Тема урока: "Деление многозначных чисел на однозначные. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели.

1. Закреплять и совершенствовать умение детей письменно делить многозначные числа на однозначные, используя как подробную, так и краткую запись решения.

2. Развивать речь, мышление, математическую зоркость и смекалку.

3. Содействовать в ходе урока воспитанию таких человеческих качеств, как доброта, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Учебник: М.И.Моро, М.А.Бантова “Математика 4 класс, часть 1”, М.: “Просвещение”, 2010.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки Снеговика и Дракона, музыка для релаксации.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня я нашла письмо. Оно адресовано нашему классу.

Давайте его прочтём:

“Здравствуйте, ребята!

Я пришёл к вам в класс, чтобы вы помогли мне выполнить задания, которые мне дали в школе Снеговиков. Но я таю, у вас очень жарко.

Ой! Помогите!!!”

- Как вы думаете, кто написал это письмо?

- Снеговик не успел подписаться т.к. растаял.

- Чтобы собрать Снеговика нам надо выполнить все его задания.

2. Устный счёт.

(На каждой детали Снеговика записано задание)

Найти

2/6 от 120

6/9 от 630

4/7 от 77

Переставляя цифры сделать равенство верным:

62 : 31 = 3

(63 : 21 = 3)

(36 : 12 = 3)

Задача на смекалку:

Во время экскурсии в один автобус сели 48 человек, а во второй на 6 человек меньше. Сколько человек должны перейти из первого автобуса во второй, чтобы в них пассажиров стало поровну?

(48–42) : 2 = 3 чел.

Выразить в других единицах измерения:

4 км2 3 га = (403) га

3 т 500 кг = (35) ц

6200 лет = (62) в.

5 кг 40 г = (5040) г

Найти периметр квадрата со стороной 3 см 2 мм. (12 см 8 мм)

Не вычисляя, назвать неверные решения:

7380 : 9 = 82 (820)

3010 : 5 = 62 (602)

56014 : 7 = 8002

- Молодцы! Вот мы и собрали Снеговика.

Он останется у нас на уроке и вместе с вами поучиться решать задачи и узнает новый вид записи примеров на деление.

Но у нас на уроке есть ещё один гость. Он пока не хочет показываться, и будет наблюдать, как вы работаете украдкой. А в конце урока вы должны будете сами угадать, кто там прячется. Но он выйдет, только если вы будете работать быстро, чётко и дружно.

3. Работа по теме урока.

- Посмотрите на пример и объясните его решение:

- Хорошо. Но решение этого примера можно записать по-другому, делая запись короче. (Записываем решение коллективно)

- Какой вид записи вам больше нравится?

- Сейчас мы будем решать примеры, записывая их решения, где возможно, кратко.

- Давайте решим правильно примеры Снеговика, в которых вы нашли ошибки.

(С объяснением у доски)

Решение примеров по учебнику: № 436 с.85 (1, 2 у доски, 3, 4 самостоятельно)

Физпауза: под тихую музыку дети садятся удобно, закрывают глаза, а учитель медленно произносит слова:

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая.
Замедляются движенья,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно.

Решение задач.

Задачи № 438, с.85

- Прочитайте первую задачу. Составим к ней краткую запись.

I – 4 рул. - ? м

108 м

II – 5 рул. - ? м

- Составление программы решения под руководством ученика.

- Что значит 108 м?

- Сколько это рулонов?

- Сколько в задаче будет ответов? Почему?

(Записываем решение коллективно)

  1. 4 + 5 = 9 (рул.) – обоев пошло на две комнаты.
  2. 108 : 9 = 12 (м) – обоев в одном рулоне.
  3. 12 * 4 = 48 (м) – обоев пошло на первую комнату.
  4. 12 * 5 = 60 (м) – обоев пошло на вторую комнату.

Ответ: 48 метров, 60 метров.

- Прочитайте вторую задачу. Составим к ней краткую запись.

I – 48 м - ? рул.

9 рул.

II – 60 м - ? рул.

(Записываем решение самостоятельно)

  1. 48 + 60 = 108 (м) – обоев пошло на оклейку двух комнат.
  2. 108 : 9 = 12 (м) – обоев в одном рулоне.
  3. 48 : 12 = 4 (рул.) – обоев пошло на первую комнату.
  4. 60 : 12 = 5 (рул.) – обоев пошло на вторую комнату.

Ответ: 4 рулона, 5 рулонов.

- Что можно сказать об этих задачах?

- Сравните их решения.

4. Итог урока.

- Молодцы!

- Наш урок подходит к концу. Чему вы научились на уроке?

- Как вы работали?

- Теперь пришло время узнать, кто же наш таинственный гость. Но сначала вы должны решить примеры и расшифровать его имя.

(На доске ключ к шифру дан в виде снежинки)

150 0 292 10 420 940

р     Д  к    а    о      н

(84 – 7 * 12) * 35 = (0)

75 * (50 – 2 * 24) = (150)

1860 : (200 – 14) = (10)

300 – 88 : 11 = (292)

(90 – 89) * 420 = (420)

40 +810 : 90 * 100 = (940)

- Так кто же пришёл к нам в гости?

- А как вы думаете, почему именно Дракон?

- Правильно. Ведь наступающий 20012 год будет проходить под знаком чёрного водяного Дракона. И весёлый Дракоша поздравляет вас с наступающим Новым годом. Желает всем счастья, исполнения всех желаний. И дарит всем небольшой сладкий подарок.

5. Домашнее задание: № 28, 31 с.23.