1. Организационный момент:
“Сегодня мы отправляемся в сказку, где нас будут ждать разные приключения и задания.
Но здесь Бабка-Ёжка побывала
В сказку вход заколдовала:
Буквы все перевернула
И название зачеркнула.
Ты название отгадай
В сказку дверку открывай”.
Е Л И Б Е Д У Г И С
Дети находят и исправляют ошибки в слове (“Сказка”), затем угадывают перечёркнутые буквы и составляют из них название сказки “Гуси-лебеди”.
Логопед открывает доску.
Ход занятия
“Вот мы и попали в сказку “Гуси-лебеди” . Напомните мне сюжет этой сказки”. (Дети кратко вспоминают сюжет сказки)
“Ребята, нам сегодня будут на занятии помогать звук и буква А и буква Я.
Дайте характеристику букве А.
Что вы знаете про букву Я. (Буква Я – это гласная буква, которая может обозначать один звук А, когда стоит после согласной или два звука: Й–А, когда стоит в начале слова или после гласной, после разделительного мягкого и твёрдого знака.)
Чем отличается звук от буквы?”
“Прежде, чем отправиться в дорогу я и буквы А–Я хотим проверить ,как вы готовы к нашим приключениям.”
Опрос:
- Где спрятался звук А в слове “Акула”?
- Назови только гласные звуки / буквы в слове “Ананас”, “Мяч”?
- Назови только согласные в слове “Зяблик”?
- Сколько звуков и букв в словах “Арбузы”, “Яхта”, “Маяк”, “Ряд”?
- Назови 4 звук / букву в слове “Арфа”; 1 звук / букву в слове “ЯК”, 3 звук / букву в слове “Пряник”?
- Какой общий звук в словах: “Акула”, “Ананас”, “Арбузы”? (Звук А)
- Какая буква встречается при написании этих слов: “Яблоко”, “Ядра”, “Якорь”.
“Сравните графическое изображение букв А–Я по элементам . Сложите маленькие прописные буквы из готовых элементов”.
“Ребята, в дороге нам понадобится клубок-путеводитель. У вас на карточках три клубка. Выберите тот, в котором буква “А” встречается в 2 раза чаще, чем буква “Я”. (Дети считают буквы и называют номер клубка)
“Впереди у нас болото,
Ног мочить нам неохота,
Будем кочки мы искать
И задания выполнять.
Вы лягушек поверните
И картинки рассмотрите”.
“Вот и первое препятствие - болото, а на болоте кочки с графическими схемами слов.
Чтобы по ним пройти и в болото не упасть – надо картинки к схемам подобрать.”
(Дети подбирают картинки “на лягушках” к схемам и прикрепляют на доску).
Картинки: ягода (я _ _ _ а), яйца (я _ _ а), мяч (_ я _), рябина
(_ я _ _ _ а), ящерица (я _ _ _ _ _ а), земляника (_ _ _ _ я _ _ _ а).
“По болоту мы прошли,
Что же ждёт нас впереди?
В поле яблонька стоит,
Ветки донизу клонит,
Вся обвешена плодами
Не простыми, а с словами.
Но в словах ошибки есть
Ты попробуй их прочесть.
Чтобы букву отыскать –
Надо пару подобрать.
Ты в корзинку загляни,
Проверочное слово там найди”.
“Ребята, на яблочках написаны слова, в которых пропущена гласная. Вы должны найти в корзинке карточку с проверочным словом и прикрепить пару на доске, вставив в слово пропущенную гласную и подчеркнуть.
Как мы с вами должны подбирать проверочные слова?”.
Например: к . ты - кот.Пары слов: м . чи – мяч, ш . ги – шаг, с . ды – сад, п . тно – пятна, гл . за – глаз, . дро – ядра, гр . да – гряды.
“Опять наш клубок покатился по дорожке. Интересно, куда же он заведёт?
Вот молочная река,
По волнам бегут слова,
Кто-то мимо пробегал
И словечки растерял.
Ты словечки прочитай,
И со мной в игру сыграй”.
“Прочитайте слова. Догадайтесь, какую букву надо убрать, чтобы получилось новое слово. Запишите эти слова в тетрадку и подчеркните буквы А–Я.”
Слова: ряд, лямка, таня, пара, гряды, шарф, слава.“Опять наш клубок побежал по дорожке. А по пути Машенька решила ягоды собирать. Для того, чтобы узнать, какие ягоды собрала Маша, вы должны выложить слоги в нужном порядке”.
Детииз слогов складывают слова: малина, земляника, вишня, брусника, клубника, черешня, черника.
Затем дети переписывают слово в тетрадь и подчеркивают буквы А–Я.
“Какие из собранных ягод не являются лесными?”
“Чтобы отгадать, какие ягоды попали к Маше в лукошко, вы должны разгадать таблицу. Для этого вы должны быть очень внимательными и среди букв найти слова.”
Я | Я | К | Р | А | С | Н | А | Я | Я |
Я | Я | Я | Я | Я | Л | Я | Я | Я | Я |
Я | Я | Я | Я | Я | А | Я | Я | Я | Я |
Я | Я | Я | С | А | Д | О | В | А | Я |
Я | Я | Я | Я | Я | К | Я | Я | Я | Я |
К | Р | У | П | Н | А | Я | Я | Я | Я |
Я | Я | Я | Я | Я | Я | Я | Я | Я | Я |
“На какой вопрос отвечают эти слова? Какие слова – определения можете подобрать вы? (Дети подбирают прилагательные к слову “Ягода”). Выпишите их в тетрадку и подчеркните буквы А–Я.”
“Пока ягоды искали,
Мы дорогу потеряли.
Наш клубочек заблудился,
У печи остановился.
Чудо-печка нам поможет,
Если с ней сыграть ты сможешь.
Мяч бросаю – ты лови
С чем пирог скажи в печи?!”.
Физминутка: Игра в мяч. Логопед кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос: “С малиной пирожок какой? Ребёнок отвечает: “Малиновый”. (Брусничный, земляничный, смородиновый, клубничный, черничный, крыжовенный, клюквенный)
“Что же вот и дом Яги.
Двери очень здесь крепки.
Чтобы их отворить надо волшебное слово раздобыть”.
Логопед просит определить заданный звук в словах, запомнить его и соединить последовательно с другими отгаданными звуками.
Банка + Мак + Я + Сон = Баян
“Назовите количество звуков и букв. Что обозначает это слово?”.
“Вот спасён Иванушка,
Маша очень рада.
Но скоро прилетит Яга – срочно нам домой пора.
Заклинанье одно есть - кто сумеет его прочесть?”.
Дети вставляют на карточках в слова буквы А–Я. И находят ошибки при написании предложения. Исправляют их и подчёркивают. Объясняют смысл пословицы.
Например: птиц .сильн . крыль . ми , ачеловек дружбой. (Птица сильна крыльями, а человек дружбой.)
3. Итог занятия
“Попали Маша и Ваня домой и стали рассказывать о своих приключениях. А что вы можете вспомнить о заданиях, которые встречались в нашем путешествии?”.