйте выбрать ответы:
Равнодушный - это: хороший, черствый, бездушный, добрый, нехороший, безразличный, отзывчивый.
(Эти слова можно зачитывать, а можно написать на карточках и раздать командам, чтобы они убрали лишнее)
- А можно ли помочь равнодушному человеку измениться в лучшую сторону?
- Как вы думаете, что такое настоящая дружба? (Сочувствие товарищу в его бедах и горе, умение жить его радостями, готовность помочь другу)
- Как вы понимаете пословицы и поговорки:
1. Друга ищи, а найдёшь - береги.
2. Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии.
3. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
4. Недруг поддакивает, а друг спорит.
5. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
(Обсуждение, свободное высказывание, аргументирование своих ответов)
3. Закрепление
Хороший вариант-инсценировка любой сценки-минутки. Участие в маленьких спектаклях развивает общительность.
Детям раздаются сценки. Разные сценки в разных командах. Назначается режиссер по выбору взрослого.
Режиссер сам выбирает кому, какую играть роль.
Командам даётся 10 минут. Взрослые в это время не помогают (можно подсчитывать очки командам).
По прошествии этого времени дети разыгрывают сценки читая по листу.
Далее идет награждение самой воспитанной команды.
Можно играть и без очков, просто на интерес, а можно придумать и эмблемы в конце. Игры можно проводить как Клубным часом, так и просто отдельными играми, возможно проведение по параллелям.
Литература
- М.М. Безруких “Учусь понимать других”
- О.В. Узорова, Е.А Нефедова “Сценки-минутки на школьном уроке”.