Профилактика дисграфии в 1-м классе общеобразовательной школы; развитие звукобуквенного анализа и синтеза

Разделы: Начальная школа, Логопедия


1. Организационный момент:

“Сегодня мы отправляемся в сказку, где нас будут ждать разные приключения и задания.

Но здесь Бабка-Ёжка побывала
В сказку вход заколдовала:
Буквы все перевернула
И название зачеркнула.
Ты название отгадай
В сказку дверку открывай”.

Е Л И Б Е Д У Г И С

Дети находят и исправляют ошибки в слове (“Сказка”), затем угадывают перечёркнутые буквы и составляют из них название сказки “Гуси-лебеди”.

Логопед открывает доску.

Ход занятия

“Вот мы и попали в сказку “Гуси-лебеди” . Напомните мне сюжет этой сказки”. (Дети кратко вспоминают сюжет сказки)

“Ребята, нам сегодня будут на занятии помогать звук и буква А и буква Я.

Дайте характеристику букве А.

Что вы знаете про букву Я. (Буква Я – это гласная буква, которая может обозначать один звук А, когда стоит после согласной или два звука: Й–А, когда стоит в начале слова или после гласной, после разделительного мягкого и твёрдого знака.)

Чем отличается звук от буквы?”

“Прежде, чем отправиться в дорогу я и буквы А–Я хотим проверить ,как вы готовы к нашим приключениям.”

Опрос:

  • Где спрятался звук А в слове “Акула”?
  • Назови только гласные звуки / буквы в слове “Ананас”, “Мяч”?
  • Назови только согласные в слове “Зяблик”?
  • Сколько звуков и букв в словах “Арбузы”, “Яхта”, “Маяк”, “Ряд”?
  • Назови 4 звук / букву в слове “Арфа”; 1 звук / букву в слове “ЯК”, 3 звук / букву в слове “Пряник”?
  • Какой общий звук в словах: “Акула”, “Ананас”, “Арбузы”? (Звук А)
  • Какая буква встречается при написании этих слов: “Яблоко”, “Ядра”, “Якорь”.

“Сравните графическое изображение букв А–Я по элементам . Сложите маленькие прописные буквы из готовых элементов”.

“Ребята, в дороге нам понадобится клубок-путеводитель. У вас на карточках три клубка. Выберите тот, в котором буква “А” встречается в 2 раза чаще, чем буква “Я”. (Дети считают буквы и называют номер клубка)

“Впереди у нас болото,
Ног мочить нам неохота,
Будем кочки мы искать
И задания выполнять.
Вы лягушек поверните
И картинки рассмотрите”.

“Вот и первое препятствие - болото, а на болоте кочки с графическими схемами слов.

Чтобы по ним пройти и в болото не упасть – надо картинки к схемам подобрать.”

(Дети подбирают картинки “на лягушках” к схемам и прикрепляют на доску).

Картинки: ягода (я _ _ _ а), яйца (я _ _ а), мяч (_ я _), рябина

(_ я _ _ _ а), ящерица (я _ _ _ _ _ а), земляника (_ _ _ _ я _ _ _ а).

“По болоту мы прошли,
Что же ждёт нас впереди?
В поле яблонька стоит,
Ветки донизу клонит,
Вся обвешена плодами
Не простыми, а с словами.
Но в словах ошибки есть
Ты попробуй их прочесть.
Чтобы букву отыскать –
Надо пару подобрать.
Ты в корзинку загляни,
Проверочное слово там найди”.

“Ребята, на яблочках написаны слова, в которых пропущена гласная. Вы должны найти в корзинке карточку с проверочным словом и прикрепить пару на доске, вставив в слово пропущенную гласную и подчеркнуть.

Как мы с вами должны подбирать проверочные слова?”.

Например: к . ты - кот.

Пары слов: м . чи – мяч, ш . ги – шаг, с . ды – сад, п . тно – пятна, гл . за – глаз, . дро – ядра, гр . да – гряды.

“Опять наш клубок покатился по дорожке. Интересно, куда же он заведёт?

Вот молочная река,
По волнам бегут слова,
Кто-то мимо пробегал
И словечки растерял.
Ты словечки прочитай,
И со мной в игру сыграй”.

“Прочитайте слова. Догадайтесь, какую букву надо убрать, чтобы получилось новое слово. Запишите эти слова в тетрадку и подчеркните буквы А–Я.”

Слова: ряд, лямка, таня, пара, гряды, шарф, слава.

“Опять наш клубок побежал по дорожке. А по пути Машенька решила ягоды собирать. Для того, чтобы узнать, какие ягоды собрала Маша, вы должны выложить слоги в нужном порядке”.

Детииз слогов складывают слова: малина, земляника, вишня, брусника, клубника, черешня, черника.

Затем дети переписывают слово в тетрадь и подчеркивают буквы А–Я.

“Какие из собранных ягод не являются лесными?”

“Чтобы отгадать, какие ягоды попали к Маше в лукошко, вы должны разгадать таблицу. Для этого вы должны быть очень внимательными и среди букв найти слова.”

Я Я К Р А С Н А Я Я
Я Я Я Я Я Л Я Я Я Я
Я Я Я Я Я А Я Я Я Я
Я Я Я С А Д О В А Я
Я Я Я Я Я К Я Я Я Я
К Р У П Н А Я Я Я Я
Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я

“На какой вопрос отвечают эти слова? Какие слова – определения можете подобрать вы? (Дети подбирают прилагательные к слову “Ягода”). Выпишите их в тетрадку и подчеркните буквы А–Я.”

“Пока ягоды искали,
Мы дорогу потеряли.
Наш клубочек заблудился,
У печи остановился.
Чудо-печка нам поможет,
Если с ней сыграть ты сможешь.
Мяч бросаю – ты лови
С чем пирог скажи в печи?!”.

Физминутка: Игра в мяч. Логопед кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос: “С малиной пирожок какой? Ребёнок отвечает: “Малиновый”. (Брусничный, земляничный, смородиновый, клубничный, черничный, крыжовенный, клюквенный)

“Что же вот и дом Яги.
Двери очень здесь крепки.
Чтобы их отворить надо волшебное слово раздобыть”.

Логопед просит определить заданный звук в словах, запомнить его и соединить последовательно с другими отгаданными звуками.

Банка + Мак + Я + Сон = Баян

“Назовите количество звуков и букв. Что обозначает это слово?”.

“Вот спасён Иванушка,
Маша очень рада.
Но скоро прилетит Яга – срочно нам домой пора.
Заклинанье одно есть - кто сумеет его прочесть?”.

Дети вставляют на карточках в слова буквы А–Я. И находят ошибки при написании предложения. Исправляют их и подчёркивают. Объясняют смысл пословицы.

Например: птиц .сильн . крыль . ми , ачеловек дружбой. (Птица сильна крыльями, а человек дружбой.)

3. Итог занятия

“Попали Маша и Ваня домой и стали рассказывать о своих приключениях. А что вы можете вспомнить о заданиях, которые встречались в нашем путешествии?”.