Цели.
1. Закреплять и совершенствовать умение детей письменно делить многозначные числа на однозначные, используя как подробную, так и краткую запись решения.
2. Развивать речь, мышление, математическую зоркость и смекалку.
3. Содействовать в ходе урока воспитанию таких человеческих качеств, как доброта, отзывчивость, желание прийти на помощь.
Учебник: М.И.Моро, М.А.Бантова “Математика 4 класс, часть 1”, М.: “Просвещение”, 2010.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки Снеговика и Дракона, музыка для релаксации.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня я нашла письмо. Оно адресовано нашему классу.
Давайте его прочтём:
“Здравствуйте, ребята!
Я пришёл к вам в класс, чтобы вы помогли мне выполнить задания, которые мне дали в школе Снеговиков. Но я таю, у вас очень жарко.
Ой! Помогите!!!”
- Как вы думаете, кто написал это письмо?
- Снеговик не успел подписаться т.к. растаял.
- Чтобы собрать Снеговика нам надо выполнить все его задания.
2. Устный счёт.
(На каждой детали Снеговика записано задание)
Найти
2/6 от 120
6/9 от 630
4/7 от 77
Переставляя цифры сделать равенство верным:
62 : 31 = 3
(63 : 21 = 3)
(36 : 12 = 3)
Задача на смекалку:
Во время экскурсии в один автобус сели 48 человек, а во второй на 6 человек меньше. Сколько человек должны перейти из первого автобуса во второй, чтобы в них пассажиров стало поровну?
(48–42) : 2 = 3 чел.
Выразить в других единицах измерения:
4 км2 3 га = (403) га
3 т 500 кг = (35) ц
6200 лет = (62) в.
5 кг 40 г = (5040) г
Найти периметр квадрата со стороной 3 см 2 мм. (12 см 8 мм)
Не вычисляя, назвать неверные решения:
7380 : 9 = 82 (820)
3010 : 5 = 62 (602)
56014 : 7 = 8002
- Молодцы! Вот мы и собрали Снеговика.
Он останется у нас на уроке и вместе с вами поучиться решать задачи и узнает новый вид записи примеров на деление.
Но у нас на уроке есть ещё один гость. Он пока не хочет показываться, и будет наблюдать, как вы работаете украдкой. А в конце урока вы должны будете сами угадать, кто там прячется. Но он выйдет, только если вы будете работать быстро, чётко и дружно.
3. Работа по теме урока.
- Посмотрите на пример и объясните его решение:
- Хорошо. Но решение этого примера можно записать по-другому, делая запись короче. (Записываем решение коллективно)
- Какой вид записи вам больше нравится?
- Сейчас мы будем решать примеры, записывая их решения, где возможно, кратко.
- Давайте решим правильно примеры Снеговика, в которых вы нашли ошибки.
(С объяснением у доски)
Решение примеров по учебнику: № 436 с.85 (1, 2 у доски, 3, 4 самостоятельно)
Физпауза: под тихую музыку дети садятся удобно, закрывают глаза, а учитель медленно произносит слова:
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая.
Замедляются движенья,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно.
Решение задач.
Задачи № 438, с.85
- Прочитайте первую задачу. Составим к ней краткую запись.
I – 4 рул. - ? м
108 м
II – 5 рул. - ? м
- Составление программы решения под руководством ученика.
- Что значит 108 м?
- Сколько это рулонов?
- Сколько в задаче будет ответов? Почему?
(Записываем решение коллективно)
- 4 + 5 = 9 (рул.) – обоев пошло на две комнаты.
- 108 : 9 = 12 (м) – обоев в одном рулоне.
- 12 * 4 = 48 (м) – обоев пошло на первую комнату.
- 12 * 5 = 60 (м) – обоев пошло на вторую комнату.
Ответ: 48 метров, 60 метров.
- Прочитайте вторую задачу. Составим к ней краткую запись.
I – 48 м - ? рул.
9 рул.
II – 60 м - ? рул.
(Записываем решение самостоятельно)
- 48 + 60 = 108 (м) – обоев пошло на оклейку двух комнат.
- 108 : 9 = 12 (м) – обоев в одном рулоне.
- 48 : 12 = 4 (рул.) – обоев пошло на первую комнату.
- 60 : 12 = 5 (рул.) – обоев пошло на вторую комнату.
Ответ: 4 рулона, 5 рулонов.
- Что можно сказать об этих задачах?
- Сравните их решения.
4. Итог урока.
- Молодцы!
- Наш урок подходит к концу. Чему вы научились на уроке?
- Как вы работали?
- Теперь пришло время узнать, кто же наш таинственный гость. Но сначала вы должны решить примеры и расшифровать его имя.
(На доске ключ к шифру дан в виде снежинки)
150 0 292 10 420 940
р Д к а о н
(84 – 7 * 12) * 35 = (0)
75 * (50 – 2 * 24) = (150)
1860 : (200 – 14) = (10)
300 – 88 : 11 = (292)
(90 – 89) * 420 = (420)
40 +810 : 90 * 100 = (940)
- Так кто же пришёл к нам в гости?
- А как вы думаете, почему именно Дракон?
- Правильно. Ведь наступающий 20012 год будет проходить под знаком чёрного водяного Дракона. И весёлый Дракоша поздравляет вас с наступающим Новым годом. Желает всем счастья, исполнения всех желаний. И дарит всем небольшой сладкий подарок.
5. Домашнее задание: № 28, 31 с.23.