Устный журнал "Русское народное творчество и промыслы"

Разделы: Начальная школа


1 страница “Музей рародного творчества”

2 страница “Сокровища народного искусства”

3 страница “Ожившие сказки”

4 страница “Музыка — душа народа”

Вступительное слово учителя.

Наш устный журнал посвящен искусству русского народа. Душа каждого народа проявляется в лирической песне, задорной частушке, остроумной пословице. Мастерство и талант народа в каждой поделке, выходящей из умелых рук.

Первая страничка журнала посвящена различным ремеслам. Сейчас мы попадем в удивительный музей наролного творчества. По залам этого музея нас поведет экскурсовод - ученица нашего класса.

Выступление ученицы-экскурсовода.

Дорогие гости! Сегодня я вас приглашаю в Музей Народного творчества, где мы расскажем много интересного о культуре русского народа.

В первом зале представлена выставка изделий прикладного искусства. Во все времена люди старались украсить свой быт.

Вот чудо из чудес — хохломская роспись. Хохлома — старинное село, оно находилось среди дремучих лесов. Еще при Иване Грозном знали про Хохлому. С самых древних времен люди пользовались деревянной посудой: ковши и скобари, миски и ложки. Но пользоваться неокрашенной посудой неудобно: дерево впитывало жидкость, быстро загрязнялась. И тогда решили посуду окрашивать. Деревянные изделия покрывали жидкой глиной, сушили, мазали льняным маслом, посыпали оловянным порошком и только потом накладывали краски. Через краски выступал оловянный порошок, и казалось, что вещь эта золотая. Отсюда и пошло название “Золотая Хохлома”.

В каждом крестьянском доме можно было увидеть берестяные предметы быта: корзины, шкатулки, туеса, в которых хранилм крупу, муку и воду. Береста обладает бактерицидным свойством, поэтому очень полезно держать продукты и воду в такой посуде. Да и лапти из бересты носить полезно. Все берестяные изделия украшали резьбой и рисунками. В основном изображали цветы и птиц. С древних времен птица была символом счастья и здоровья. Есть такая легенда:

“У одного крестьянина тяжело заболел сын. Никто не знал что это за болезнь никто не мог помочь мальчику. Мальчик все время просил отца: ”Батюшка, я так хочу, чтобы наступило лето и прилетели птицы!”. Отец от отчаяния не знал, что делать, сидел и строгал палочки. И вдруг из щепок сложил птицу да и повесил ее над кроватью умирающего сына. Мальчик проснулся и закричал: “Батюшка! Птицы прилетели”. И с этого момента мальчик начал по- правляться. С тех пор люди стали верить, что птица приносит здоровье и счастье, и что в каждом доме нужно иметь птиц”.

В быту на Руси использовали и керамику. Так в селе Гжель делали керамическую посуду. В ХIХ веке стали производить фарфор. Все изделия Гжели расписаны синими и голубыми красками. Иногда добавляли золотые краски. Получалось очень красиво, нарядно.

А какие красивые и разные игрушки делали на Руси! Их лепили из глины, вырезали из дерева. В каждой местности глиняные игрушки имели свой особый вид. Орловские и тульские делали из белой глины, городецкие и дымковские — из красной. Они представляли удивительный мир фантаксических зверей, нарядно разодетых барынь и кавалеров, сказочных богатырей и домашних животных.

Деревянные игрушки вырезали из березы и липы. Липа - самое красивое и мягкое дерево. Мнгие игрушки можно было приводить в движение. Мастера часто работали целыми семьями. В наше время производство стало декоративным искусством.

К декоративному искусству относится и Палеховская миниатюра. Это тончайшая живопись на лаковых изделиях из папье-маше: коробках, шкатулках, украшениях. Палех - старинное село в центре России, где с ХIV века жили мастера-иконописцы. В начале ХХ века там стали производить палеховскую миниатюру. В1925 году изделия Палеха получили Гран-при на выставке в Париже и завоевали мировую славу. Темы палеховских произведений разнообразны: русские песни, былины, сказки.

Учитель:

Любимый всеми вид народного творчества - сказки, пословицы, поговорки. “Даже тем, кто в коляске, бабушки любят рассказывать сказки”, - говорят люди, подчеркивая тем самым, что этот вид творчества доступен любому возрасту.

Мы переходим ко второй странице нашего журнала. Познакомит нас с ней ученики нашего класса.

Ведущие:

Народные песни. сказки, загадки и поговорки знают и любят и взрослые, и дети. В них заложена народная мудрость, знания, отношения к тем или иным событиям, происходящим в природе и между людьми. Мы встречаемся с ними на каждом шагу и очень часто применяем в разговоре. Русский язык особенно богат пословицами и поговорками.

Поговорка — это такое выражение, которое очень метко подмечает какое-либо явление в жизни, например:

Семь пятниц на неделе.

Положить зубы на полку.

Пословица — это такое изречение, которое несет в себе обобщающий и обязательно поучительный смысл, например:

Что посеешь, то и пожнешь.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Мы не знаем имен далеких предков, сложивших загадки, мудрые поговорки, живущие много веков и дошедшие до наших дней. Но нам известны имена людей - собирателей произведений устного народного творчества.

Одним из таких собирателей пословиц и поговорок является Владимир Иванович Даль, портрет которого вы видите на экране. Он много ездил по стране и записывал меткие народные словечки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки. Их великое множество.

Одни из них говорят о труде и лени, об учении, прилежании, дружбе, например:

ученье — свет, а неученье — тьма;

друг познается в беде;

терпенье и труд все перетрут.

А вы, ребята, какие знаете пословицы?

Кажется нет такой стороны жизни людей, о которой не было бы пословицы или поговорки.

А что же такое загадка? Загадка — это описание другими словами какого-нибудь явления или предмета. Отгадка основана сообразительности отгадывающего.

Давайте, ребята, будем загадывать загадки, которые вы знаете.

Раньше загадки были обязательны при различных обрядах. Например во время свадьбы жениху обязательно задавали загадки. Таким образом проверяли, насколько он умен, может ли найти выход из трудного положения. Ведь ему надо стать главой семьи.

 Сейчас никто не может сказать, когда начали петь былины и сказывать сказки. Во все времена народ слагал удивительные сказки, предания, песни, былины. Они переходили от дедов к отцам, от отцов к детям. Это называется устным народным творчеством.

Устное народное творчество — это язык народа, его наблюдательность, его ум.

Ребята, назовите, какие русские народные сказки вы знаете.

Великий русский писатель А.С. Пушкин был с самого детства воспитан на народных сказках, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Когда он стал сам сочинять свои сказки, то много сюжетов заимствовал из них. В последствии он писал: “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”.

Народные сказки всегда остроумны и справедливы. В них наказывается зло и торжествует добро. Сказка воспитывает людей.

Многие высказывания героев сказок стали пословицами и поговорками. Вспомните: “Битый небитого везет”, “Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.. ”, “Тебе корешки, а мне вершки”, “Медведь косолапый на ногу наступил” и много других.

Давайте проверим, как вы знаете народные сказки. /Викторина/

- Ушки мои, ушки! Что вы делали?
- Мы все слушали.
- А вы, ножки, что делали?
- Мы все бежали.
- А ты, хвост?
- А я все тебе мешал бежать.
- А, ты мешал! Вот я тебе задам! /Лисичка со скалочкой/

- Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи...  /Лиса и заяц/

- Тепло ли тебе, девица?
Тепло ли тебе, красная? /Морозко/

- Красна девица! Влезь ко мне в ушко, а в другое вылезь — все будет сработано. /Крошечка-Хаврошечка/

- Не тужи Иван-царевич! Ложись-ка спать-почивать, утро вечера мудренее! /Василиса Премудрая/

- Ах, братец мой, Иванушка,
Тяжел камень ко дну тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на грудь легли! /Сестрица Аленушка и братец Иванушка/

Учитель:

Сказки питают воображение многих художников. Следующая страница нашего журнала посвящена творчеству великого художника Виктора Михайловича Васнецова.

О нем нам расскажет ученик нашего класса.

Древним искуством, которое издавна известно человеку, является живопись. В отличие от писателя, художникне может так подробно рассказать сюжет произведения.

Автор картины говорит с нами не словами, а с помощью кисти. Вместо слова у него — цвет, вместо предложений — всевозможные оттенки красок. Как и в сказках, на картине живут разные персонажи: конь с двумя головами, русалки, невиданные цветы и деревья. Богата русская земля талантливами художниками: Репин, Суриков, Шишкин, Левитан, Куинджи, Врубель /портреты или репродукции картин/.

Среди художников, которые “оживляли сказки” наиболее известен нам Виктор Михайлович Васнецов /портрет и репродукции картин/. С ним в русскую живопись вошел мир русской сказки. На картинах художника мы видим и находчивого и смелого Иван-царевича, Грустную царевну Несмеяну, мужественных и добрых богатырей. С детства Васнецов любил народные сказки, став художником, написал много картин на сказочные сюжеты, Среди них: “Ковер-самолет”, “Иван-царевич на сером волке”, “Витязь на распутье”, “Три богатыря” и другие.

Я очень люблю картину “Аленушка” и хочу рассказать о ней.

Картина написана на сюжет известной русской народной сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. Привлекает внимание образ девушки, Аленушка сидит на камне на опушке леса, на берегу глубокого пруда. Весь ее облик выражает печаль: какой у нее грустный взгляд.

Аленушка — сказочный персонаж, но на картине она нам видится простой крестьянской девушкой, которая задумалась над своей нелегкой жизнью. Здесь как бы переплетается и сказка и быль.

Посмотрите, как природа “солереживает” горю девушки. Она написана в темных сумрачных красках, создающих впечатление дремучего осеннего леса. Березка опустила свои ветки к самой воде и как бы пытается помочь Аленушке вытащить братца из пруда. На картине нет ни одного солнечного лучика, небо серое и тоскливое. И тем не менее картина написана ярко и сочно.

Вся картина пронизана душевным теплом, чувством сострадания. Картина написана с большой любовью, как и все произведения талантливого художника. Все прекрасные полотна Васнецова будут радоватьеще не одно поколение людей.

Учитель:

Мы перевернули еще одну страницу журнала, переходим к следующей - музыкальной.

С ней нас познакомнит следующий ученик.

Выступление ученика:

Я расскажу о русских народных песнях. Многие народные песни сочинялись в то далекое время, когда музыке никто не учился. Песни сочиняли самоучки — любители петь и играть на народных музыкальных инструментах.

Песни чаще всего сочинялись в деревнях. Люди пели о том, что их волновало, что им было дорого. Это были плясовые, свадебные, трудовые, солдатские песни. На уроках музыки мы слушали и изучали много народных песен.

Давайте сейчас послушаем несколько песен в исполнении ребят нашего класса.

Ни один праздник не обходился без танцев, задорных плясок. Они бывают удалые и веселые, бывают плавные и хороводные.

Посмотрите хороводный танец “Во поле береза стояла” в исполнении наших учеников.

Учитель:

И так мы перевернули последнюю страницу нашего устного журнала. Если ваше сердце не было равнодушным, не было скуки, если вы узнали и увидели что-то новое, проявили интерес к народному творчеству, то мы свою задачу выполнили.

В память о нашей встрече разрешите вручить нашим гостям сувениры, выполненные руками ребят.

Спасибо Всем! До новых встреч!